Надеюсь, что в дальнейшем мы с вами будем работать так же прилежно, ответственно и получать высокие результаты.
Сегодня я хочу вас предупредить об очень ответственной работе. Прошу быть внимательными и качественно освоить ВЕСЬ новый учебный материал! Качественно вести ВСЕ записи в тетради (задания).
ПРИСТУПАЙТЕ! УСПЕХОВ!
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||
1. | Организационный момент | Предоставление алгоритма работы, доп. материала: Видеоурок- https://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/naselenie-rossii/chislennost-naseleniya-rossii Презентация- доп. вложение | Приготовьте учебные принадлежности к уроку: учебник п.47-48, атлас стр.22-23, тетрадь | |||||||||||||||||||||
2. | Мотивационно-целевой | Откройте, пжлст, карту территории РФ. Вопросы: -Чему равна площадь нашей страны? -Можем ли мы назвать нашу страну богатой? Какие природные богатства у нас есть? Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел учебника, который расскажет нам еще об одном богатстве нашей страны. Как вы думаете, о каком? Вопросы: -Какой большой раздел мы начинаем изучать? -Какие характеристики есть у населения любой страны? -Как вы думаете, какая из этих характеристик будет главной на визитной карточке любой страны? -Назовите тему урока. -Определите цель урока. На какие вопросы о численности населения мы можем ответить? Таким образом, задачи нашего урока: 1. Определить численность населения страны. 2. Определить место России в мире по численности населения. 3. Выявить причины, изменяющие численность населения, научиться их анализировать. | Ответьте на вопросы (устно). Ответьте на вопросы: Население России (Н) (запишите тему урока в тетрадь) Половой, возрастной религиозный, национальный состав, численность. Численность (зап. в тетрадь) Назовите тему, определите цель, сформулируйте задачи урока. | |||||||||||||||||||||
Этап открытия новых знаний | Вопрос: Каким образом можно узнать число жителей на любой территории? (стр. 132)
Задание 1. Изучите историческую справку.
Учетом населения правители и государства занимались во все времена.
Тамерлан считал своих воинов при помощи брошенных в кучу камней.
Скифы использовали не камни, а наконечники стрел.
Во времена татаро-монгольского нашествия учет был похозяйственным: учитывались для обложения данью дома или "дымы". В XIV - XVI вв., результаты учетов записывались в так называемых "писцовых книгах".
В XVII в. единицей налогооблажения становится хозяйство ("двор"), а учеты населения именуются подворными переписями.
В 1718 году Петр Великий издал указ, которым предписывалось "взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола …". Составленные подобным образом списки ("сказки") были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке - "ревизии".
Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской Империи была проведена в начале 1897 года. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П.Семенов - Тян - Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX в. В истории этой переписи много интересных фактов и курьезов. Например, Николай II в графе «род занятий» скромно указал: «хозяин земли русской»
Ответьте на вопросы:
-Какие способы использовались для учета населения?
-Когда была проведена первая перепись?
-Кто был ее инициатором?
-Как обозначил свое место в государстве Николай Второй?
Наука о населении -демография, очень точная, поэтому все данные обрабатываются статистически.
Вопрос: а чему равна численность населения России?
Задание№ 2. Изучите статистические данные на начало 2018 года. Чему равна численность населения России? Какое место в мире занимает наша страна? (постройте столбчатую диаграмму в тетради, за ед. отрезок возьмите 50 млн.чел)
Вопрос: Какую задачу урока мы выполнили?
Вопрос: Как вы считаете, численность населения - показатель- стабильный (постоянный) или динамичный (изменяющийся)?
|
Задание № 3. Проанализируйте данные рисунка 3.3 стр. 133. «Изменение численности населения РФ 1750-2016 годы».
-Как менялся данный показатель?
-Когда был достигнут максимальный показатель?
Вопрос: Почему численность меняется? Какие процессы могут на это повлиять?
Численность населения меняется под воздействием естественных (рождаемости и смертность) и механических процессов (перемещение населения). Мы рассмотрим сегодня естественные процессы.
Задание № 4