Урок 89. А. И. Куприн «Барбос и Жулька»




Урок 89. А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: познакомить с творчеством А. И. Куприна, его рассказом «Барбос и Жулька»; прививать интерес к чтению; учить приемам, способствующим выработке умений выразительно читать, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведениемА. И. Куприна «Барбос и Жулька»; научатся: читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения Метапредметные: Познавательные: сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям Личностные: осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока – Прочитайте и объясните смысл пословиц, записанных на доске. • Легко подружиться, тяжело разлучиться. • Кто не испытал дружбы, тот не жил. • Будь верен до смерти. • При верном псе и сторож спит. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Мы прочитаем рассказ о дружбе… собачьей. – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. И. Куприна Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А. И. Куприна Рассказывает о творчестве А. И. Куприна, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Что вы помните о жизни А. И. Куприна? – Фамилия писателя – Куприн – происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, мальчик жил с ней до 6 лет, а потом его отправили в сиротский пансион. Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет начал неожиданно падать. В жизни ему случалось работать корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом. Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах. – Что нового вы узнали о жизни А. И. Куприна? Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет А. И. Куприна. Задают вопросы о творчестве автора Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем.     Первичное чтение произведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.     – Подберите синонимы. Что такое синонимы?     – Подберите антонимы. Что такое антонимы? Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения Работают с толковым словарем. Приземистый – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. Флирт – любовная игра, кокетство. Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) – пользоваться плодами успехов.) Карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. Триумфальный – триумф – блестящий успех, торжество. Репяхи – репейник. Искони – издавна. – Льстивый – обманчивый, вкрадчивый. – Мучение – страдание, терзание, пытка, мытарство, маета. – Сходство – различие, разница. – Взволнован – спокоен. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Какие слова выбрал Куприн для описания своих героев? – Почему он так подробно описал их? – Как окружающие относились к Барбосу? – Как Барбос относился к другим собакам? – Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга? – Почему изменилось поведение Барбоса? – Чувствовал ли себя Барбос виноватым? – Можно ли назвать друзьями Барбоса и Жульку? – Сравните характеры Барбоса и Жульки. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.     – Из пословиц выберите те, которые характеризуют главных героев – Барбоса и Жульку. • Сердце соколье, а смелость воронья. • Храброму смерть не страшна. • На всякую беду страху не напасешься. • Молодец на овец, а на молодца и сам овца. • Много храбрился, да в яму свалился. • Отвага города берет. • Пуганая ворона и куста боится. • У страха глаза велики. – Какие пословицы характеризуют Жульку? – Какие пословицы характеризуют Барбоса? Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Составляют таблицу «Внешний вид героев».
Барбос Жулька
Невелик ростом, приземист Маленькая
Широкогруд Тонконогая
Длинная, чуть вьющаяся шерсть Гладкая черная шерсть с желтыми подпалинами
Шерсть с колючками «репяхами», сталактитами  
Уши со следами «боевых схваток»  

Составляют таблицу «Характеры героев».

Барбос Жулька
Верность, независимость Деликатность
Разбойничья натура Застенчивая вежливость, ласковая
Неаккуратный Храбрая, правдивая, искренняя
Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания
VI. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение рассказа, пересказ понравившегося отрывка Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Чему учит рассказ? – Подумайте, как бы вы продолжили предложение «Сегодня на уроке я …». – Кто хочет поделиться своими размышлениями? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают фразы: – На уроке я узнал… – На уроке мне понравилось… – На уроке меня поразило… Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: