Тема 6: ПСИХИКА ЖИВЫХ СУЩЕСТВ.
Развитие психики животных.
Мотивация темы. Значимость данной темы в ознакомлении студентов с основными этапами эволюционного развития психики.
Цель. Конечный результат занятия в усвоении о сновных понятий темы: чувствительность, инстинкты, научение, стадии психического отражения
Конкретные задачи занятия.
Студент должен знать роль нервной системы и головного мозга в развитии психики; знать стадии психического отражения;
Студент должен уметь привести примеры отличия деятельности человека от активности животных.
Задания для самоподготовки ( контрольные вопросы, тестовые задания, профессиональные ситуации)
Контрольные вопросы для самопроверки усвоения основных понятий темы:
- Назовите стадии развития психики. Какой форме поведения животных они соответствуют?
- Назовите сущность различий психики животных и человека.
Блок информации по теме занятия
Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах (сетчатой, кольцевой, радиальной и пр.). По мере развития нервная система погружается под мышечную ткань. Все большее значение начинает приобретать передний конец тела, в нем происходит скопление нервных элементов, возникает головной мозг.
Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение. Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое появление психики и показатель ее возникновения.
Этапы развития психики в филогенезе и их краткая характеристика представлены в таблице (по Твороговой, Леонтьеву А.Н. и Фабри К.Э.):
Стадии психического отражения
Стадия психического отражения | Характеристика стадии | Особенности поведения на данной стадии |
1. Элементарная сенсорная психика (или стадия элементарной чувствительности). А. Низший уровень. Примитивная чувствительность, раздражимость. Б. Высшей уровень наличие ощущений. | Способность реагировать только на отдельные свойства предметов из внешнего мира. | Реакция на биологически нейтральные раздражители Способность избегать неблагоприятных условий среды и вести активный поиск положительных раздражителей. |
2. Перцептивная психика (стадия предметного восприятия). | Интеграция отдельных воздействующих свойств в целостный образ вещи, отражение внешней действительности в предметной форме. | Разнообразные и сложные двигательные способности. Активный поиск положительных раздражителей; развитое защитное поведение. Элементарные формы мышления. |
3. Стадия интеллекта. | Отражение межпредметных связей. | Исследовательские формы поведения. Способность одну задачу решать разными способами. Перенос найденного способа решения в новые условия. Большие возможности приспособления. |
4. Сознание. | Отражается: окружающий мир обобщенно в форме понятий, зафиксированных в языке; собственный внутренний мир, отношение к себе и к миру. | Наличие речи. Возможность приспосабливаться к среде и среду к себе. Способность к произвольной регуляции психических процессов. |
Уровни поведения можно изобразить в виде схемы: таксисы – рефлексы – инстинктивное поведение - научение – интеллектуальная деятельность.
Роль врожденных программ поведения | Роль индивидуального опыта в поведении | Виды живых существ, находящихся на этом уровне |
Имеют главенствующее значение | Есть способность к формированию элементарных условных рефлексов. Их роль в поведении незначительна. | От простейших до кольчатых червей, брюхоногих моллюсков и некоторых других беспозвоночных. |
Высокоразвитые и сложные инстинкты (врожденные формы поведения на определенные условия среды) | Способность к научению (возрастает в процессе эволюции), к приобретению навыков (формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных) | Насекомые. Рыбы и др. низшие позвоночные. Высшие беспозвоночные (низший уровень стадии). Птицы, некоторые млекопитающие (высший уровень стадии). |
Мала. | Имеет главенствующее значение. Появляется интеллектуальное поведение (сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков) | Обезьяны. |
Практически отсутствует. | Решающее значение имеет культурно – исторический опыт. | Человек. |
Отметим, что способ и уровень адаптации животных к условиях существования определяется степенью развития психики животных Стадии развития психики различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. В одном случае – это уровень отдельных ощущений, в другом – предметное восприятие. Наивысший уровень развития психики животных говорит о простейшем интеллектуальном поведении животных, которое направлено на удовлетворение своих основных биологических потребностей.
Важнейшие отличия деятельности человека от активности животных:
деятельность человека | активность животных |
направляется познавательной потребностью и потребностью в общении | инстинктивно - биологическая деятельность |
смысл действия - в силе того места, которое оно занимает в совместной деятельности | нет совместной деятельности |
абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, причинные зависимости | руководствуются наглядными впечатлениями, в рамках наглядной ситуации |
передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык) | наследственно закрепленные формы поведения (инстинкты) |
изготовление и сохранение орудий труда, передача поколениям | создание вспомогательных средств, орудий, но не сохранение их |
преобразование внешнего мира в соответствии со своими потребностями | приспосабливание к внешней среде |
Задания для итогового контроля занятия ( контрольные вопросы, тестовые задания, профессиональные ситуации).
1. 1. Выберите один правильный ответ:
Задание 1. Врожденные формы поведения на определенные условия среды называются:
1. инстинкты | 4. все ответы верны |
2. научение | 5. все ответы неверны |
3. сознание |
Задание 2. Формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных, называются:
1. сознание | 4. все ответы верны |
2.научение | 5. все ответы неверны |
3.инстинкты |
Задание 3. Стадии, этапы развития психики разработали ученые:
1. Джеймс и Ланге | 4. все ответы верны |
2. Леонтьев и Фабри | 5. все ответы неверны |
3. Фрейд и Узнадзе |
Задание 4. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах:
1. сетчатой | 4. все ответы верны |
2. кольцевой | 5. все ответы неверны |
3. радиальной |
Задание 5. Активность животных включает в себя:
1. приспосабливание к внешней среде | 4. все ответы верны |
2. инстинктивно - биологическая деятельность | 5. все ответы неверны |
3. создание вспомогательных средств, орудий, но не сохранение их |
Эталонные ответы к тесту: 1-1, 2-2, 3-2, 4-4, 5-4
Задание 2. Заполните пропущенные места:
- У насекомых, рыбы и др. низшие позвоночные, у некоторых высших беспозвоночных, у птиц и некоторых млекопитающих существует способность….
- На стадии элементарной сенсорной психики….
- Все большее значение начинает приобретать передний конец тела, в нем происходит скопление нервных элементов, возникает …..
- ……возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. ….. – первое появление психики и показатель ее возникновения.
- В ………. происходит передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык).
Задание 3. Из приведенных суждений выберите верные и аргументируйте свой выбор.
- Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.
- Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.
- Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.
- У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.
- Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.
Задание 3.
А) Почему зайца легче научить «бить в барабан, а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?
Б) Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?
В) Как известно, клевание у цыпленка – инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и др. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта и навыка.
Список литературы
Основная литература:
- Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2007, с. 76 - 86
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: Кн 1. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995, с. 93 -112.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М:«Феникс», 2000, с. 28 -38.
Дополнительная литература.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер Ком, 1999, с. 90 – 128.
- Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1992.