Программа
Театрального кружка «Маски»
Подготовительная к школе группа
2016 – 2017 учебный год
Руководитель:
Силонова Евгения
Владимировна
Россошь
2017 год
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и окружающими. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет им во время игры чувствовать себя более раскованно, свободно, естественно. Участвуя в театрализованной игре, дети познают мир через образы, краски, звуки. Работая над литературным произведением, они учатся думать, анализировать, делать выводы.
Занятия в театральном кружке состоят из пяти разделов:
1. Театральная игра. Не столько приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, театральные.
2. Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.
4. Основы театральной культуры. Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.
5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел, базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.
Основные задачи: последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Основная цель – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей.
Театрализованное занятие включает в себя - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, беседы о театре, поход в театр, чтение художественной литературы, упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества, упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Задачи:
1) Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
2) Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
3) Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
4) Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Проектирование предметно-развивающей среды:
1. Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.
2. Особенности его эмоционально – личностного развития.
3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
4. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
Предположительные результаты детей:
– Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
– Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
– Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
– Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
– Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность
Срок реализации: кружок рассчитан на 1 год обучения. Объем – 1 занятие в неделю, продолжительностью 30 минут.
Программа кружка затрагивает области по ФГОС ДО: художественно – эстетическое, речевое, социально – коммуникативное, познавательное, физическое развитие. Перспективный план кружка разработан с опорой на программу «Театр – творчество – дети» (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович)
Формы работы
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Индивидуальные творческие задания.
6. Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
7. Беседы-диалоги.
8. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
9. Чтение литературы.
10. Оформление альбома о театре.
Работа с родителями:
Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр - наш друг и помощник».
Анкетирование, памятки, папка - передвижка «Театр и родители».
Информирование о проекте.
Октябрь
Папка - передвижка «Что такое театр?
Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка.
Помощь родителей в подготовке к спектаклю «Маша - растеряша» (изготовление костюмов, декораций)
Ноябрь
Папка - передвижка «Кукольный театр»
Декабрь
Совместное творчество детей и родителей – рисунки на тему «В театре»
Январь
Папка - передвижка консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Помощь родителей в подготовке к спектаклю «Морозко» (изготовление костюмов, декораций)
Февраль
Совместное творчество детей и родителей – поделки на тему «Игрушка для театрального уголка своими руками»
Март
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка»
Анкетирование, памятки.
Папка - передвижка «27 марта- всемирный день театра»
Помощь родителей в подготовке к спектаклю «Бременские музыканты» (изготовление костюмов, декораций)
Апрель
Папка - передвижка «Покажи мне спектакль»
Список детей
театрального кружка «Маски»