ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Невербальное общение — общение посредством неречевых знаковых систем. Наиболее ранней серьезной работой, посвященной проблеме исследования невербальных средств общения, является труд Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованный в I878 г. Это издание определило современные исследования языка телодвижений, а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня учеными всего мира.
Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами восприятия: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.
Визуальная система восприятия включает в себя:
• жесты;
• мимику, позы;
• кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение);
• пространственно-временную организацию общения;
• контакт глазами (визуальный контакт);
• вспомогательные средства общения, в том числе: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.
Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:
• паралингвистическая система (система вокализации, тембр голоса, его диапазон, тональность);
• экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).
Тактильная система — прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.
Ольфакторная система — приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.
Выделяют следующие основные функции невербального общения:
• выражение межличностных отношений;
• выражение чувств и эмоций;
• управление процессами вербального общения (разговором);
• обмен ритуалами;
• регуляция самопредъявлений.
Особенностью невербального языка является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы. Это позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и еще одновременно произносимые слова.
Знание невербального языка позволяет:
• лучше понимать собеседника,
• предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата;
• позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них;
• проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими;
• подавать сигналы обратной связи.
Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:
• национальная принадлежность (так, одни и те же жесты и телодвижения могут иметь иное значение у разных народов);
• состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);
• профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);
• уровень культуры, который влияет на состав жестов, представление об этикете, правильном воспитании;
• статус человека (чем выше стоит он на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными);
• принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);
• актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
• возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений);
• сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);
• возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как, например, при разговоре по телефону).
На невербальные средства общения накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому для всего человечества общих норм нет. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
Невербальные знаки, в частности, жесты нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать несколько значений; другой в данный момент может вообще ничего не значить; третий — быть обманным. Поэтому их необходимо читать в системе, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.
Невербальные знаки могут соответствовать или не соответствовать словам человека, которые они сопровождают. Если соответствие имеется, они усиливают вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться нужно на невербальные знаки, поскольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов.
Кроме соответствия между словами и телодвижениями, необходимо принимать во внимание ситуацию (например, позы замерзшего, уставшего, критически настроенного к собеседнику человека примерно одинаковы), особенности одежды, которая может сковывать свободу движений и позы.
Выносить суждение следует лишь тогда, когда несколько сигналов тела указывают на одно и то же. Их должно быть не просто несколько, а целый ряд, относящихся к разным формам проявления.
Необходимо также понимать, что лишь часть сведений передается от одного человека другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру. С этой точки зрения невербальные знаки подразделяются следующим образом:
• интенциональные — специально производимые для передачи информации;
• неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.
В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (краска, наливающая лицо, дрожание рук, голоса). Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорываются эмоциональное состояние говорящего, акцент и особенности произношения, указывающие на место происхождения и жизни человека). Поскольку данные знаки говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно рассматривать.
Большое значение для правильного толкования и понимания языка тела имеет принципиальная многозначность всех выразительных черт. Одно и то же мимическое явление может иметь совершенно разные истоки. Верное понимание никогда нельзя вывести из отдельного мимического образа. Это можно понять только из целостной ситуации и общей установки человека с его манерами и способностями поведения, вместе взятыми.
Таким образом, все системы невербальной коммуникации существенно дополняют речевое воздействие, как усиливая его, так и ослабляя. Кроме того, именно невербальные средства общения представляют более точную информацию о душевном состоянии, настроении собеседника, отношении к партнеру и к обсуждаемой проблеме, чем его слова, помогают выявить такой существенный параметр делового общения, как намерения его участников.
Учеными разработана классификация невербальных средств общения, которую можно представить в виде следующей схемы. В ней наглядно показаны 4 дисциплины, изучающие основные средства невербального общения и конкретные элементы невербального языка, изучаемые каждой.
![]() |
Остановимся подробнее на каждом из разделов.
КИНЕСИКА, КИНЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.
К кинесике (или кинетике) относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде.
Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Общее количество различных положений, которые может принять человеческое тело, составляет около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза свидетельствует:
· как данный человек воспринимает свой статус по отношению к др-м. (люди с более высоким статусом принимают более непринужденные позы).
· о закрытости или об открытости к общению. Открытые позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
· о размышлении,
· о критической оценке (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску),
· о заинтересованности в общении или интереса (наклон к собеседнику и наоборот),
· о желании заявить о себе (стоять «руки в боки»).
Жесты — это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
Жесты можно разделить на:
§ коммуникативные (приветствия, прощания, привлечения внимания, запрета, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);
§ оценки и отношения (одобрения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);
§ описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания).
Другая классификация жестов:
1) Жесты-эмблемы: имеют самостоятельное лексическое значение без слов;
2) Жесты-иллюстраторы сопровождают речь, изображают то, что уже сказано словами.
3) Жесты-регуляторы поддерживают и регулируют вербальный и невербальный диалог.
1.Жесты-эмблемы делятся на:
А) Коммуникативные - информация намеренно передается (палец у виска, приложить палец к губам, покачать головой постучать кулаком по лбу, похлопать рукой по животу, показать большой палец и др. Указательные: показать рукой (на конкретный предмет), подзывать рукой (кого-либо), указать пальцем (на кого-либо или что-либо), поманить глазами (куда-либо) и т.п.
Этикетные: рукопожатие, поцелуй, вставание, поклон, реверанс, застольные жесты (поднятие бокала) и др.
Б) Симптоматические жесты-эмблемы выражают эмоциональное состояние жестикулирующего. Могут быть непроизвольными и произвольными, имитирующими ту или иную эмоцию. (Прикрыть рот рукой, надуть губы, ломать руки, чесать в затылке, большие (круглые, страшные) глаза, ударить себя по лбу, барабанить пальцами по столу, закрыть лицо руками и др.).
2. Жесты-иллюстраторы
Примеры: указательные движения «Вон там», пространственные отношения (вот такой, здесь, там), выделяющие в речи главную мысль, переход к новой теме; жесты, имитирующие описываемое действие (например, движения, изображающие резание или сгибание предмета) и т.д.
3. Жесты-регуляторы (кивки, закрывание и открывание глаз, смена поз и др.)
Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.
Также необходимо помнить, что в разных странах одни и те же жесты выражают разные ситуации общения. Например, жест «ОК» «всё в порядке» из сведенных в кружок большого и указательного пальцев для жителей Туниса, может означать угрозу убить. Во Франции вы покажете человеку, что он «полный ноль», «пустое место», в Японии этот жест означает просьбу дать денег в долг, в Бразилии сексуальное желание, а в Турции, Марокко, Кипре и Греции этот жест может быть воспринят как намёк на нетрадиционную ориентацию собеседника.
Иностранец, приехавший в Грецию и попробовавший поймать машину с помощью жеста с поднятым большим пальцем руки, вероятнее всего не сможет этого сделать, т.к. там поднятый большой палец означает «объелся» или «набил брюхо».
В Болгарии, Греции и Индии покачивание головой из стороны в сторону означает одобрение, а кивки вверх-вниз несогласие. В Болгарии головой качают в знак согласия, а кивают наоборот. Подобное поведение также присуще грекам, румынам, македонцам и индусам. Жители Мальты в знак отрицания касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперёд. Японцы в этом случае покачивают ладонями из стороны в сторону, а арабы откидывают голову назад.
Немцы часто поднимают брови вверх в знак восхищения чьей-то идеей. Такое же поведение в Англии будет расценено как выражение скептицизма. Дотрагиваясь пальцем до века, итальянец выразит свою доброжелательность: "Я вижу, ты славный парень". В Испании этот жест означает сомнение в правдивости ваших слов, а для француза это - "Трепло ты, братец!"...
Важным элементом кинесики является походка. Походка человека — это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние. Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая — при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка — при страдании.
Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям и действиям говорящего. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице говорящего теряется до 10—15% информации.
В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (Facial Action Coding System (введена Полом Экманом в 1978 году).
Экспериментаторы взяли анатомический атлас и изучили все мышцы лица, выделили движение каждой мышцы, ее значение, вручную разложив все человеческие эмоции на тысячи составляющих в проекции на мышцы человеческого лица. Результатом этой тяжелой исследовательской работы стала мимическая «азбука» (FACS). Сейчас в ней 43 основные мимические позиции, или «буквы». Их сочетания, которые и дают «слова», — различные эмоции. Самых главных, базовых эмоций, характерных для большинства людей, получилось около трех тысяч. Это изобретение позволило кодировать эмоции. Таким образом, инвентаризировав и пронумеровав всевозможные сочетания и значения подсознательных напряжений лица, Экман изложил все это в своем фундаментальном пятисотстраничном труде, где детально описал нюансы движения глаз и губ, различные виды наморщивания кожи между глазами и щеками, изгибы носогубных складок и так далее. И теперь эта методика — готовый рабочий инструмент. На данный момент в США всего около 300 сертифицированных в этой области специалистов, большая часть из которых трудоустроена в различных спецслужбах.
Экманом выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть. Другие исследователи выделяют шесть основных эмоциональных состояний (радости, гнева, удивления, страха, презрения, страдания).
С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт. Данный раздел невербалистики носит название ОКУЛИСТИКА.
Визуальный контакт — изменение ширины зрачков, степени открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Визуальный контакт занимает особое место среди невербальных средств общения исоставляющий исключительно важную часть общения. Он наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера. Человек не способен контролировать движение своих зрачков (при волнении зрачки увеличиваются в четыре раза, при злости - зрачки сужаются). Даже направление движения глаз дает нам много информации о партнере. Помните, что для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, следует смотреть на него от 60 до 70% всего разговора.
Хотя лицо является главным источником информации о психологическом состоянии человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, так как мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. Если человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело главным источником информации для собеседника, так как жесты, позы, походка, стиль экспрессивного поведения говорят о многом.