Урок 89. А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: познакомить с творчеством А. И. Куприна, его рассказом «Барбос и Жулька»; прививать интерес к чтению; учить приемам, способствующим выработке умений выразительно читать, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведениемА. И. Куприна «Барбос и Жулька»; научатся: читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения | Метапредметные: Познавательные: сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям | Личностные: осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | ||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте и объясните смысл пословиц, записанных на доске. • Легко подружиться, тяжело разлучиться. • Кто не испытал дружбы, тот не жил. • Будь верен до смерти. • При верном псе и сторож спит. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Мы прочитаем рассказ о дружбе… собачьей. – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. И. Куприна | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||||
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А. И. Куприна | Рассказывает о творчестве А. И. Куприна, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Что вы помните о жизни А. И. Куприна? – Фамилия писателя – Куприн – происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, мальчик жил с ней до 6 лет, а потом его отправили в сиротский пансион. Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет начал неожиданно падать. В жизни ему случалось работать корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом. Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах. – Что нового вы узнали о жизни А. И. Куприна? | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет А. И. Куприна. Задают вопросы о творчестве автора | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета | ||||||||||||||||||||
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Подберите синонимы. Что такое синонимы? – Подберите антонимы. Что такое антонимы? Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения | Работают с толковым словарем. Приземистый – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. Флирт – любовная игра, кокетство. Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) – пользоваться плодами успехов.) Карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. Триумфальный – триумф – блестящий успех, торжество. Репяхи – репейник. Искони – издавна. – Льстивый – обманчивый, вкрадчивый. – Мучение – страдание, терзание, пытка, мытарство, маета. – Сходство – различие, разница. – Взволнован – спокоен. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату | ||||||||||||||||||||
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Какие слова выбрал Куприн для описания своих героев? – Почему он так подробно описал их? – Как окружающие относились к Барбосу? – Как Барбос относился к другим собакам? – Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга? – Почему изменилось поведение Барбоса? – Чувствовал ли себя Барбос виноватым? – Можно ли назвать друзьями Барбоса и Жульку? – Сравните характеры Барбоса и Жульки. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Из пословиц выберите те, которые характеризуют главных героев – Барбоса и Жульку. • Сердце соколье, а смелость воронья. • Храброму смерть не страшна. • На всякую беду страху не напасешься. • Молодец на овец, а на молодца и сам овца. • Много храбрился, да в яму свалился. • Отвага города берет. • Пуганая ворона и куста боится. • У страха глаза велики. – Какие пословицы характеризуют Жульку? – Какие пословицы характеризуют Барбоса? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
Составляют таблицу «Внешний вид героев».
Составляют таблицу «Характеры героев».
| Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания | ||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение рассказа, пересказ понравившегося отрывка | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи | ||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Чему учит рассказ? – Подумайте, как бы вы продолжили предложение «Сегодня на уроке я …». – Кто хочет поделиться своими размышлениями? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают фразы: – На уроке я узнал… – На уроке мне понравилось… – На уроке меня поразило… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |