Обработка и интерпретация




Эмиль Крепелин: исследование внимания и умственной работоспособности.

Известный немецкий психиатр, исследователь большей части психический заболеваний и практик в этом направлении Э. Крепелин предложил данную методику в 1895 году. Изначально она предназначалась для исследования качества умственной деятельности: работоспособности, утомляемости и способности к тренировке. Методика "Счет по Крепелину" тогда представляла ряд чисел, которые за определенный промежуток времени нужно было складывать в уме. С тех пор тест подвергся модификациям и видоизменениям. В частности, этим занимались Г. Шульте и Н. Курочкин. Были добавлены серии в выполнении действий, а также операция вычитания, что дало возможность исследовать время переключаемости внимания между отдельными этапами тестирования и математическими действиями. Патопсихологическое исследование с использованием теста позволило выявить некоторые отличия в выполнении заданий здоровым человеком и страдающими неврозами, органическими поражениями мозга и шизофренией. Сейчас методика используется в практике школьной психологии и других сфер работы со здоровыми людьми, а также в психиатрии. Эмиль Крепелин - создатель нозологической концепции в психиатрии, крупнейший ученый своего времени, благодаря которому наука знает об отличительных чертах, причинах и механизмах возникновения большинства психических заболеваний.

Методика "Счет по Крепелину": на что направлена.

На сегодняшний день методика имеет достаточно широкий спектр применения. Ее используют не только для исследования воли в процессе выполнения умственных задач, но и для определения качества внимания - его переключаемости, устойчивости - а также темпа психической деятельности. Методика "Счет по Крепелину" предназначена для работы с испытуемыми старше младшего подросткового возраста. В результате проведения психолог имеет возможность выстроить график устойчивости внимания и количества ошибок на каждом из этапов работы и сделать выводы о причинах возможных нарушений.

Стимульный материал и процесс исследования

Психодиагностический тест представляет собой попарно расположенные ряды чисел (8), которые нужно складывать или вычитать, в зависимости от этапа исследования. Числа несложные, доступные для умственных операций человека, достигшего подросткового возраста. Работа начинается по команде исследователя. Человек старается как можно больше чисел добавить/отнять за отведенное время (30 секунд) и под каждой из пар записать результат. По истечении времени выполнение заканчивается и на месте, где остановился испытуемый, ставится точка. После выполнения одного ряда операций сразу приступают к следующему. В общей сложности проведение тестирования занимает до 5 мин.

Обработка и интерпретация

После исследования проводится качественная и количественная обработка результатов. Количественный показатель сравнивается со средними по группе и делаются выводы об отличии этого показателя. Этот результат - это скорость работы (число проведенных вычислений) и количество допущенных ошибок на каждом из этапов. Визуально это демонстрируют при построении графика выполненной работы, где ось абсцисс - номер отрезка времени, ось ординат - число правильно выполненных операций. Также здесь условными знаками (заштрихованными столбцами) отмечают количество допущенных ошибок. Качественная обработка результатов принимает во внимание именно этот график. Он бывает четырех типов, в зависимости от которых и делают выводы о причинах нарушений в работе:

1. Характеризуется незначительными изменениями на всех этапах. Он разделяется еще на подтипы:

· высокие показатели по всем параметрам на всех отрезках времени - условная "норма";

· скорость выполнения большая, но много ошибок, что говорит о тревоге испытуемого и желании как можно быстрее выполнить задание в ущерб точности или слабой устойчивости внимания и развития самоконтроля;

· обратный процесс - скорость выполнения низкая, но с минимальным количеством ошибок (желание выполнить правильно в ущерб скорости, тревожность, тип темперамента инертный);

· низкие показатели по обоим параметрам (неблагоприятный результат, требует дополнительных обследований).

2. Тип графика с выраженным снижением скорости работы, увеличением количества ошибок или с обеими тенденциями. Это говорит об истощаемости внимания, утомляемости. Причины:

· низкий уровень развития произвольности внимания;

· общаяастеничность человека (физическая и психическая);

· органические нарушения в работе мозга и функциональности ЦНС.

3. График в виде зигзага: неравномерная продуктивность работы с разным количеством ошибок на всех этапах. Это говорит о нервозном состоянии испытуемого, выраженной лабильности нервной системы.

4. Увеличение показателей скорости и уменьшение количества ошибок на каждом следующем этапе тестирования. Такой график характерен для людей с замедленным, заторможенным вниманием, медленной включаемостью и произвольностью на начальных этапах работы. Связано также с типом темперамента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: