Сергей Николаевич Лазарев
Блаженны нищие духом
https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=33831182&lfrom=159481197
ISBN 9785449088789
Аннотация
До сих пор многим непонятна фраза Христа, которую не могут объяснить ни богословы, ни священники – «Блаженны нищие духом». И до сих пор многие верующие искренне думают, что служат Богу, хотя на самом деле Богом для них является духовность.В чем смысл главной заповеди Христа, как ее выполнить? Как отличить поклонение духовности от поклонения Божественной любви?Размышления автора на тему главной заповеди Иисуса Христа помогут многим читателям сделать еще один шаг на пути к истинному счастью.
Блаженны нищие духом
Сергей Николаевич Лазарев
Дизайнер обложки Михаил Сергеевич Лазарев
© Сергей Николаевич Лазарев, 2018
© Михаил Сергеевич Лазарев, дизайн обложки, 2018
ISBN 978‑5‑4490‑8878‑9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вступление
Недавно мы с женой были в театре. Хорошие спектакли бывают не часто, потому что цели и задачи театра в настоящее время несколько изменились. Раньше искусство и культура связаны были с религией и имели воспитательное значение. Целью искусства была помощь душе человека.
Сейчас искусство, по сути дела, превратилось в шоу‑бизнес, целью которого является зарабатывание денег. А для этого не надо ставить высокие цели и задачи. Наоборот, нужно потакать вкусам и желаниям публики. Человек – существо, устроенное достаточно просто: удовлетворение двух главных инстинктов – инстинкта продолжения рода и инстинкта самосохранения – дает ему максимальное удовольствие. Поэтому практически в каждом спектакле наблюдаются классические варианты современного шоу‑бизнеса – сцены секса и насилия.
|
Помню, как известный сатирик пересказывал свой диалог с продюсером по поводу спектакля, который тот хотел поставить. Продюсер, просмотрев материал, заявил, что спектакль, конечно, интересный, но ему не хватает пошлости. Когда сатирик удивленно спросил: «А для чего нужна пошлость?», продюсер ответил: «В противном случае народ на спектакль не пойдет».
Пошлость – это максимальное приземление вкуса. Это сведение к инстинктам всего того, что подается на сцене. А поскольку удовлетворение инстинктов всегда вызывает положительные эмоции, то, потакая инстинктам человека, можно гарантированно зарабатывать деньги. Поэтому на сцене обязательно должна быть пошлость, должны быть сексуальные сцены, должно быть насилие, то есть жесткие конфликты, неожиданные повороты сюжета, крики, смерть и прочая атрибутика, помогающая увеличивать доходы.
Посещая очередной спектакль, мы с женой часто уходим, не дожидаясь антракта, или сразу же после первого действия. Спектакль, который мы с женой смотрели в этот раз, не был похож на большинство тех, которые сейчас ставят в театрах. Сюжет несложный: популярный поэт, хорошо обеспеченный, живет со своей женой в городской квартире. У них трое детей, и на внешнем уровне все великолепно. Но с ним вдруг что‑то происходит, в его жизни наступает кризис, и он уезжает на дачу. Поэт не хочет видеться с женой и объявляет ей о том, что расходится с ней. Но другой женщины у него, по‑видимому, нет. Жена искренне не понимает, в чем дело, что́ случилось с ее мужем, который ни с кем не хочет общаться.
|
Близится Новый год, к ним в гости приезжают дети – благополучные молодые люди. Несмотря на то, что они ведут себя по‑разному, в их поведении прослеживается одинаковая тенденция.
Старший сын поэта говорит о высоком, о красивом, о том, как надо правильно себя вести. Но вот он берет трубку телефона и начинает разговаривать со своей женой, мягко и даже застенчиво. А потом вдруг, ни с того ни с сего, он раздражается и срывается на крик, на обвинения. Непонятно, почему он так себя ведет, в этом есть какая‑то загадка. Возникает интрига, которая должна разрешиться в конце спектакля.
Постепенно я начинаю понимать, что́ хотел донести до зрителей режиссер. Он поднимает очень важную тему: у людей проблемы с общением. В спектакле показаны люди умные, современные, хорошо воспитанные. Но судя по тому, как они общаются, у каждого в душе есть какая‑то серьезная проблема, которую они не могут преодолеть. В первую очередь эта проблема присутствует в душе их отца.
Со стороны это выглядит как кризис творчества и кризис возраста. Поэт говорит, что его творчество бессмысленно, что он ничего в жизни не добился. Получается, что всю жизнь он шел к ложным маякам. У каждого человека бывает кризисный период и в жизни, и в творчестве. Но здесь, судя по всему, дело не только в этом.
Вдумываясь в смысл спектакля, я понимаю, что речь идет об определенной несостоятельности идей, которым следовал в жизни главный герой. Мировоззрение отца унаследовали все его дети, и несовершенство его взглядов на мир отразилось на их судьбе (как выясняется, не особенно счастливой) и повлияло на их характер и поведение.
|
В первую очередь обращает на себя внимание то, что старший сын поэта, будучи талантливым архитектором, проектирует и строит свинарники. Его первоначальное идеалистическое представление о жизни разрушено, оно не соответствует реальной жизни. Дочь, у которой вроде бы все в жизни благополучно, почему‑то не замужем, – она не в состоянии выстроить отношения с мужчиной. Еще один сын – ветреный, легкомысленный: едва познакомившись с девушкой, он тут же скоропалительно женится на ней.
У каждого из детей поэта есть какая‑то своя проблема, но всех их объединяет одно: красивая картина мира, которую они себе нарисовали, начинает рассыпаться, и жизнь демонстрирует им реальное положение вещей. Все возвышенные и прекрасные образы, которые были созданы поэтом, востребованы публикой и принесли ему славу, в реальности оказываются ложными маяками.
Я пытаюсь увидеть в спектакле ответ на поставленные вопросы. Этот ответ состоит в том, что любовь к ближнему, тепло в общении с близкими людьми важнее любых идеалистических схем. Главный герой, поняв это, преодолевает кризис, и начинается новый этап в его творчестве.
Концепция спектакля показалась мне довольно интересной. Неслучайно его режиссер получил признание за границей. Суть спектакля в том, что в стиле общения человека отражаются те философские и религиозные концепции, которые лежат в основе его картины мира, в основе его судьбы, характера и поведения.
Идеалистическому мировоззрению приходит конец, – вероятно, именно об этом хотели сказать автор пьесы и режиссер.
У злого человека нет будущего
После новогоднего семинара я получил короткое письмо от читательницы.
Добрый день, Сергей Николаевич!
На семинаре Вы сказали, что в ближайшее время свыше будут уничтожать самых порядочных людей. Не могли бы Вы объяснить подробнее, что Вы имели в виду?
Мы привыкли к линейному мышлению и обычно мыслим крайностями: либо «да», либо «нет». Пока нам еще сложно соединить противоположности, увидеть любой процесс как совокупность и положительных, и отрицательных моментов. Человек недоумевает: если приход того, что в Библии называется Царствием Небесным, приведет к тому, что будут истреблены самые порядочные люди, – к чему же тогда стремиться? Что такое добро и что такое зло?
Порядочные люди будут выживать, они будут защищены свыше; и в то же время, порядочные люди свыше будут уничтожаться. Казалось бы, сложно объединить два противоположных взгляда на одну и ту же ситуацию. Но если вдуматься, все выглядит достаточно просто: мало шансов выжить будет у тех, кто гордится своей порядочностью. У тех, для кого порядочность – это средство возвышения над другими людьми. У тех, кто, считая порядочность высшей ценностью, будет презирать и осуждать людей непорядочных.
Мы привыкли говорить о том, что материальные блага – деньги, квартира, машина, дача – могут увести человека от Бога. Об этом написано и в Библии: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
Мы привыкли возвеличивать духовное и пренебрежительно относиться к материальному. Не одно тысячелетие духовность считалась благом, духовность ассоциировалась с нравственностью. Духовным считался человек, который читал Священные книги, который был умнее, дальновиднее, справедливее тех, кто зависели от денег, от материальных благ. Злом считалось поклонение материальному и связанные с этим эгоизм, агрессивность и безнравственность. Когда я начинал заниматься своими исследованиями, я писал о том, что источником греха является привязанность к земным ценностям, имея в виду материальные ценности.
Мы привычно считаем, что стремление к духовному – это и есть образ жизни верующего человека. Религия говорит о важности духовной жизни, об ограничении наших желаний в плане еды, секса, стремления к деньгам. Религия учит альтруизму и единению.
Духовность всегда помогала освободиться от пут материального. Духовный человек мог выстоять в бою, умел жертвовать, не боялся смерти. А тот, кто поклонялся материальному благополучию, своему телу, своим желаниям, всегда оказывался слабее, всегда проигрывал в жизненном соревновании.
Вспомним один из первых тестов в истории, который описан в Библии. Бог, обращаясь к военачальнику, учит его, как из десяти тысяч воинов отобрать триста человек, которые впоследствии победят противника.
После длительного похода воинов нужно подвести к реке и наблюдать за тем, как они будут пить. Те, кто будут пить с достоинством, не спеша, – это люди, которые не поклоняются телу и желаниям. У них силен дух, они победят в бою. А те, кто станут пить жадно, как животные, – у этих людей победить противника не получится. При первой же серьезной опасности они могут сдаться или убежать. Из десяти тысяч человек таким образом были отобраны триста, и они действительно победили.
Сила духа помогает людям совершать чудеса, и духовность всегда воспринималась как благо. Духовные ценности в человеческом понимании – это ценности, намного более высокие и масштабные, чем материальные. Духовные ценности необходимы для нашего развития.
А с точки зрения Божественной, духовность – это такое же благо, как и материальные ценности, и человек может поклоняться не только материальным ценностям, но и духовным. Зависимость от духовных ценностей может сделать человека снаружи справедливым, более сильным, более волевым, а внутри – безжалостным, презирающим других и мечтающим о своем возвышении над ними. Это происходит не сразу, но рано или поздно поклонение духовности приводит к разрушению души человека. Ведь высшее духовное существо – это дьявол.
Вопросы читателю
Недавно я получил очень показательное письмо. Его написал один молодой человек.
По профессии я детский массажист.
Приключилась со мной такая странная вещь… Несколько лет назад, находясь на работе, я вел ребенка на массаж. Когда мы уже подходили к кабинету, у меня в воображении вдруг стали рисоваться картинки, как будто я хочу убить этого ребенка… Это было настолько ясно и четко, что я ощутил, будто это и впрямь произошло. Я остановился с перепугу, у меня в душе началась паника. Первые несколько минут не мог прийти в себя. В голове возникло ощущение раздвоенности, как будто я стал через какой‑то стеклянный шар воспринимать мир и себя.
Первое время после этого я чувствовал себя как овощ, мне не хотелось жить. Не было никаких положительных эмоций вообще, все, что радовало меня до этого, перестало радовать. Результатом этого видения явилось то, что когда я общаюсь с кем‑либо, со мной иногда снова происходит что‑то подобное, а также бывают агрессивные действия в адрес собеседника (могу ударить и т.д.). Это может быть во время общения и с моими близкими, и с посторонними мне людьми.
Я, конечно, стараюсь отгонять эту гадость. После этого часто бывают мысли о суициде. Я перестал смотреть телевизор, фильмы с насилием, стал фильтровать их. Потому что моменты, когда в кадре или в новостях показывали убийц или насильников, вызывали у меня страх и панику. В голову приходило, что если меня посещают такие мысли и видения, то, может, я такой же.
В 21 год я начал заниматься эзотерикой. У меня были проблемы с сердцем и позвоночником. Поначалу мотивом было просто здоровье, а потом меня заинтриговали всевозможные техники, раскрывающие сверхвозможности. Романтика, жажда познания всего нового.
В 15 лет я первый раз задал себе вопросы: «Для чего я живу, вообще? Кто я и что я?» Но ответа не нашел. А тут люди говорят о духовном росте, о просветлении и все такое. Однажды я узнаю, что в краевой центр с семинаром приезжает лидер одной из эзотерических школ. Я от восторга летал, стал ездить на семинары. Мало того, что там обещали здоровье, так еще и духовный рост.
Ну а когда я стал обучаться там, мой снобизм стал зашкаливать конкретно. В общем, первым мотивом было здоровье, потом я услышал, что цели надо ставить высокие, и поставил цель: духовное просветление. Меня очень привлекали техники целительного воздействия на себя, на других людей, я все‑таки медик. Мечтал стать целителем…
Сейчас я вспоминаю, что уже тогда свысока стал смотреть на людей. Мол, ваша жизнь предсказуема, скучна, вы – серость, а я о таких вещах знаю!
Меня стали раздражать все люди – мол, почему это они мне все время мешают идти к «духовному просветлению», никак не оставят меня в покое, все время чего‑то от меня хотят, не слушают меня.
Я стал склонен к одиночеству, желал, чтобы меня все оставили в покое и никто не трогал, не мешал «просветляться». Стала появляться критика людей и событий. Если я был в компании, то старался показать свою исключительность. Страха будущего тогда не было, потому что я считал, что могу все, а Бог где‑то далеко, и мы Его не интересуем. Страх за будущее стал появляться тогда, когда начались мои проблемы, уже в 25 лет, когда и произошло со мной это ЧП. Возник вопрос: как с этим жить и как от этого избавляться?
В 31 год моя девушка показала мне видеоролик – небольшой отрезок из Вашего семинара. Она читала Ваши книги. Этот отрывок очень врезался мне в память. Речь шла о гневе, нелюбви к Богу и о тех последствиях, которые могут быть. После этого я решил порвать с эзотерикой. Где‑то в глубине души я склоняюсь к тому, что увлечение ею могло послужить причиной того, что со мной происходит. Некоторые техники я, конечно, применяю иногда, в основном дыхательные.
После первой Вашей книги я стал молиться. Стало немного легче, но бывают обострения: начинают снова лезть гадкие мысли, а в голове ощущение, что плавятся мозги.
Вот в этой борьбе я живу уже 8 лет. Основное, чего я боюсь, – чтобы это не вылилось в действие, есть страх причинить кому‑то вред. Все усложняет тот факт, что я работаю с детьми. Из‑за этого стресса я боюсь заводить семью. От постоянных переживаний начались проблемы со здоровьем.
Нынешнее мое состояние: стал вспыльчивым, особенно когда ругаюсь с девушкой. Она говорит, что я тиран. Раньше очень вспыхивал, когда ругались с мамой. Помню, пару раз у меня прямо было ощущение помутнения и вспышка в глазах от гнева, когда я по телефону просил ее что‑то для меня сделать. Мама любит, не разобравшись, сказать «нет», и это очень сильно раздражает.
Часто бывает печаль, депрессия. Еще бывают странные ощущения перегрузки в голове. Я очень люблю книги, но в книжных магазинах начинает кружиться голова, я становлюсь как пьяный. Ощущение истощения психики и сильного утомления, плохо сплю.
Да еще и мои непонятные «картинки». Позавчера во время работы с одной пациенткой, 6‑месячной девочкой, проскочила страшная картинка… Уже два дня у меня внутри страх и переживание по этому поводу. После этого я и решил Вам написать. Вчера очень страшно было идти к детям. Весь сеанс был в напряжении и про себя читал все молитвы, которые помню.
Никак не могу понять, с чем это связано. Прошу Вас помочь мне разобраться. Заранее спасибо!
Я предложил молодому человеку ответить на ряд вопросов и написал, что отвечать на каждый вопрос не обязательно, – нужно попробовать ответить на все вопросы сразу, правильно выстроив систему приоритетов.
Вот эти вопросы.
1) Почему в Библии очень жесткое отношение к гадалкам, прорицателям, астрологам, «вызывателям мертвых»?
2) В конце XIX века было массовое увлечение оккультизмом, в том числе спиритизмом. Почему те, кто увлекались общением с душами умерших, часто сходили с ума?
3) У болгарской провидицы Ванги судьба сначала отняла зрение, потом – возможность иметь детей. То есть инстинкты самосохранения и продолжения рода у нее были достаточно жестко заблокированы. И только после этого она стала получать информацию из потустороннего мира. Почему Ванге нужно было получить такие несчастья, для того чтобы стать ясновидящей?
4) В книге Е. П. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» описана встреча с раджа‑йогом – человеком с невероятными способностями. Одному человеку, который хотел пойти по пути развития сверхспособностей, раджа‑йог сказал: «Для того, кто был женат, занимался сексом, имеет детей, дорога к этим практикам закрыта». Почему он дал такой ответ?
5) Первые ясновидящие были сновидящими. Информация о будущем (и не только) приходила к ним во сне. В чем смысл этого механизма?
6) В биографии Эдгара Кейси был очень любопытный эпизод. Когда он погружался в гипнотический сон, обычно ему задавали вопросы о здоровье и о будущем. А однажды его попросили назвать выигрышные номера американской лотереи. Он назвал их.
Проснулся он с сильной головной болью. Поинтересовался, что́ произошло, и когда ему рассказали, попросил больше таких экспериментов не повторять. Названными Кейси номерами никто не воспользовался, поскольку ему не поверили. Но лотерейные билеты с этими номерами, действительно, оказались выигрышными.
Другой случай произошел с известным экстрасенсом Ури Геллером. Будучи в казино, он в какой‑то момент решил воспользоваться своим даром ви́дения будущего и выиграл в рулетку огромную сумму. Сложив выигранные деньги в сумку, он поехал домой. В дороге у него началась головная боль, которая усиливалась и вскоре стала нестерпимой. Экстрасенс понял, что это связано с его поведением в казино. Тогда он выбросил сумку с деньгами в окно автомобиля. После этого боль сразу прекратилась.
Как можно объяснить эти два эпизода?
7) У человека, как и у животных, мозг состоит из двух полушарий. Назначение левого полушария – логическое осмысление мира, правого – образное, чувственное восприятие. Зачем нужно такое разделение?
8) В 60‑е годы в Советском Союзе было повальное увлечение йогой и другими духовными практиками. Многие, кто этим занимался, попали в психиатрические клиники и нанесли себе непоправимый вред. Что с ними произошло?
9) Известный философ Фридрих Ницше написал в одной из своих книг: «Если ты будешь долго вглядываться в бездну, бездна начнет вглядываться в тебя». По сути дела, он интуитивно описал закон квантовой механики, согласно которому наблюдатель всегда воздействует на наблюдаемый объект, и наоборот. Почему наблюдающий воздействует на объект наблюдения?
10) Почему у тех, кто занимается магией, появляются проблемы с психикой и характером? У таких людей растет чувство превосходства, они становятся жестокими, непримиримыми, агрессивными по отношению к детям.
11) Каким образом Десять заповедей Моисея помогают человеку преодолевать гордыню?
12) Что такое сверхспособности? Почему после клинической смерти у многих людей открываются сверхспособности?
В известной евангельской сцене искушения в пустыне дьявол провоцирует Христа на демонстрацию сверхспособностей. Христос отказывается это делать и объясняет, почему. В чем смысл этих объяснений Христа?
13) Известный писатель, эзотерик и маг Карлос Кастанеда умер от рака печени. Почему пострадала именно печень?
14) Известный гуру Свами Вивекананда, написавший книги об индийской философии, о раджа‑йоге и читавший на эти темы лекции в Америке, умер молодым. Он страдал сахарным диабетом в тяжелой форме. Почему с ним это случилось?
15) В чем отличие черных магов от святых?
16) Почему вундеркинды живут недолго, а нынешние дети индиго имеют повышенную агрессию и часто кончают жизнь самоубийством?
17) В XVII веке один японский врач обнаружил поразивший его факт: лекарства, предназначенные только для мужчин, стали воздействовать и на женщин. И наоборот, «женские» лекарства стали помогать мужчинам. «Я пришел к выводу, что близок конец света», – написал он и не стал предавать эти факты широкой огласке.
Почему врач решил, что наступает конец света?
18) Почему перед гибелью народов или государств резко повышается количество гомосексуалистов, трансвеститов и становится модным стиль «унисекс»?
19) В Японии после землетрясения 2011 года в районе, наиболее пострадавшем от цунами, появились привидения. Об этом писали японские газеты. В машину к таксистам садились люди, автоматически включался счетчик, а через некоторое время человек исчезал из закрытой машины, и таксистам приходилось оплачивать поездку из своего кармана.
Один из таксистов рассказал, что примерно через год после землетрясения около одной из станций метро к нему в машину села женщина и попросила отвезти ее в другой район страны. Таксист спросил, знает ли она о том, что этот район практически необитаем после цунами. В ответ женщина воскликнула дрожащим голосом: «Неужели я умерла?!» Водитель обернулся, но на заднем сидении никого не было.
Что означают эти факты?
20) Почему церковь не отпевает самоубийц? Почему самоубийство считается тяжким грехом?
21) Я общался с человеком, который занимался гимнастикой цигун. Одно из основных упражнений этой гимнастики называется «Дерево»: человек стоит, раскинув руки, как бы обнимая дерево, и представляет себе, что снизу в него постепенно входит жизненная энергия, которая оздоравливает его организм. У тех, кто занимается этой гимнастикой, усиливается гордыня, ухудшается характер. Кроме того, были случаи, когда люди умирали ночью во сне от остановки сердца. Как это можно объяснить?
22) В Евангелиях описан случай: женщина, страдавшая кровотечением в течение 12 лет, прикоснулась к одежде Христа и исцелилась. Каков механизм такого исцеления?
Молодой человек не смог ответить на эти вопросы. Попробуем вместе разобраться, в чем суть изложенных фактов. Начну с анализа своего прошлого.
Авария
Очень важно иметь правильную модель мира и понимать, что такое развитие. Любое живое существо либо развивается, либо деградирует; либо расцветает, либо погибает. Когда мы знаем, что такое развитие и как оно должно происходить, тогда у нас повышаются шансы на получение будущего.
Раньше я считал, что развитие – это переход от темного прошлого к светлому будущему. Я полагал, что это постепенный уход от состояния, при котором для человека главное – материальные ценности, удовольствия и физический комфорт, к тому состоянию, при котором главными становятся духовные ценности. А затем начнется проникновение во все более высокие тонкие духовные планы, и в конце концов мы придем к Богу.
Моя модель развития была подобна прямой линии, ведущей из прошлого в будущее, от зла к добру. Я находился как бы посередине, и от меня зависело, в какую сторону я буду двигаться.
Я видел опасность поклонения материальным ценностям. Изучая причины возникновения болезней, я пришел к выводу, что эмоции, которые мы испытываем, привязываясь к материальным объектам, приводят к появлению агрессии, а затем – к болезням. Когда я говорил об опасности поклонения земному счастью, я имел в виду только материальные блага.
Я собирался написать пару книг, посвященных этой теме, и закончить исследования. Издал первую и начал работать над второй. Хотел описать все аспекты, все нюансы опасности поклонения материальному счастью и показать, каким благом является счастье духовное.
Но у меня начались проблемы. Я не понимал, что происходит, но чувствовал какую‑то опасность. Что‑то мешало мне закончить вторую книгу. Потом случилась тяжелейшая авария, после которой машина восстановлению не подлежала. Все, кто находились вместе со мной в машине, чудом остались живы. Я потом долго и мучительно вспоминал, как это произошло.
Мы с друзьями после бани поехали домой на машине, за рулем был я. Мы странным образом перепутали улицы, заехали в какой‑то тупик, я увидел закрытые ворота и начал разворачиваться. Возле ворот догорали остатки костра.
Пока я разворачивался, подъехала еще какая‑то машина, и молодой парень, сидевший за рулем, также начал разворачиваться. Мы увидели, как его машина, сдавая задом, встала над костром, и ее бензобак пришелся как раз над горящим пламенем. Машина могла взорваться, и мы стали махать парню руками, чтобы он скорее отъезжал. А он не понимал, что происходит, но все‑таки успел отъехать, и все обошлось.
Мир един. Если у кого‑то из близких людей или из тех, кто тебя окружает, начинаются проблемы, – значит, они касаются и тебя. Это был знак не только тому парню, но и мне. Я тогда еще этого не понимал.
Парень уехал. Я нажал на газ и начал выезжать из тупика. Но колесо автомобиля попало в песок, и машину стало бросать из стороны в сторону, она потеряла управление. На протяжении метров пятидесяти я ее выравнивал и сумел это сделать. Я успокоился и набрал скорость, но когда проезжал по большой луже, колесо попало в водяную подушку. Машина вылетела за пределы дороги и врезалась в дерево. Мы чудом не погибли.
Снова и снова я мысленно возвращался к этой аварии, пытаясь понять, почему это произошло. Слишком загадочной и нелогичной была ситуация. Судьба явно о чем‑то предупреждала меня и одновременно намекала, что шансов выжить у меня мало.
Я приостановил выпуск второй книги и взял паузу для осмысления произошедшего. В конце концов я пришел к выводу, что духовные ценности – это гораздо большее богатство, чем ценности материальные, и поэтому владеть духовными благами еще более опасно. Все, чем мы владеем, не является однозначно положительным. Когда открываются возможности получения счастья, обязательно присутствует и обратная сторона медали.
Я понял, что духовным ценностям нельзя поклоняться и стремление к духовности не должно становиться смыслом жизни человека.
Будущее
Пересматривая свое отношение к понятию духовности, я понял, что материальное связано с прошлым, а духовное связано с будущим. Поклонение духовному – это поклонение будущему, целям, идеалам, поклонение коллективному сознанию.
Поклонение духовности приводит к тому, что мы ощущаем единство с другими людьми не только внутри, но и снаружи. Из‑за этого появляется альтруизм без границ, когда человек живет ради других, «работая» в режиме самоуничтожения. Кроме того, возникает желание выстроить всех в один ряд, уподобить себе. Все должны соответствовать моим идеалам, и появляются гнев и осуждение, если этого не происходит.
Поклонение духовности рождает массу проблем, которые незаметны, но вызывают тяжелые последствия. Оказалось, что обладание духовностью – это очень большая ответственность.
Я не встречал в индийской философии информации о том, что духовность может быть опасной. Любые способности, возможность выхода на духовные планы – это однозначно считается благом. Если и дается информация об опасности духовности, то зашифрованно.
Духовность связана с нашим сознанием, с нашими мыслями. В Индии существуют поразительные высказывания, смысл которых в том, что главные враги человека – это его мысли. В принципе, это намек на то, что область духовных аспектов может быть опасной.
Одна из главных восточных практик – это остановка сознания: для того чтобы быть в гармонии, в равновесии, нужно отрешиться от всех аспектов бытия. Но это знание подается на уровне практик, без объяснений, без системного взгляда на такое понятие, как духовность.
С точки зрения иудаизма, духовность – это однозначно благо. Давид духовен, Голиаф – силен физически, и Давид его побеждает. В Ветхом Завете мы видим множество примеров, как сильный духом человек побеждает людей, поклоняющихся своему телу, зависимых, невоздержанных и ненасытных. Но о том, что сильный духом может быть агрессивным, осуждающим, жадным, в Ветхом Завете не написано. В Ветхом Завете есть только заповеди, которые тормозят неправильное поведение человека, останавливают процесс появления зависимости от материальных и духовных ценностей.
Но в иудаизме все же сказано об опасности духовности. Дело в том, что понятие духовности связано с тонкими планами, с будущим. Проникновение в будущее может быть опасным для человека. Когда человек проникает в будущее и пытается им управлять, у него растет гордыня. Когда человек, управляя будущим, получает здоровье, материальные блага, улучшает свое благополучие, его корыстность усиливается.
Будущее – это территория Бога. Поэтому человек, который может видеть будущее, вторгаться в будущее, должен ощущать первичность Божественной воли и вторичность своей, то есть иметь такое качество, как смирение. Иначе его «я» выходит на первый план, и он неизбежно начинает поклоняться духовности в ущерб любви.
Когда человек чувствует Божественную волю и видит будущее, он должен вести себя правильно, не возвышаться над другими, не относиться корыстно к своим знаниям, и главной его заботой должна быть забота о своей душе.
В Ветхом Завете написано: «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти»; «Ворожеи не оставляй в живых». Это четкий призыв не вторгаться в будущее, не узнавать будущее в корыстных целях.
Когда интересы тела и духа на первом месте, цели человека становятся корыстными. Когда человек вторгается в будущее с целью избежать неприятностей, улучшить свое здоровье, благосостояние, судьбу, – это и называется корыстностью. Интересы его внешнего «я», его тела выходят на первый план, а все остальное он использует как средство для достижения своих целей.
Человек, который молится только о том, чтобы у него было здоровье и благополучие, корыстно относится к молитве. Божественное для него – это средство, а главной целью является его жизнь, благополучие и физическое здоровье. Такая молитва, по сути дела, превращается в магическое заклинание.
В тонкие планы без вреда для себя может входить только человек бескорыстный, для которого главная цель – это постижение Божественного, забота о душе, о нравственности. У остальных людей, которые прикасаются к тонким планам, душа незаметно начинает трансформироваться. Меняются их чувства, характер и, в конечном счете, внешнее поведение.
Но есть люди, которым позволено предсказывать будущее. Это пророки. Чем пророк отличается от гадалки? Пророк – это человек, который ведо́м Богом, через которого Творец передает людям важную информацию. Пророк говорит о будущем, имея целью развитие души, нравственности, усиление веры. Эти знания помогают людям не только выжить физически, но в первую очередь выжить духовно и душевно. Спасение человечества происходит именно через пророков.
На первом месте у пророка Бог, все остальное – на втором. У гадалки, ясновидящего и других специалистов, способных проникать в тонкие планы, на первом месте – человек, человеческая воля, человеческие интересы. Но корыстное отношение к тонким высшим планам всегда опасно.
Становится понятно, что произошло с Ури Геллером, у которого началась сильная головная боль, после того как он, применив в казино свои способности, выиграл крупную сумму денег. Он понял, что повел себя неправильно, выбросил сумку с деньгами в окно автомобиля, и боль тут же прошла.
Ему повезло, что боль началась сразу, так что он догадался, в чем дело. Если бы боль появилась только через месяц или два, он бы, скорее всего, умер. Это пример того, что происходит, когда человек вторгается в будущее с корыстной целью.
Корыстное отношение к будущему весьма часто наблюдается у целителей, которые посредством энергетического воздействия на полевые структуры пытаются помочь больным, думая только об улучшении их физического состояния и судьбы.
Недавно я беседовал с одним моим приятелем, который ходил к так называемой бабке (ей около 80 лет). Будучи знаком с информацией моих книг, он попытался узнать, как у нее обстоят дела с детьми. Оказалось, что один ее сын утонул, другой – умер от рака. Дочь ее жива, но у внуков не ладится личная жизнь.
Он общался также с другой целительницей, которая не только лечит заговорами, но и консультирует по вопросам судьбы. Выяснилось, что у нее вообще нет детей. Женщина ушла от разговора о том, почему бездетна. Сказала только, что иметь детей ей не суждено и когда‑то ей было предсказано, что детей у нее не будет.
Вторжение в тонкие планы, даже для помощи другим, – дело весьма опасное.
Модель мира
Несмотря на то, что я уже понимал опасность духовности, моя модель мира оставалась прежней.
Для того чтобы преодолеть поклонение духовности, нужно любовь к Богу поставить на первое место. Для меня естественным и правильным путем познания Бога была все та же прямая дорога – движение по склонам горы к ее вершине. Я по‑прежнему считал: для того чтобы приблизиться к Богу, нужно все больше возвышаться духом и уходить в тонкие планы.
Но после издания следующих книг у меня начинались проблемы, и опять возникали смертельные ситуации. Я понимал, что внутренне почему‑то завишу от духовности, но преодолеть эту зависимость не мог. Оказалось, что моя модель была ложной, – вернее, примитивной и требующей развития.
К этому прозрению я шел достаточно долго и мучительно. Когда же оно, наконец, произошло, – только тогда я стал приближаться к пониманию главной заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом ». До сих пор богословы утверждают, что «нищие духом» – это те, кто осознаю́т недостаток своей духовности. А с моей точки зрения, это заблуждение, непонимание того, чему учил Христос. Судя по всему, Христос, имел в виду следующее.
Человек по своей сути есть душа, пришедшая из Бога. Развитие духа, сознания и развитие тела начинаются позже. Поэтому человек в первую очередь должен жить душой, чувствами.
Развитие – это не переход от плохого к хорошему, это не переход от темного к светлому. Познание мира – это не прямая линия, продвигаясь вдоль которой мы с презрением смотрим назад и кланяемся тому, что впереди. Оказывается, развитие – это расширение картины мира. Это не движение от прошлого к будущему, а все более широкий охват прошлого и будущего. Это круг, это пульсация, это шар. Это совершенно другое восприятие мира.
Развитие – это не духовное возвышение человека, а расширение возможностей его души.
Моя модель развития включала только два компонента: материальное и духовное, и я считал, что развитие есть движение от одного к другому. На первом этапе это было правильно, но потом эта идея должна трансформироваться в идею раскрытия души, в идею объединения противоположностей, то есть объединения материального и духовного. Ведь счастье не в том, чтобы от плохого перейти к хорошему, а в том, чтобы уравновесить плохое и хорошее, левое и правое, обрести любовь и гармонию в душе.
Поскольку Бог есть любовь и Он вдохнул душу в человека, то только наша душа может испытывать чувство любви. Тело и дух вторичны, в них – лишь отблески этой любви. Поклонение телу и духу может закрыть от человека любовь и единение с Творцом.
Вспоминаю о том, как сложно и тяжело происходило это прозрение…