Политический кризис 1993 г.




Экономические реформы 90-х гг.

На рубеже 80-90-х гг. в России со всей остротой проявился экономический и политический кризис. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученымэкономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры «шоковой терапии»). Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Проведенная в соответствии с программой либерализации цен (со 2 января 1992 г.) вызвала резкий скачок инфляции. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.

31 июля 1994 г. закончился первый этап приватизации - чековый. Позднее начался второй этап приватизации - этап денежной приватизации, введенной Указом Президента РФ.Большое значение для укрепления российской валюты имело решение Центрального банка России (ЦБР) об изъятии с 26 июля 1993 г. из обращения государственных казначейских билетов банка СССР и банкнот образца 1961-1992 гг.11 октября 1994 г. финансовую систему страны всколыхнул «черный вторник», когда доллар США за один день подорожал примерно на 100%.

Структурный экономический кризис 17 августа 1998 г. в одночасье разрушил все оптимистические ожидания ведущих зарубежных и отечественных политиков и экономистов. Реальные доходы российских граждан сократились в среднем на 25 %. Правительство С.В.Кириенко было отправлено в отставку. Немаловажную роль в стабилизации валютно-финансовой системы страны сыграл кабинет министров во главе с Е.М. Примаковым.

Несмотря на достигнутые успехи Б.Н. Ельцин отправил Е.М.Примакова в отставку. Начался этап частых кадровых перестановок в высшем руководстве государства. В мае 1999 г. председателем Правительства стал С.В. Степашин, который на этой должности находился всего три месяца. За короткий период его правления экономическая ситуация в стране не улучшилась. Новым председателем правительства с августа 1999 г. стал В.В. Путин. В связи с избранием его Президентом РФ руководство кабинетом министров в мае 2000 г. было поручено М.В. Касьянову.

Политический кризис 1993 г.

Государственный аппарат России в начале 90-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Глава исполнительной власти - избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин.

Конституционный кризис. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал В.С. Черномырдин. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними.

Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. Часть депутатов отказались признать законность действий президента. Обязанности президента России были возложены на А.В.Руцкого. В Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска, которые с помощью спецподразделений уже во второй половине дня 4 октября штурмом овладели «Белым домом», арестовав главных зачинщиков нового путча (Хасбулатова, Руцкого и др.). Одержав верх, Президент приступил к ликвидации Советов по всей стране. 12 декабря 1993 г. был проведен референдум по новой Конституции РФ, проект которой получил одобрение и вступил в действие. Одновременно с референдумом состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

3. Политическое развитие России. Одновременно с референдумом состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин.

В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней вопросам. В январе 1996 г. начала свою работу IV Государственная Дума. Спикером Думы был избран коммунист Г.Н. Селезнев. Выборы в Совете Федерации (верхней палате парламента) принесли успех губернатору Орловской области и бывшему члену Политбюро Е.Строеву.

4. Вооружѐнные конфликты на территории России. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Осенью 1991 г. к власти в Чечне пришел Д. Дудаев. В 1992 г. произошло разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 ноября 1994 г. для восстановления конституционной законности и порядка в Чечню были введены федеральные войска. Вместо обещанного быстрого разгрома незаконных вооруженных бандформирований начались затяжные кровопролитные боевые действия, которые завершились лишь в конце 1996 г. В августе 1999 г. вооруженные отряды международных террористов с территории Чечни совершили нападение на Дагестан. Для борьбы с терроризмом были задействованы значительные силы федеральных войск и боевой техники. Значительным шагом в укреплении государственности явилось решение Президента РФ В.В. Путина о создании федеральных округов. Деятельность полномочных представителей заметно приблизила федеральную власть к регионам.

5. Стабилизация экономического и политического положения России в начале XXI в.

В 2000 г. президентом России стал В.В. Путин. К тому времени в России сложилась тяжѐлая экономическая и политическая ситуация, страна находилась на грани распада. Чтобы не допустить этого В.В. Путин начал укреплять вертикаль власти. Выборность губернаторов была ликвидирована, их стал назначать президент. Политическая ситуация в стране стабилизировалась. Приоритетной задачей в своей деятельности В.В. Путин объявил борьбу с бедностью. Президент стал активно выступать против олигархического капитала и его присутствия во власти. За несколько лет удалось стабилизировать финансовую систему, значительно снизить инфляцию, несколько увеличить зарплаты и пенсии. Важное значение для страны имел отказ от привлечения иностранных кредитов и заимствований. Правительство стало больше внимания уделять обороноспособности государства. Армия стала лучше финансироваться, военные стали получать новую военную технику, повысили жалование военным, офицеры стали получать жильѐ. Всѐ это сказалось на повышении уровня боеготовности армии.

Внешняя политика России

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Российская Федерация была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. В январе 1996 г. РФ вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо - и нефтепроводы в Западную Европу. В деятельности правительства РФ проблема взаимоотношений с Содружеством

 

Независимых Государств занимала важное место. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. В июне 1994 г. Россия присоединилась к натовской программе партнерства, а в мае 1997 г. был подписан Договор об особом партнерстве России с НАТО.

Однако надежды Российской Федерации на сохранение в Европе сложившегося миропорядка не оправдались. Несмотря на возражения России в апреле 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия были приняты в состав государств – участников НАТО. После прихода к власти в Соединенных Штатах Америки Буша – младшего межгосударственные отношения России и США ухудшились. В целях обеспечения собственной безопасности Россия активизировала свою политику на международной арене. Она активно выступила против военной операции стран НАТО в Косово (март-июнь 1999 г.), политики США по созданию однополярного мирового порядка. За последние годы Россия предприняла активные шаги по укреплению межгосударственных отношений с Китаем, Японией, Германией, Монголией, Северной Кореей, Кубой, государствами Скандинавии другими.

Контрольные вопросы

1. Назовите регионы, в которых сложились очаги напряженности. В каких формах разворачивались там национальные конфликты?

2. Охарактеризуйте события осени 1993 года. В чем состояли причины конфронтации между законодательной и исполнительной ветвями власти, проявившиеся в этот период?

3. О чем свидетельствовали итоги выборов 1993 года?

4. Расскажите о новой Конституции России и дайте ей оценку.

5. Какие перемены происходили в России в начале ХХI века? Как они влияли на жизнь населения страны?

 

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: