Вкусовые пристрастия формируются в детстве, хотя с возрастом могут меняться. Многие дети не любят полезные, но, как им кажется, невкусные, продукты. Это не значит, что они так никогда и не будут их есть. Постарайтесь договориться с ребенком.
Во-первых, объясните, что ценного в овощах, почему их надо есть растущему организму. Вместе с ребенком решите, какие овощи, сколько раз в неделю, в каком виде, в каком количестве он может съесть.
Во-вторых, определите, какие овощи ребенок может есть хотя бы без отвращения. Вполне возможно, какие-то он согласится употреблять сырыми, какие-то после термической обработки, какие-то в виде салатов или гарниров. Иногда детям не нравятся шкурки овощей: например, некоторые, заявляя, что «ненавидят помидоры», прекрасно едят их после снятия шкурки!
В-третьих, важно оформление блюд. Детям нравятся красиво оформленные тарелки с едой. Конечно, сооружать всякий раз башни или другие фигурки из овощей не стоит, но позаботьтесь, чтоб еда выглядела аппетитно.
В-четвертых, добавляя овощи в супы или другие блюда, уважайте вкусы ребенка. Если не выносит лука, плавающего в супе, то можно его не крошить, а положить целую луковицу и после варки вынуть. А нелюбимые свеклу, капусту, морковку можно использовать, например, в борще, мелко натертыми.
В-пятых, дети склонны к подражанию. Если ребенок видит, с каким удовольствием папа ест овощное блюдо, он скорее всего решит это блюдо хоть попробовать.
В-шестых, не делайте из еды проблемы. Еда должна приносить удовольствие. Если у ребенка стойкая антипатия к овощам, то можно найти какие-то заменители им, например, фрукты или соки. В крайнем случае, прибегнуть к витаминам.
Составила: педагог-психолог Игнатьева О.В.
Итак, со всех точек зрения заставлять ребенка есть - вредно. Что же заставляет нас делать это?
1. Во-первых, у нас очень живуч стереотип "сытость, упитанность - это здоровье».
2. большую роль играет традиционное для нашего уклада отношение к ребенку как к неразумному существу, не понимающему, что для него хорошо, а что - плохо. Плюс авторитарный стиль "управления", принятый во многих семьях.
3. некоторые родители, подсознательно чувствуя, что не способны дать своему ребенку достаточно внимания, ласки, невольно пытаются компенсировать это усиленной заботой о его питании. Тревожные родители все время переживают, что с их ребенком что-то не в порядке: он слишком худой, слабый, слишком часто болеет, отстает в развитии и т. п. Стремясь как-то заглушить свою тревогу, они отчаянно пытаются создать иллюзию благополучия.
4. властные, авторитарные родители воспринимают отказ от еды как одну из форм непослушания, нарушения дисциплины и порядка. Взрослые, которые считают важным поступать «как положено» находятся под гнетом стереотипа «ребенок должен питаться». Им кажется, что в противном случае они плохо выполняют свои родительские обязанности.
Нередко родители жалуются на плохой аппетит у ребенка, что «он вообще ничего не ест». Так в чем же дело? Прежде всего, виноваты сами родители…