Стадии психического отражения




Тема 6: ПСИХИКА ЖИВЫХ СУЩЕСТВ.

Развитие психики животных.

 

Мотивация темы. Значимость данной темы в ознакомлении студентов с основными этапами эволюционного развития психики.

Цель. Конечный результат занятия в усвоении о сновных понятий темы: чувствительность, инстинкты, научение, стадии психического отражения

Конкретные задачи занятия.

Студент должен знать роль нервной системы и головного мозга в развитии психики; знать стадии психического отражения;

Студент должен уметь привести примеры отличия деятельности человека от активности животных.

Задания для самоподготовки ( контрольные вопросы, тестовые задания, профессиональные ситуации)

Контрольные вопросы для самопроверки усвоения основных понятий темы:

  1. Назовите стадии развития психики. Какой форме поведения животных они соответствуют?
  2. Назовите сущность различий психики животных и человека.

Блок информации по теме занятия

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах (сетчатой, кольцевой, радиальной и пр.). По мере развития нервная система погружается под мышечную ткань. Все большее значение начинает приобретать передний конец тела, в нем происходит скопление нервных элементов, возникает головной мозг.

Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение. Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое появление психики и показатель ее возникновения.

Этапы развития психики в филогенезе и их краткая характеристика представлены в таблице (по Твороговой, Леонтьеву А.Н. и Фабри К.Э.):

Стадии психического отражения

Стадия психического отражения Характеристика стадии Особенности поведения на данной стадии
1. Элементарная сенсорная психика (или стадия элементарной чувствительности). А. Низший уровень. Примитивная чувствительность, раздражимость. Б. Высшей уровень наличие ощущений. Способность реагировать только на отдельные свойства предметов из внешнего мира. Реакция на биологически нейтральные раздражители Способность избегать неблагоприятных условий среды и вести активный поиск положительных раздражителей.
2. Перцептивная психика (стадия предметного восприятия). Интеграция отдельных воздействующих свойств в целостный образ вещи, отражение внешней действительности в предметной форме. Разнообразные и сложные двигательные способности. Активный поиск положительных раздражителей; развитое защитное поведение. Элементарные формы мышления.
3. Стадия интеллекта. Отражение межпредметных связей. Исследовательские формы поведения. Способность одну задачу решать разными способами. Перенос найденного способа решения в новые условия. Большие возможности приспособления.
4. Сознание. Отражается: окружающий мир обобщенно в форме понятий, зафиксированных в языке; собственный внутренний мир, отношение к себе и к миру. Наличие речи. Возможность приспосабливаться к среде и среду к себе. Способность к произвольной регуляции психических процессов.

Уровни поведения можно изобразить в виде схемы: таксисы – рефлексы – инстинктивное поведение - научение – интеллектуальная деятельность.

 

Роль врожденных программ поведения Роль индивидуального опыта в поведении Виды живых существ, находящихся на этом уровне
Имеют главенствующее значение Есть способность к формированию элементарных условных рефлексов. Их роль в поведении незначительна. От простейших до кольчатых червей, брюхоногих моллюсков и некоторых других беспозвоночных.
Высокоразвитые и сложные инстинкты (врожденные формы поведения на определенные условия среды) Способность к научению (возрастает в процессе эволюции), к приобретению навыков (формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных) Насекомые. Рыбы и др. низшие позвоночные. Высшие беспозвоночные (низший уровень стадии). Птицы, некоторые млекопитающие (высший уровень стадии).
Мала. Имеет главенствующее значение. Появляется интеллектуальное поведение (сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков) Обезьяны.
Практически отсутствует. Решающее значение имеет культурно – исторический опыт. Человек.

Отметим, что способ и уровень адаптации животных к условиях существования определяется степенью развития психики животных Стадии развития психики различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. В одном случае – это уровень отдельных ощущений, в другом – предметное восприятие. Наивысший уровень развития психики животных говорит о простейшем интеллектуальном поведении животных, которое направлено на удовлетворение своих основных биологических потребностей.

Важнейшие отличия деятельности человека от активности животных:

деятельность человека активность животных
направляется познавательной потребностью и потребностью в общении инстинктивно - биологическая деятельность
смысл действия - в силе того места, которое оно занимает в совместной деятельности нет совместной деятельности
абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, причинные зависимости руководствуются наглядными впечатлениями, в рамках наглядной ситуации
передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык) наследственно закрепленные формы поведения (инстинкты)
изготовление и сохранение орудий труда, передача поколениям создание вспомогательных средств, орудий, но не сохранение их
преобразование внешнего мира в соответствии со своими потребностями приспосабливание к внешней среде  

Задания для итогового контроля занятия ( контрольные вопросы, тестовые задания, профессиональные ситуации).

1. 1. Выберите один правильный ответ:

Задание 1. Врожденные формы поведения на определенные условия среды называются:

1. инстинкты 4. все ответы верны
2. научение 5. все ответы неверны
3. сознание  

Задание 2. Формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных, называются:

1. сознание 4. все ответы верны
2.научение 5. все ответы неверны
3.инстинкты  

Задание 3. Стадии, этапы развития психики разработали ученые:

1. Джеймс и Ланге 4. все ответы верны
2. Леонтьев и Фабри 5. все ответы неверны
3. Фрейд и Узнадзе  

Задание 4. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах:

1. сетчатой 4. все ответы верны
2. кольцевой 5. все ответы неверны
3. радиальной  

Задание 5. Активность животных включает в себя:

1. приспосабливание к внешней среде 4. все ответы верны
2. инстинктивно - биологическая деятельность 5. все ответы неверны
3. создание вспомогательных средств, орудий, но не сохранение их  

Эталонные ответы к тесту: 1-1, 2-2, 3-2, 4-4, 5-4

Задание 2. Заполните пропущенные места:

  1. У насекомых, рыбы и др. низшие позвоночные, у некоторых высших беспозвоночных, у птиц и некоторых млекопитающих существует способность….
  2. На стадии элементарной сенсорной психики….
  3. Все большее значение начинает приобретать передний конец тела, в нем происходит скопление нервных элементов, возникает …..
  4. ……возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. ….. – первое появление психики и показатель ее возникновения.
  5. В ………. происходит передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык).

Задание 3. Из приведенных суждений выберите верные и аргументируйте свой выбор.

  1. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.
  2. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.
  3. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.
  4. У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.
  5. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

Задание 3.

А) Почему зайца легче научить «бить в барабан, а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

Б) Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?

В) Как известно, клевание у цыпленка – инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и др. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта и навыка.

Список литературы

Основная литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2007, с. 76 - 86
  2. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: Кн 1. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995, с. 93 -112.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М:«Феникс», 2000, с. 28 -38.

Дополнительная литература.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер Ком, 1999, с. 90 – 128.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1992.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: