Приём «Беседа с текстом ».
«Побеседуйте» с текстом «Правила служебного этикета при приеме по личным вопросам », отвечая мысленно на внутритекстовые вопросы.
Ï В чем разница посадки посетителей для официальной и неофициальной форм общения?
ÑПри официальной форме общения хозяин кабинета отвечает на приветствие посетителя и приглашает его сесть перед своим столом.
При неофициальной форме общения при входе посетителя руководитель отвечает на его приветствие, выходит из-за стола и приглашает его в зону коллегиальной работы, а сам садится напротив него.
Ï Зачем, прежде чем выслушать человека, хозяин кабинета должен предложите ему сесть?
Ñ Этим он показывает, что готов потратить на обсуждение его проблемы столько времени, сколько потребуется.
Ï Кто определяет продолжительность общения, подводит его итоги и каким образом он показывает, что разговор подошёл к концу? и т.д.
Информационная, трансформационная, интегрирующая и координирующая функции лекции реализуются печатными текстовыми материалами, предъявляемыми студентам.
Следовательно, высвобождается время для формирования у студентов на лекции под руководством преподавателя следующих инструментальных компетенций:
w способности обрабатывать информацию (создавать ассоциативный ряда, перефразировать, интерпретировать, подводить под понятие и т.д.);
w способности организовывать информацию (идентифицировать, дифференцировать, классифицировать, устанавливать последовательность, прогнозировать);
w способности анализировать вербальную и визуальную информацию;
w способности находить несоответствия в аргументации.
Проиллюстрируем заданиями с лекций по психологии процесс формирования у студентов различных инструментальных компетенций.
|
Развитие способности создавать ассоциативный ряд на лекции «Характер».
Задание. Прочитайте и осмыслите определение понятия «характер ».
Используя базовую стратегию обработки информации, выберите из списка и подчеркните близкие Вам ассоциации, возникающие под влиянием слова «характер»:
портрет, печать, примета, копирка, чеканка, каркас.
Перефразирование.
Задание. Используя сложную стратегию обработки информации - перефразирование, дополните определение понятия «способности», изучив различные его трактовки. (Лекция «Способности»).
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями …………………. осуществления данной деятельности и обнаруживающие ………………………….. в динамике овладения необходимыми для неё знаниями, умениями и навыками у разных людей.
¤ Способности – устойчивые психологические свойства людей, отличающие их друг от друга и позволяющие им успешно справляться с различными видами деятельности.
¤Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи, возможности в различных видах деятельности.(Б.М. Теплов)
Ассоциации с понятием «способности» у студентов с различной модальностью восприятия | |
Кинестетик | «Это то, что делает меня успешным!». |
Визуал | «Это зерно, возможность, потенция». |
Логик | «Этото, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их приобретение, закрепление и использование». |
|
Задание. Используя технику «Корзина идей», запишите своими словами, что вы понимаете под «технологией обучения».
…………………………………………………………………………………………………..
Способ интерпретации информации.
Задание. Прочитайте описание конкретной жизненной ситуации.
¤ Врач-гинеколог сказал будущей маме: «Приборы показывают у вас очень низкое значение абсолютного нижнего порога болевых ощущений ».
Ü´Выберите правильный ответ:
Это означает, что у женщины пониженная чувствительность к боли.
Это означает, что у женщины повышенная чувствительность к боли.
ÜПроверьте правильность вашего выбора, изучив следующую информацию (далее предлагается текст). (Лекция на тему «Ощущения»).
Задание. Используя сложную стратегию обработки информации – интерпретацию, составьте определение понятия «апперцепция», изучив стимульные материалы.
? Апперцепция – это зависимость восприятия от _______________,
_____________________________.
Стимульный материал 1.
Слова для выбора: от возраста индивида; от установки индивида;от пола индивида.
Задание. Используя сложную стратегию обработки информации – интерпретацию, сделайте выводы по результатам наблюдений английского психолога Р. Грегори, укажите их с помощью ü.
¤ Ребёнокослеп в десятимесячном возрасте. В 52 года зрение ему было возращено. Зрительное восприятие этого человека было ограничено узнаваемым путём осязания. Он так и не научился читать с помощью зрения, однако узнавал зрительно заглавные буквы и цифры, которые его учили читать в школе слепых. Рисунки этого человека также свидетельствуют о неспособности воспроизвести что-либо, о чем он раньше не знал через осязание. Например, он не мог нарисовать переднюю часть автобуса, так как не имел возможность исследовать её руками.
|
Это значит, что важнейшей характеристикой восприятия является его историчность - обусловленность конкретными условиями протекания деятельности и прошлым опытом субъекта.
Это значит, что у человека в онтогенезе зрительное восприятие развивается с обязательной опорой на осязание.
Это значит, что овладение системой перцептивных действий требует особого обучения и достаточно долгой практики.
Подведение под понятие.
Задание. Рассмотрите конкретные ситуации проявления видов внимания (природное и социально обусловленное; непосредственное и опосредованное; интеллектуальное и чувственное).
ÏРебёнок с рождения поворачивает голову вслед погремушке. | ? |
ÏУчитель понизил голос, и даже разговаривающие ученики подняли на него свои глаза. | ? |
ÏПокупатель рассматривает на витрине ювелирные украшения. | ? |
Ï Человек идет по улице и смотрит на люстры в квартире первого этажа, в которой хозяева, включив свет, забыли задернуть шторы. | ? … |
ÏУчёный обдумывал результаты физического эксперимента, не слыша и не видя ничего кругом. | ? … |
Ü´ Определите и впишите название видов внимания, изучив их характеристики.
Ñ Природное внимание - дано человеку с самого его рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов – детекторов новизны.
Ñ Социально обусловленное внимание - оно складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объект.
ÑЧувственное внимание - такое внимание преимущественно связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое - либо чувственное впечатление.
Ü´ На основании полученной информации впишите в нужное место в предложении слова: «произвольное внимание», «непроизвольное внимание», «послепроизвольное внимание».
¤ ………………………….. - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. В отличие от подлинно …………………………. внимания ………………………………… внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Ü´ Запишите, о каких видах внимания идет речь в следующей конкретной ситуации.
¤ Надо прочитать параграф из учебника по психологии о механизмах психологической защиты. Вчитался, так стало интересно, и забыл, что по телевизору начался любимый сериал.