ЛЕКЦИОННЫЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА




Соловьёва Т.А. д.п.н., профессор

tatsolovyova@yandex.ru

Становление системы российского образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, требует от учебных заведений приведения процессуальной стороны высшего образования в соответствие с принятой в 1999 году Болонской декларацией. Несмотря на то, что уже в 2010 году завершился план внедрения принципов Болонского процесса в систему российского высшего образования, по-прежнему сохраняется противоречие между требованиями модернизации образовательного процесса в вузах и устоявшимся традиционным подходом к организации лекционных и семинарских занятий.

Цель настоящей статьи показать возможности соблюдения баланса между традициями и инновационными техниками и технологиями в системе вузовского обучения.

Компетентностный подход предъявляет к содержанию лекций в высшей школе следующие основные требования:

· структурирование учебного содержания в виде системы учебно- познавательных задач поискового характера;

· широкие и глубокие межпредметные связи с целью выхода на решение профессиональных задач;

· дифференциация, вплоть до индивидуализации учебного содержания.

Как известно, первые 4-5 минут лекции студенты как бы «приживаются» к своему рабочему месту. Во многом на этой фазе лекции ими руководит потребность в структуризации психологической среды, в это время активизируются их ориентационные процессы. На первой фазе лекции желательно максимально заинтересовать студентов темой занятия. Многие студенты именно на основании этих четырёх минут определяют для себя, какой уровень активности они будут проявлять в течение лекции.

Приведём пример активизации студентов в начале лекционного занятия, позволяющий «выйти» на тему лекции.

Ü´ Подумайте, какая педагогическая проблема объединяет данные ситуации?

Конкретная ситуация 1: «На уроке математики во втором классе ученик Петя Курочкин поднял руку и спросил: «Виктория Алексеевна, а зачем нам учить таблицу умножения, если в мобильном телефоне есть калькулятор?»

Конкретная ситуация 2: «Выполняя домашнее задание с внуком по теме «Откуда берутся дети?», Мария Петровна всплеснула руками и возмущенно проговорила: «В наше время мы такие темы не изучали! И зачем развращают молодежь?»

Конкретная ситуация 3: «Из форума: «Какой будет у ребенка стимул изучать в школе Linux, если все вокруг работают в Windows?»

Конкретная ситуация 4: «Диалог двух школьников:

- Я бы убрал многие предметы из школы. Например, убрал бы из программы биологию и географию. Общий взгляд на мир телевизор дает быстрее и лучше, и как бы самопроизвольно, нечувствительно.

- Согласен. Половина уроков - отсидка. Вчера только говорили, что школьники и родители будут выбирать предметы … Хотел записаться на риторику, а иду на дополнительную физику. Не понимаю, написано «по выбору», но по выбору — администрации, учителей, а не учеников или родителей».

Ü´ Выберите правильный ответ.

p Проблема методов и форм организации обучения в современной школе.

p Проблема содержания общего образования и его компонентов.

p Проблема педагогической безграмотности родителей и учащихся.

В технологии развития критического мышления данный этап занятия носит название «фаза вызова».

Стадия вызова выполняет 3 основные функции: мотивационную (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме); информационную (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме); коммуникационную (бесконфликтный обмен мнениями).

В процессе реализации фазы вызова студенты могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Высказывания могут фиксироваться на доске, любое из них может оказаться важным для дальнейшей работы. На этом этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

Приведем пример начала лекции по теме «Тенденции развития мировой системы высшего профессионального образования».

Фаза вызова. В настоящее время наука и техника развиваются так быстро, что объем мировых знаний удваивается каждые 5-7 лет. Это означает, что за период обучения студента достижения науки и техники устареют. За время жизни человека происходит смена нескольких поколений техники, что заставляет его постоянно самосовершенствоваться и самообучаться.

Установлено, что если специалист широкого профиля будет работать 24 часа в сутки, воспринимая информацию только на родном языке и только по своему профилю, он сможет овладеть лишь 4 % существующей специальной информацией.

Чтобы не отстать от развития науки, специалист узкого профиля должен читать в сутки около 150 страниц научных трудов.

Естественно, что система высшего образования должна адекватно реагировать на качественные изменения в обществе.

´ Каковы, на вашвзгляд, функции высшего образования на современном этапе?

Групповая самостоятельная работа студентов.

Рассчитайтесь на 1,2, 3. Студенты под номером 1 пишут ответ на вопрос «Зачем (для чего) я получаю высшее образование?»

Студенты под номером 2 письменно дают ответ на вопрос: «Какие требования, на ваш взгляд, работодатели предъявляют к выпускнику с высшим образованием?»

Студенты под номером 3 пишут ответ на вопрос «Чему, на ваш взгляд, хотят научить студентов преподаватели высших учебных заведений?»

Далее в каждой группе (1,2,3) проводится работа по следующему алгоритму: выявление совпадений и расхождений во взглядах «студентов», «работодателей» и «преподавателей»; оформление результатов в любом графическом организаторе; презентация результатов работы каждой группы.

 

Пример начала лекции по теме «Основные тенденции развития образования в России»

Фаза вызова. Кидеям новой образовательной парадигме мы попытаемся подойти сами после небольшого эксперимента.

Ответьте на 10 вопросов, взятых из стандарта (учебников) основной школы.

l Что такое морфема?

l Кто является автором повести «Бедная Лиза»?

l Перечислите основные способы словообразования?

l Запишите формулу для нахождения корней однородного квадратного уравнения.

l Какие из языков программирования использовались первыми?

l С каким событием связывают окончательное закрепощение крестьян на Руси?

l Что такое литосфера?

l По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, выделяющееся при прохождение электрического тока по проводнику?

l Какой проблеме посвящено учение И.И. Мечникова?

l Какому вопросу посвящено учение А.М. Бутлерова?

Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:

 

§ в умении эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы;

§ в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, сведения, полученные из других источников;

§ в умении работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной нетекстовой форме;

§ проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

Далее приводятся неутешительные результаты России в исследовании PISA по математике и естествознанию.

´ Сформулируйте совокупность идей, положений, которые могут быть использованы для дальнейшего развития системы образования в России на современном этапе?

Групповая самостоятельная работа студентов (приём «Снежный ком »).

Первый человек в микрогруппе высказывает идею или формулирует положение. Остальные участники микрогруппы обсуждают её.

Затем второй человек высказывает свою идею; она обсуждается группой. И так далее: наподобие снежного кома.

Далее каждая микрогруппапредставляет результаты обсуждения влюбом графическом организаторе; презентирует их студенческой группе.

 

На лекционных занятиях для активизации учебно-познавательной активности студентов может быть использована также техника «Бортовой журнал », представляющая собой обобщающее название ряда приемов: прогнозированиетемы лекции, на основе содержания конкретной профессиональной ситуации; составление и запись небольшого рассказа в 5-6 предложений, опираясь на ключевые слова темы; формулирование вопросов к стимулирующему познавательный интерес тексту (с недосказанными мыслями, с противоречиями и т.д.).Вопросы студентов обобщаются и записываются преподавателем на доске. Далее лектор отвечает на обобщенные вопросы слушателей.

В процессуальном аспекте лекция инновационного типа должна «предлагать» студентам основные техники, приёмы для дальнейшего изучения поставленных проблем в активных формах самостоятельной работы, так как лекционная форма в высшей школе является ориентиром для развития других форм учебного процесса.

Приведём пример использования приема «цепочка аргументации » во время групповой самостоятельной работы студентов на лекции по теме «Педагогическое наблюдение как эмпирический метод исследования». Утверждение: Метод наблюдения неэффективен для проведения педагогических исследований. Довод 1: Данные, полученные с помощью наблюдения нерепрезентативны. Доказательство к доводу 1: нерепрезентативными результаты исследования делает сравнительно малая выборка при наблюдении.

Контраргумент: даже при небольшой выборке можно с помощью статистических непараметрических критериев, (например, Z- критерий Знаков, критерий Макнамары) доказать достоверность сделанных выводов и т.д.

 

Приведем пример групповой самостоятельной работы студентов на лекции с использованием техники «Перекрестная дискуссия ».

Студенты делятся на 4 группы.

Группы студентов под номером 1 и 3 аргументируют утверждение «Жертва моббинга сама виновата в объявленном ей психологическом терроре» и записывают аргументы у себя в тетради.

Группы студентов под номером 2 и 4 аргументируют утверждение «Жертва моббинга не виновата в объявленном ей психологическом терроре» и записывают аргументы у себя в тетради.

Инструкция к самостоятельной работе.

I часть.

1. Каждая группа должна подобрать как можно больше доводов к своему варианту утверждения (к «тезе» и к «антитезе»).

Теза, потому что… Антитеза, потому что…

Приведем пример. Утверждение «Карлсон - лучший из мужчин». Довод 1: «…, потому что он любит детей». Довод 2: «…, потому что у него есть средство передвижения». Довод 3: «…, потому что у него есть своя жилплощадь».

1. К каждому из доводов, группа подбирает доказательства. Например, к первому доводу: «Карлсон дружен с Малышом »; ко второму доводу: «У Карсона за спиной есть моторчик ».

II часть.

3. Начинающая перекрестную дискуссию группа, например первая, произносит утверждение («тезу»), первый довод и доказательства к нему.

4. Далее группа из противоположного «лагеря» делает попытку, как умеет, опровергнуть доводы первой группы (формулирует контраргументы), а лишь затем произносит «антитезу», свой первый довод и доказательства к нему.

Клеше: а) Несомненно, ваша позиция интересна, однако……..

б) Спасибо за вашу точку зрения, но …

5. Далее по схеме.

 

Сторонники Сторонники тезы антитезы
 
 


Эмоциональный климат на лекции во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. Юмор - это неожиданность, резко превращающаяся в понимание.

Приведем пример задания с лекции «Содержание общего образования, его предметные циклы и компоненты».

Прочитайте анекдоты и афоризмы. Запишите карандашом первый компонент содержания образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину.

v Глубина знания определяется не знанием правил, а количеством усвоенных исключений из правил...

v Тайные знания предков ищут в основном те, кому не дались открытые знания современников.

v Я очень много знаю, но практически ничего не помню...

v Даже если знания раздаются бесплатно - приходить нужно всё равно со своей тарой.

v Новый учитель, решив проверить уровень знаний в классе, спрашивает:
- Дети, кто взял Бастилию?
- Мы не брали...
Учитель пошел к директору и рассказывает ему это.
Директор:
- Да вы не расстраивайтесь. Если не вернут, в конце года спишем.

 

Приём «двучастная Т» таблица. Оцените «плюсы» и «минусы» негосударственных образовательных учреждений.

 
 


«плюсы» «минусы»

 

 

Техника составления «творческой карты запоминания информации », представленной в тексте.

Ø Для изображения содержания текста обозначьте в центре листа его ключевое слово или образ;

Ø выявите смысловые части читаемой информации: запишите или по возможности изобразите их (изображения и символы легко запоминаются,онистимулируют новые творческие ассоциации);

Ø пишите по одному слову на строке, потому что каждое из них обладает лучшей спо­собностью генерировать новые мысли (написание фраз или предложений может замедлять срабатывание этого эффекта);

Ø подсоедините смысловые части к ключевому слову искривленными линиями (они активизируют работу мозга) и разноцветными стрелками (цвет стимулирует визу­альные центры мозга и захватывает внимание глаз, при­влекает интерес).

 

В технологии развития критического мышления для фазы осмысления предлагается ряд техник, которые эффективны на лекционных занятиях в вузе.

Техника «Работа с таблицей верных и неверных утверждений ».

Прочитайте (прослушайте) высказывания. Выразите своё мнение до изучения правил служебного этикета при наложении взысканий и при поощрениях.

В случае согласия поставьте знак «+», в случае несогласия - знак «-».

Утверждения До После
изучения правил
  Критику и наказание подчинённых следует осуществлять на проверенных данных, а не руководствоваться только подозрениями.    
  В случае, если просчеты в работе произошли отчасти по вине руководителя, не стоит акцентировать на этом внимание.    
  Для того чтобы установить степень виновности, следует сначала определить, кто проводил инструктаж провинившегося и каким образом осуществлялся контроль.    
  Согласно служебному этикету накладывать взыскание следует в присутствии подчиненных и коллег.    
  Наказание не должно быть «привязано» к тяжести проступка.    
  Правила служебного этикета требуют от руководителя поставить в известность о провинностях своих подчиненных вышестоящее начальство.    
  Не стоит «размениваться на мелочи», хваля подчинённого за выполнение отдельных поручений, в то же время надо вовремя заметить недостатки в работе подчинённого, чтобы это не сказалось на результате.    
8. Поощрение подчинённого должно следовать непосредственно после положительного завершения работы. Вознаграждение за неё должно быть конкретным.    
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: