Понятие и показатели качества продукции. Система управления качеством продукции.
Понятие и показатели качества продукции
Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия – производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большой потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей.
Качество продукции – это совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность удовлетворять определение потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей: назначения, надежности, технологические, эргономические.
Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств называется единичным (мощность, калорийность и др.).
Обобщенный показатель характеризуется совокупностью всех оцениваемых свойств изделия. Например, технический уровень технический уровень автомобиля, который зависит от ряда показателей, выбранных для его характеристики с учетом международной практики.
|
Контроль качества продукции
Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции.
Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия.
Средствами контроля качества продукции являются контрольно-измерительные приборы, инструменты и автоматические контрольные устройства.
Различают следующие виды контроля:
а) групповой – по группе смежных операций, связанных с полной или частичной обработкой детали;
б) пооперационный контроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложности и точности;
в) выборочный – контролируется некоторое количество продукции, отбираемое в качестве представителей;
г) сплошной – осуществляемый над каждым изделием. По назначению контроль разделяется на промежуточный и окончательный.
Методы контроля качества продукции: внешний осмотр, проверка размеров, проверка механических и физических свойств, проверка на экологическую чистоту. Особое место занимает статистический метод технического контроля качества. Математической основой этого метода является теория вероятности. Для технологического процесса, находящегося в стадии статистического контроля качества продукции, можно установить статистический метод контроля, существенными чертами которого являются:
а) регулярность систематических наблюдений;
б) осуществление контроля выборочных проб;
|
в) нанесение результатов наблюдений на контрольный график;
г) использование результатов контроля для корректировки условий технологического процесса и предупреждения брака.
Управление качеством продукции
В каждом государстве в силу ряда причин формируется специфическая система управления качеством продукции на предприятии. Может быть создана дирекция, департамент или управление по качеству продукции, в функцию которых входит:
1) создание и функционирование системы качества;
2) сертификация;
3) аудит качества;
4)корректирующие воздействия.
Руководителем системы качества является директор предприятия, который формирует политику в области качества, а в ней определяет стратегические цели, направления деятельности и всю идеологию документов системы менеджмента качества.
В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономике, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика.
Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 году и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мер способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров. С конца 70-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Венгрии и др.). Широкому их распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, устройство конференций и семинаров.