Я пытался найти, что сказано в Библии о соотношении духа и души. Нашел не так много. Об этом писал в своих Посланиях апостол Павел. Для меня это было совершенно непонятным, потому что многие его высказывания противоречивы. Не случайно апостол Петр говорил о том, что в этих Посланиях есть «нечто неудобовразумительное».
По‑видимому, Апостол Павел не вполне ясно представлял себе, куда следует двигаться. В учении Христа сформирована четкая система взглядов и целей, но апостол Павел, с энтузиазмом ринувшийся распространять и пропагандировать христианство, как выясняется, не понимал главных положений учения того, кого он называл своим Учителем.
В Послании к Евреям апостол Павел написал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».
В одной из книг я прочитал о том, что в индийской философии понятия души и духа считаются родственными, а в высшем своем проявлении это одно и то же. Апостол Павел говорит, по сути дела, то же самое: дух и душа – это единое целое, на каком‑то уровне они неразделимы. Высказывания апостола Павла, вероятно, соответствуют тем истинам, которые были изложены в Ведах, и той картине мира, которая была принята в иудаизме.
Вспоминаю, как я вчитывался в слова апостола Павла в Первом послании к Коринфянам: «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба». Здесь апостол прямо указывает на первичность души.
Однако в том же Послании он дает совершенно другую картину: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»; «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может».
|
Из этих высказываний апостола следует, что дух, духовность важнее души. Но если дух важнее души, то это уже совсем другая картина мира и другая модель развития.
Апостол Павел говорит совершенно противоположные вещи. Может быть, он имел в виду то, что в душе соединены как Божественное, так и животное начала, – то есть душа может иметь как высшие, так и низшие проявления. Тогда в одних случаях душевное ниже духовного, а в других – наоборот. Но поскольку апостол Павел не мог объяснить, что такое душа, то его высказывания остались неясными и позволяющими толковать его слова как угодно.
Что же такое дух, и почему дух важнее души? Наверное, апостол Павел ориентировался на здравый смысл. Духовный человек – это тот, у которого высокий уровень развития сознания и понимания, который читает Священные книги и правильно внутренне ориентирован. Если задать себе вопрос, может ли умный человек быть душевным, то ответ, безусловно, будет утвердительным. А если задуматься о том, может ли глупый человек быть духовным, то ответ не будет столь однозначным. Получается, что развитое сознание, духовность, духовное возвышение человека гораздо более значимы, чем душевность, то есть теплота чувств.
Сейчас, вдумываясь в эти строки апостола, я понимаю, что очень сложно определить понятия духа и души. Причина в том, что в рамках языческого, прямолинейного мышления, которое не может объединить противоположности, мы воспринимаем человека как нечто единое и не видим, что человек есть объединение противоположностей.
|
Наш мозг состоит из двух полушарий, которые работают как две противоположности, создавая общую картину мира. Для того чтобы двигаться, необходимы два противоположных процесса – возбуждение и торможение. Процесс восприятия мира также включает в себя процессы возбуждения и торможения, – такова диалектика.
В душе кроются наше животное начало, инстинкты и память о прошлом. То, что мы называем сознанием, это опыт нашей жизни. А то, что можно назвать подсознанием, душой, – это опыт всех наших жизней, всех наших предков, и этот опыт может насчитывать миллионы и миллиарды лет. Кроме того, в душе есть знания не только о прошлом, но и о будущем.
Душа первична по отношению к духу. Душа развивается через устремление к Богу. Духовность есть побочный результат развития души. На внешнем уровне дух и душа разделяются.
Когда религия говорит о духовной жизни человека, на самом деле, подразумеваются, я думаю, проявления его души в аспекте высших чувств. Духовный человек – это человек, который ориентируется на свою душу в ее наиболее высоких проявлениях. То есть духовный человек – это человек душевный, для которого главным является устремление к Богу. Но слово «духовность» многих сбивает с толку.
Чувство и мысль
Мне было интересно разобраться, что первично: чувство или мысль. Что такое мысль и что такое чувство – ученые до сих пор этого не знают. Как, впрочем, не знают и ответа на вопросы, что такое дух и что такое душа.
|
Я попробовал полностью отрешиться и посмотреть со стороны, что происходит, когда я начинаю мыслить. Открылась очень любопытная картина.
Мы привыкли считать, что чувства у нас рождаются в физическом теле, где‑то в районе груди. Когда мы говорим о душе, мы вспоминаем именно об этом районе. Но оказалось, что физические ощущения в восприятии наших чувств вторичны. Чувства начинают возникать за пределами тела.
Я был очень удивлен, увидев, что чувство возникает на некотором расстоянии от тела, – около метра. Потом оно подходит ближе к телу и в 30–40 см от тела уже трансформируется в мысль.
Эти исследования помогли мне сделать важные выводы.
Мысль вторична по отношению к чувству. Чувство рождает мысль. Чувство – это образ, в котором может прессоваться любое количество информации. А мысль линейна, она содержит определенное знание и имеет определенную информационную плотность, которая не меняется.
Взаимодействие мысли и чувства – это и есть процесс развития. Чувства рождают мысли, мысли спрессовываются и формируют образ. Образ уходит в подсознание и потом является руководством к действию, дополняя нашу картину мира.
То, что мы называем подсознанием, и то, что мы называем сознанием, – это в первую очередь полевые структуры. То есть человек – это не только тело, это еще и нечто духовно‑пространственное.
Несколько десятилетий назад ученые открыли, что электрон является не только частицей, но и волной. Получается, что любой физический объект имеет одновременно и волновую, пространственную природу. То есть любой материальный объект является одновременно и волновым объектом. Это две противоположности, которые переходят друг в друга.
Значит, мы можем говорить о том, что наше тело имеет свою индивидуальную волновую полевую оболочку – духовное тело, в котором присутствует определенная информация. Это духовное тело также чувствует и взаимодействует с окружающим миром, видит его, воспринимает его, реагирует на него, – и все это дублируется нашим мозгом и нашим телом.
Египетские пирамиды
Я понял, что мысль вторична по отношению к чувству, дух вторичен по отношению к душе. Но моя модель развития в то время по‑прежнему оставалась прямой линией, ведущей от прошлого к будущему. Перейти на другой уровень было достаточно сложно.
Вспомнились египетские пирамиды. Почему эти циклопические, гигантские сооружения выстраивались только для того, чтобы хоронить в них фараонов? Не может человек совершать бессмысленные, глупые действия. Как известно, самые масштабные постройки были связаны с религиозными культами, – это присуще всем древним цивилизациям. Невозможно представить себе, что просто так, для развлечения, люди столько сил и времени отдавали на возведение никому не нужных построек.
Строительство столь гигантских сооружений может свидетельствовать только об одном: их значимость была гораздо выше, чем значимость всех повседневных забот человека, удовлетворявших его насущные потребности.
Почему строили пирамиды? Почему в Египте вся религия, по сути дела, сводилась к культу мертвых? Со временем я стал это понимать.
Если полевые духовные структуры являются первичными по отношению к телу, то они первичны и по отношению ко времени.
Жизнь во Вселенной появилась как единая духовно‑полевая структура, а потом уже она реализовалась на физическом уровне. Этот невидимый духовный мир, частью которого является и загробный мир, управляет нашим миром. Поэтому культ умерших, которые, уйдя в загробный мир, могут помогать тем, кто остался жить в этом мире, становится совершенно осмысленным.
Сон похож на смерть, и некоторые люди во сне могут видеть будущее и получать откровения. Эти феномены прикосновения к высшему миру через сон и смерть дают людям понимание, что мир устроен гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. На самом деле, внешний мир – это лишь крошечная территория по сравнению с тем, что кроется за пределами нашего сознания.
Формирование религии, судя по всему, и начиналось с ощущения, что сон и смерть дают выход в новую реальность, с которой можно общаться. Выход в тонкие планы позволял не только получать информацию о будущем, но и управлять окружающим миром.
Когда человек умирает, тогда поверхностные, более поздние структуры сбрасываются, а глубинные, основные – продолжают существовать. Это подобно тому, как у дерева опадают листья, а ветки остаются.
Когда человек умирает, его душа переходит в те слои тонкого мира, которые мы называем загробным миром. Его душе открывается доступ к масштабной информации, охватывающей прошлое, настоящее и будущее. Известно множество случаев, когда у человека, возвратившегося в этот мир после клинической смерти, обнаруживались знания, которых он не мог получить во время обычной жизни.
Некоторое время назад умер один мой дальний родственник. Если человек сильно привязан к этому миру, то его душа долго еще продолжает присутствовать в этом мире, прежде чем реально уйти. Он почти каждый день снился своим близким.
Жена родственника рассказала, что он приснился ей на девятый день и сказал, что у него все хорошо. Они пообщались, но она заметила, что выглядел он странно: у него не было мужских половых признаков. Я объяснил ей, что ангелы – бесполые. До физического воплощения жизни не существовало понятия половых признаков, они появились позже.
На девятый день, когда душа отрывается от тела и уходит в тонкие планы, происходит отрыв от земного, переход на другую стадию жизни. Эту стадию можно назвать архаичной, она существовала в прошлом и будет существовать в будущем. Через девять дней душа теряет связь с сексуальными аспектами. Души людей как бы переходят в ангельский мир.
Спустя какое‑то время покойный приснился своей дочери, и между ними произошел любопытный разговор. При жизни отец разбил машину, и она находилась в ремонте. После его смерти машина ремонтировалась в течение месяца. Девочка рассказала, что ее умершему отцу очень понравилось, как отремонтировали машину, он даже описал, как машина теперь выглядит. То есть из загробного мира можно увидеть, что происходит в нашем мире.
Любопытно, что он ответил на вопрос дочки о том, как они живут в загробном мире: они не ходят, а летают с помощью своих желаний. Примечательно, что 12‑летняя девочка никогда не думала о таких вещах, она просто рассказала то, что увидела и услышала во сне.
Еще через некоторое время он приснился своей жене и во сне давал ей советы. Я полюбопытствовал, что же он ей советовал. Она ответила: «Он сказал, чтобы я не строила жестких планов на будущее». Я знал, что она планирует поехать летом отдыхать, и понял, что он подготавливает ее, намекая на то, что эти планы не сбудутся. Так и получилось.
Почему из загробного мира видно будущее? Когда мы имеем физическое тело, мы привыкаем делить время на прошлое, настоящее и будущее. Настоящее для нас, как правило, – это световой день. Вчера было солнце, завтра будет новый восход солнца. Мы привыкли привязывать временны́е отрезки к каким‑то процессам в материальном мире. А в загробном мире нет физических объектов, там время выглядит по‑другому, и одновременно видно то, что мы называем прошлым, настоящим и будущим. И чем тоньше, выше планы, тем масштабнее охват времени.
Притча о дьяволе
Дьявол является самым высокодуховным существом. Не зря его имя Люцифер означает «лучезарный». Духовные планы имеют очень высокую энергию. Ангелы – это существа, которые обитают в тонких планах. Чем тоньше и масштабнее эти планы, тем больше в них энергии. Вероятно, поэтому у святых, которые имели доступ к тонким планам, было сияние вокруг головы.
Но святыми они были потому, что любовь к Богу для них была важнее, чем любые способности, возможности и ви́дение будущего. Как только при соприкосновении с будущим воля человека выходит на первый план, начинается обратный процесс – не познания Бога, а ухода от Него. Так начинается дьяволизм.
Когда я был в Израиле, мне рассказали: в иудаизме считается, что у ангелов нет имен, потому что они являются стопроцентными проводниками Божественной воли. А дьяволом стал тот ангел, который свою волю поставил на первое место. Он был наиболее близок к Богу, имел гораздо бо́льшие способности, чем другие ангелы, и перестал чувствовать приоритетность Божественного. Он утерял контакт с Богом и переродился в дьявола.
Часто истины подаются в виде притч. Для того чтобы понять истину, нужно внутренне дорасти до нее, нужно пройти искушения и испытания, необходимо измениться, – и только тогда эта истина будет воспринята. Человек, который не хочет меняться, не сможет понять истину, даже если будет слышать ее тысячи раз.
В Индии и других странах мира у многих духовных людей, которые, увлекаясь духовностью, забывали о любви, смирении и вере, незаметно для них самих начиналась духовная трансформация, которая называется демоническим состоянием. После этого рождались претензии к Богу, неподчинение Всевышнему, абсолютизация своего эго и, соответственно, возникали серьезные проблемы со здоровьем.
Любой контакт с тонкими планами даже у гармоничного и здорового человека может закончиться проблемами, если у него недостаточно развито благоговение перед Всевышним, если нет готовности меняться и понимания, что человек – это в первую очередь душа, что воля Всевышнего абсолютна, первична и в высшей степени гуманна. Если не воспитывать себя в этом направлении, тогда наше внешнее сознание, которое привязано к материальным и духовным благам, создает стереотипы поведения, отношения к миру, которые проходят внутрь и начинают спорить с Божественной волей.
Тонкие планы, связанные с будущим, вхождение в которые раскрывает любые сверхвозможности, являются территорией, где сразу же определяется, в какую сторону идет человек. Если для него первична Божественная воля и первое, главное его чувство – это любовь к Богу, тогда выход в тонкие планы раскрывает его возможности, и он остается человеком. Если же первый импульс – обращение не к Богу, а к своим инстинктам, к своему человеческому «я», тогда вхождение в тонкие планы начинает трансформировать человека, превращая его в демона.
Притча о дьяволе, судя по всему, говорит о следующем.
Обладание высшими духовными ценностями – это не только благо, не только просветление. Это перерождение и распад души, если высшие духовные блага человек ставит выше любви к Богу.
Об этом иносказательно говорится и в Бхагавад‑Гите, и в Ветхом и Новом Заветах, и в Коране.
Согласно Корану, Иблис первоначально был ангелом, а дьяволом он стал тогда, когда ослушался Всевышнего и не поклонился сотворенному человеку. При этом Иблис заявил: «Я – лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины».
Почему самый умный, самый духовный ангел отказался поклониться человеку? Потому что он был гораздо выше человека на лестнице духовной иерархии. Потому что для ангела, который еще не стал дьяволом, развитие было восхождением по иерархическим ступеням. Он презирал несовершенное и поклонялся совершенному.
А Бог – во всем. Бог и в самом несовершенном, и в самом совершенном существе пребывает в равной степени. Мы различаемся только снаружи, а внутри все мы едины. Ангел забыл об этом. Он отказался поклониться несовершенному земному существу и стал перерождаться в дьявола.
Читатель задал мне интересный вопрос:
– Если дьявол – самое духовное, самое умное существо во Вселенной, то он должен знать все законы, согласно которым она существует. Почему же, в таком случае, он отрекся от Бога?
Я ответил ему так:
– Дьявол – самое умное, самое духовное существо. Но дело в том, что сознание является вторичным по отношению к душе, дух вторичен. Наши мысли ведут нас не к истине, наши мысли обслуживают наши интересы и желания. Если наши желания дисгармоничны, то каким бы сильным ни был наш ум, он будет деформироваться под их воздействием.
Когда мы видим очень умного человека и думаем, что он познал истину, – мы ошибаемся. Нас просто приучили считать, что духовность – это высшее благо; мы привыкли повторять, что человек – это «гомо сапиенс», то есть «человек думающий». А раз думающий, – значит, высшее счастье для него – это развитие мышления, а высшее познание – это интеллектуальное познание Вселенной.
Главное заблуждение и трагическая ошибка многих заключается в непонимании, что лидерство сознания в ущерб душе, – это дьяволизм. Если мы забываем о душе, любви, нравственности и вере, то чем более развито сознание, тем быстрее человек движется к своей гибели.
Сознание лишено гармонии, дух негармоничен. Материальное и духовное в совокупности являют собой диалектическое единство. Душа Божественна, душа соединяется с Всевышним, поэтому любовь присутствует только в душе, а в духе и теле любви нет. Только в душе могут объединиться противоположности. Уверенность в том, что развитие – это процесс увеличения духовности и понимания, – великое заблуждение, которое зашифрованным образом подается в Библии как персонаж дьявола.
– Вы знаете, – сказал мой читатель, – а ведь люди не понимают, что такое гармония. Всегда считалось, что гармония – это спокойствие, отсутствие проблем, тишина… А на самом деле, гармония – это равновесие.
– Совершенно верно, – согласился я. – Представим себе красивое, плавное движение руки. Почему оно выглядит гармонично? Потому что процессы возбуждения и торможения сбалансированы. Если процессы торможения побеждают, то рука движется вяло, медленно. Если побеждают процессы возбуждения, то рука дергается, двигается рывками. Ни в том, ни в другом движении гармонии нет. Гармония – это объединение противоположностей, противоположных начал.
Мы продолжили обсуждать проблему дьяволизма.
– Удивительно, – сказал мой собеседник, – но сейчас все чаще говорят о дьяволизме, в Америке продолжают открываться сатанинские церкви. С чем это связано? Неужели дьявол – это реальное существо, которое завлекает души людей?
– Это прозвучит, конечно, странно, – улыбнулся я, – но хочу задать Вам вопрос: кто, по вашему мнению, больше всего способствовал появлению культа дьяволизма, распространению неверных представлений о дьяволе?
Мой собеседник задумался. Пауза затягивалась, и я сам ответил на свой вопрос:
– Главными распространителями и популяризаторами идеи дьяволизма, как ни странно, являются священники, представители религии. В Библии дьявол – это всего лишь образ, персонаж, олицетворяющий определенные заблуждения человека. Дьяволизм – это тенденция, возникающая в душе человека, когда он утрачивает любовь. Поэтому дьяволизм не может существовать без человека. Без человека нет ни дьявола, ни бесов, ни демонов.
Но священники, стремясь заработать авторитет, расширить свою аудиторию и укрепить власть, пытались сделать это через страх, через запугивание, убеждая людей, что дьявол – это реальное существо, у которого много помощников. Чиновники и коммерсанты от религии укрепляли у людей ощущение, что дьявол всесилен, всезнающ и вполне успешно хозяйничает на Земле.
Многие люди, поверив в эту сказку, решили, что сатанизм поможет им стать вечными, всезнающими и всемогущими. Эта вера пустила в их душе ростки реального сатанизма. На самом деле, нет существа с рогами и копытами. В реальной жизни дьяволизм, колдовство, сатанизм всегда заканчиваются для людей расщеплением сознания, бесплодием и, в конечном счете, распадом души и смертью.
Людей с демоническими тенденциями я наблюдаю уже не один десяток лет. Они приходили ко мне на прием, я диагностировал таких людей и дистанционно. Мне известно, что бывает с человеком, в душе которого живут демонические тенденции, – у него происходит распад души. Но за счет того, что душа имеет огромную энергоемкость, какое‑то время такой человек может спокойно и беззаботно жить, растрачивая энергию души на удовлетворение желаний тела и духа.
Но когда душа полностью обесточится, человека уже ничто не спасет. Это подобно тому, как стратегические запасы, отложенные на зиму, он съедает за неделю или за месяц. Такой человек выглядит очень успешным, он ни в чем себе не отказывает, его столы ломятся от яств… Все завидуют ему и считают счастливчиком, его уважают. Но никто не видит, что он уже обречен, что у него нет будущего, что он скоро умрет и дети его нежизнеспособны. Христос говорил, имея в виду таких людей: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов».
Главное для таких людей – это удовлетворить потребности тела и духа, а что́ при этом происходит с душой, – не имеет значения. Но ресурсы души вырабатываются, и это уже заметно. В нынешнем обществе потребления, которое катится к сатанизму, именно такая ситуация.
– А сейчас, – сказал я моему собеседнику напоследок, – я считаю, что одна из главных моих задач – рассказывать людям о том, чем реально является дьяволизм и к чему эта тенденция приводит. За утратой любви всегда следуют распад души, духа, а потом и тела. Людям необходимо знать об этом.
Развитие человека
Постепенно у меня сложилось общее представление о пути развития человека.
Трансформация из животного в человека происходит тогда, когда у человека появляются понятия высших сил, высших целей и необходимость изменения в соответствии с этим своего поведения и характера. Первоначальные формы религии возникают именно тогда, когда человек начинает осознавать, что существуют невидимые высшие силы, которые гораздо могущественнее его, что он зависит от этих сил и нужно выстраивать свою жизнь, свое поведение в соответствии с этими высшими силами. А для того чтобы выживать и благоденствовать, нужно жертвовать, необходимо сдерживать свои инстинкты.