Урок 82. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»




Урок 82. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством С. А. Есенина; прививать любовь к поэзии; показывать красоту, точность, звучность поэтического слова; способствовать формированию навыка самоконтроля и взаимоконтроля; способствовать пониманию понятия «родина»; воспитывать любовь к родине, к семье, к русской поэзии
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением С. А. Есенина «Бабушкины сказки»; научатся: анализировать поэтическое произведение, рассуждать, делать выводы, выделять события, составляющие основу художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания Личностные: ценить и уважать писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить наизусть какое-либо из стихотворений В. Я. Брюсова, чем оно привлекло их Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Несколько человек выразительно читают одно из стихотворений В. Я. Брюсова. Учащиеся оценивают чтение друг друга Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Организует обсуждение темы урока. – Прочитайте тему урока.   – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией С. Есенина Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Познакомиться с биографией Сергея Есенина и его стихотворением «Бабушкины сказки». Учиться правильно, выразительно читать, анализировать стихотворение Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией поэта Рассказывает о творчестве С. Есенина, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Какие ассоциации (образы) возникают у вас, когда вы слышите легкое имя Сергей Есенин? – Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача – познакомиться со сведениями из биографии С. А. Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, каковы истоки поэзии Есенина. Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии – расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино. Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах, прошло детство Сергея. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребенка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом. Родители его – Александр Никитич и Татьяна Федоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (отца матери). «Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю». Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов. – Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина? Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет С. А. Есенина. Задают вопросы о его творчестве. – Сень (то, что покрывает, укрывает кого или что-нибудь, например, под сенью деревьев), осень, весна, весенний, синий, Россия. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Брауна. В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен – Поднебесье, тихие веси, сень березы И синь рассвет. Что-то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут: «Сергей Есенин», Всей России встают черты…     – Родная природа. Бабушка и дедушка Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
IV. Работа над содер-жанием текста. Работа с толковым словарем.   Первичное чтение произведения Проводит словарную работу. Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.     Итак, мы познакомились с некоторыми сведениями о детстве поэтами и поняли, что вдохновило его на сочинение стихов. Сейчас прочитаем стихотворение «Бабушкины сказки», которое он посвятил (сейчас нам понятно почему) своей бабушке. – Почему ребята загалдели? – Найдите слова с приставкой при-. – Однокоренное слово к слову «бабушка». – Любите ли вы сказки? – Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)? – Нравится ли вам самим читать сказки, или вы любите их слушать? – Кто у вас в семье лучший рассказчик сказок? – Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом. Учитель выразительно читает стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки». – Какое настроение оставило у вас стихотворение? – Какими вам показались дети? – На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки? – Случалось ли с вами подобное? – О чем вспоминает поэт в этом стихотворении? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Сережей? – С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно? Работают с толковым словарем. Опостылеют, опостылеть – надоесть. По задворкам (задворки) – часть крестьянского двора за домом, место за двором. Разухабистой гурьбой – молодцеватой, задорной. Бредем (синоним) – шагать. Бредем домой – устали, медленно идем. Салазки – маленькие деревянные ручные санки. Загалдели – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих). Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения. – Ребята хотят продолжения сказок. – Пригоркам, притворимся, приставать. – Бабушкины.     – Это стихотворение о теплых, нежных воспоминаниях детства Есенина, связанных с любимым человеком – бабушкой.   – Кудрявый мальчик Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?     – О чем говорится в первой части стихотворения?   – О чем говорится во второй части? Какова тема этой части, основная мысль? – В третьей части о чем речь?     – Какие художественные средства использовал автор в своем произведении? – Ребята, подберите синоним к слову «притворяться».     – Подберите антоним к слову «загалдеть». – Для чего использует автор данную лексику?     – Как бы вы прочитали стихотворение?   Далее следует упражнение в чтении стихотворения Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта, и это понятно. Все свое детство провел Есенин в деревне, сказки в детстве ему рассказывала его бабушка. – Как дети садятся и слушают бабушкины сказки. – Как сидят и слушают сказки еле дыша, с интересом. – О том, что сказки уже все закончились, а спать неохота. Дети начинают приставать к бабушке, но она им отказывает. – Олицетворение: «время к полночи идет». – Сравнение: «загалдели (гуси)». – Притворяться (синоним) – изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид. – Загалдеть – замолчать. – Автор использует эти слова, чтобы ярче и выразительнее раскрыть лирический образ героев произведения. – При чтении надо передать нужную интонации. Первые четыре строки – дети устали, следующие девять – дети внимательно слушают, голос негромкий, последние – обрадовались. Учащиеся читают стихотворение друг другу в группах или малых группах – парах, отрабатывают интонацию, а затем один из членов группы читает стихотворение вслух классу. Оценивают работу друг друга, из нескольких вариантов прочтения стихотворения выбирают лучший. В заключение урока читают стихотворение всем классом Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию
VI. Самостоятельная работа Проводит тест по теме. – Выберите правильный вариант ответа. 1. В какое время происходит действие этого стихотво-рения? а) Летом; б) осенью; в) зимой; г) весной. 2. В какое время дня происходит действие этого стихо-творения? а) Утром; б) днем; в) вечером. 3. Откуда возвращаются дети? а) С работы; б) прогулки; в) учебы. 4. Что слушают дети? а) Сказки; б) песни; в) советы. 5. Какого сказочного героя упоминает поэт? а) Василису Прекрасную; б) Ивана-царевича; в) Ивана-дурака Выполняют тест. Выбирают верные ответы. Ответы: 1 – в; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – в Осуществлять анализ произведения. Согласовывать усилия по решению учебной задачи
VII. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Перечитать еще раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки». Подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его, выполнить рисунок к стихотворению Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок? – Выскажите ваше отношение к стихотворению. – Как вы думаете, почему дети любили слушать бабушкины сказки? – С каким чувством вы уходите с урока? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Перед вами лицо мальчика, у которого меняется настроение: веселое, равнодушное, грустное. • Если урок прошел для вас с пользой, то поставьте точку около лица, выражающего веселое настроение. • Если что-то не понравилось в своей работе на уроке, поставьте точку под равнодушным лицом. • Если совсем недовольны собой, то точка должна быть около грустного лица Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.     – Дети очень любили бабушку а сказки, которые она рассказывала, были очень интересные Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: