Базовые параметры финансового менеджмента
Продченко И.А.
Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от ее информационного обеспечения. В условиях перехода к рыночной экономике известная формула «время — деньги» дополняется аналогичной формулой: «информация — деньги». Применительно к финансовому менеджменту она приобретает прямое значение, так как от качества используемой информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предприятия, альтернативность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования и другие показатели, формирующие уровень благосостояния собственников предприятия и темпы его экономического развития.
Информационная система финансового менеджмента представляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
Информационная система финансового менеджмента призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей.
Внешние пользователи используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты финансовой деятельности предприятия и его финансовое состояние . Подавляющая часть этой информации содержится в официальной финансовой отчетности, представляемой предприятием.
|
Внутренние пользователи, наряду с вышеперечисленной, используют значительный объем информации о финансовой деятельности предприятия, представляющей коммерческую тайну. Кроме того, внутренние пользователи используют значительный круг финансовых показателей, формируемых из внешних источников, которые также входят в информационную систему финансового менеджмента.
К информации, включаемой в систему финансового менеджмента, предъявляются следующие основные требования:
Значимость, которая определяет, насколько привлекаемая информация влияет на результаты принимаемых финансовых решений, в первую очередь, в процессе формирования финансовой стратегии предприятия, разработки целенаправленной политики по отдельным аспектам финансовой деятельности, подготовки текущих и оперативных финансовых планов.
Полнота, которая характеризует завершенность круга информативных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
Достоверность, которая определяет, насколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности, правдиво характеризует внешнюю финансовую среду, нейтральна по отношению ко всем категориям потенциальных пользователей и проверяема.
Своевременность, которая характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее использования. Отдельные виды информативных показателей, используемых в финансовом менеджменте, «живут» в его информационной системе в неизменном количественном выражении лишь один день, (например, курс иностранных валют, курс отдельных фондовых и денежных инструментов на финансовом рынке), другие — месяц, квартал и т.п.
|
Понятность, которая определяется простотой ее построения, соответствием определенным стандартам представления и доступностью понимания (адекватности ее толкования) теми категориями пользователей, для которых она предназначается.
Релевантность (или избирательность), определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансовой деятельностью предприятия. Информационное переполнение системы финансового менеджмента усложняет процесс отбора необходимых информативных данных для подготовки конкретных управленческих решений, приводит к формированию малосущественных альтернативных проектов этих решений, удорожает процесс информационного обеспечения управления финансовой деятельностью предприятия.
Сопоставимость, которая определяет возможность сравнительной оценки стоимости отдельных активов и результатов финансовой деятельности предприятия во времени, возможность проведения сравнительного финансового анализа предприятия с аналогичными хозяйствующими субъектами и т.п.
Эффективность, которая применительно к формированию информационной системы финансового менеджмента означает, что затраты по привлечению определенных информативных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате их использования при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений.
|
Содержание системы информационного обеспечения финансового менеджмента, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних (находящихся вне предприятия), так и внутренних источников информации.
Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные группы.
Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней финансовой среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности (стратегии развития его активов и капитала, осуществления инвестиционной деятельности, формирования системы перспективных целевых показателей финансового менеджмента). Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.
Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока.
В первом блоке — «Показатели макроэкономического развития» — содержатся следующие основные информативные показатели, используемые в процессе управления финансами предприятия:
а) темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;
б) объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;
в) денежные доходы населения;
г) вклады населения в банках;
д) индекс инфляции ;
е) учетная ставка центрального банка.
Во втором блоке — «Показатели отраслевого развития» — содержатся следующие основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие:
а) объем произведенной (реализованной) продукции, его динамика;
б) общая стоимость активов предприятий, в том числе оборотных;
в) сумма собственного капитала предприятий;
г) сумма валовой прибыли предприятий, в том числе по основной (операционной) деятельности;
д) ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;
е) ставки налога на добавленную стоимость и акцизного сбора на продукцию, выпускаемую предприятиями отрасли;
ж) индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде.
Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых инвестиций, привлечения кредитов, валютных операций и некоторых других аспектов финансового менеджмента. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации.
Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на три блока.
В первом блоке — «Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов фондового рынка» — содержатся следующие основные информативные данные:
а) виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;
б) котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;
в) объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;
г) сводный индекс динамики цен на фондовом рынке.
Во втором блоке — «Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов кредитного рынка» — содержатся следующие основные информативные данные:
а) кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;
б) лизинговая ставка по видам лизингуемых активов;
в) депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам.
В третьем блоке — «Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов валютного рынка» — содержатся следующие информативные показатели:
а) официальный курс отдельных валют, которыми оперирует предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности;
б) курс покупки — продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками.
Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: «Банки»; «Лизинговые компании»; «Страховые компании»; «Инвестиционные компании и фонды»; «Поставщики продукции»; «Покупатели продукции»; «Конкуренты». Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями (получение такой информации должно осуществляться только легальными способами).
Нормативно-регулирующие показатели. Система этих показателей учитывается в процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Эти показатели формируются, как правило, в разрезе двух блоков: «Нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам финансовой деятельности предприятия» и «Нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка». Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делится на три группы.
Показатели финансовой отчетности предприятия. Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями. Она применяется в процессе финансового анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия.
Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность; четкая регулярность формирования (в установленные нормативные сроки); высокая степень надежности.
В то же время информационная база, формируемая на основе финансового учета, имеет и определенные недостатки, основными из которых являются: отражение информативных показателей лишь по предприятию в целом; низкая периодичность разработки (как правило, один раз в квартал, а отдельные формы отчетности — только один раз в год); использование только стоимостных показателей.
Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока.
В первом блоке содержатся показатели, отражаемые в «Балансе предприятия». Этот баланс содержит два основных раздела — «Актив» и «Пассив».
В составе Актива отражаются показатели следующих трех разделов: 1) внеоборотные активы; 2) оборотные активы; 3) затраты будущих периодов.
В составе Пассива отражаются показатели следующих пяти разделов: 1) собственный капитал; 2) обеспечение предстоящих затрат и платежей; 3) долгосрочные обязательства; 4) текущие обязательства; 5) доходы будущих периодов.
Во втором блоке содержатся показатели, отражаемые в «Отчете о прибылях и убытках» предприятия. Этот отчет включает показатели по следующим трем разделам: 1) финансовые результаты; 2) элементы операционных затрат; 3) расчет показателей прибыльности акций.
В третьем блоке содержатся показатели, отражаемые в «Отчете о движении денежных средств» предприятия. Этот отчет построен в разрезе следующих разделов: 1) движение средств в результате операционной деятельности; 2) движение средств в результате инвестиционной деятельности; 3) движение средств в результате финансовой деятельности.
Показатели управленческого учета предприятия. Система этой группы показателей используется для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами финансовой деятельности предприятия, а в наибольшей степени — в процессе финансового обеспечения операционной его деятельности.
В сравнении с финансовым управленческий учет обладает следующими основными преимуществами: он отражает не только стоимостные, но и натуральные значения показателей (а следовательно, и тенденции изменения цен на сырье, готовую продукцию и т.п.); периодичность представления результатов управленческого учета полностью соответствует потребности в информации для принятия оперативных управленческих решений (при необходимости информация может представляться даже ежедневно); этот учет может быть структурирован в любом разрезе — по центрам ответственности, видам финансовой деятельности и т.п. (при одновременном агрегировании показателей в целом по предприятию); он может отражать отдельные активы с учетом темпов инфляции , стоимости денег во времени и т.п. Результаты этого учета являются коммерческой тайной предприятия и не должны предоставляться внешним пользователям.
Группы показателей формируются в процессе управленческого учета обычно по следующим блокам:
а) по сферам финансовой деятельности предприятия;
б) по регионам деятельности (если для предприятия характерна региональная диверсификация финансовой деятельности);
в) по центрам ответственности (созданным на предприятии центрам затрат, дохода, прибыли и инвестиций).
Управленческий учет строится индивидуально на каждом предприятии и должен быть в первую очередь подчинен задачам информативного обеспечения процесса оперативного управления финансовой деятельностью.
Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия . Эти показатели используются в процессе текущего и оперативного контроля за ходом осуществления финансовой деятельности. Они формируются непосредственно на предприятии по следующим двум блокам:
а) система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия. В эту систему включаются нормативы отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.;
б) система плановых показателей финансового развития предприятия. В состав показателей этого блока включается вся совокупность показателей текущих и оперативных финансовых планов всех видов.
Построение информационной системы финансового менеджмента неразрывно связано с внедрением на предприятиях автоматизированных информационных технологий управления финансовой деятельностью. Применение таких технологий предполагает использование разнообразного программного обеспечения, современных средств вычислительной техники и связи, максимальное приближение терминальных устройств по накоплению, хранению и переработке информации к рабочим местам финансовых менеджеров.
Правила финансирования
При реализации принципов финансового менеджмента и принятии управленческих решений важную роль играет соблюдение правил финансирования. Это необходимо для правильного расчета аналитических показателей.
Исходными данными для расчетов аналитических финансовых показателей служат баланс предприятия и отчет о прибыли и убытках, предварительно реформированные .
Реформирование баланса состоит в выделении из состава активов производственных и прочих инвестиций (рис. 3.1 ).
Производственные активы служат для получения прибыли от основной деятельности. Прочие инвестиции — для извлечения доходов от финансовых операций, сдачи имущества в аренду и т. д.
К основным производственным активам относят:
нематериальные активы (стр.110);
основные средства (стр. 120);
незавершенное строительство (стр. 130).
Оборотные производственные активы — это запасы с НДС (стр. 210 и 220), дебиторская задолженность (стр. 240) и денежные средства (стр. 260) за вычетом стр. 234.
В позицию «Прочие инвестиции» переходят остальные строки исходного баланса.
Обязательства в «Пассиве» разделяются на:
финансовые (по которым платят проценты),
коммерческие (проценты не платятся).
Реформация баланса предприятия дает возможность составить несколько аналитических уравнений:
Чистые производственные активы (ЧПА) = основные производственные активы + оборотные производственные активы - коммерческая задолженность.
Чистый оборотный капитал (ЧОК) = оборотные производственные активы - коммерческая задолженность.
Чистые активы (ЧА) = ЧПА + прочие инвестиции.
Вложенный капитал = Собственный капитал + финансовая задолженность.
В любом случае при реформировании баланса должно соблюдаться равенство:
чистые активы = вложенному капиталу.
Все доходы и расходы предприятия в отчете о прибыли также сгруппированы и анализируются по раздельным сферам, таким как: результаты и затраты от реализации, доходы и расходы от прочей деятельности, прочие операционные доходы и расходы.
Такое преобразование исходных балансов и отчетов необходимо для анализа эффективности при помощи расчета следующих основных показателей рентабельности:
рентабельность продаж ROS;
рентабельность основной деятельности ROI;
рентабельность капитала или активов ROA;
рентабельность собственного капитала ROE.
Рассматривая правила финансирования, отметим, что создание и развитие предприятия с финансовой точки зрения — это совокупность взаимосвязанных процессов финансирования и инвестиций. Между этими двумя процессами есть особое различие. Так, финансирование — это привлечение финансовых средств, а инвестиции — использование, связывание капитала в производстве, приобретение предметов имущества. Инвестиции означают увеличение капитала в экономической системе и вместе с тем извлечение капитала из оборота.
Рассмотрим классификацию инвестиций и источников финансирования:
Вещные или реальные инвестиции:
материальные — основные фонды, оборотные средства;
нематериальные — исследования, разработки, реклама.
Финансовые или номинальные инвестиции:
основные финансовые средства — долгосрочные финансовые вложения, участия;
оборотные финансовые средства — краткосрочные требования.
В теории и практике финансового менеджмента активно применяются различные виды финансирования. Среди основных необходимо отметить следующие.
Собственное финансирование. Такой вид финансирования предполагает наличие как минимума двух источников:
уставный капитал предприятия;
накопление прибыли, резервные фонды.
Финансирование за счет средств, полученных при высвобождении капитала (изменении структуры имущества). Данный вид финансирования осуществляется из следующих источников:
амортизационные отчисления;
цессии, факторинг, форфейтинг;
добавочный капитал.
Финансирование со стороны . Такое финансирование может проводиться из:
резервов фондов специального назначения;
за счет кредитов, ссуд, займов.
Осуществляя управление финансированием в рамках финансового менеджмента, необходимо соблюдать основное правило финансирования , которое заключается в следующем — долговременно находящиеся в распоряжении предприятия предметы имущества должны финансироваться из долгосрочных источников финансирования (горизонтальная структура баланса):
а) из собственного капитала;
б) из собственного и долгосрочного заемного капитала .
Важное значение при финансировании предприятия должно уделяться требованию к вертикальной структуре капитала: собственный капитал, собственные источники финансирования должны превышать заемные.
Эти правила легко контролируются на любом предприятии сопоставлением соответствующих позиций активов и пассивов или расчетом специальных аналитических коэффициентов, которые разделены на две группы.
Сопоставление показателей горизонтальной структуры баланса:
а) СК > ВНА;
б) (СК + ЗКД) > (ВНА + ПЗ),
где СК — собственный капитал; ВНА — внеоборотные активы; ЗКД — заёмный капитал долгосрочный; ПЗ — производственные запасы.
Норматив коэффициентов покрытия:
а) СК / ВНА > 1;
б) (СК + ЗКД) / (ВНА + ПЗ) > 1
Вертикальная структура капитала:
а) уровень собственного капитала СК / (ЗККр + ЗКД) > 1
б) коэффициент автономии СК / Баланс (по норме > 0,5)
О соблюдении правил финансирования свидетельствуют также коэффициенты ликвидности, в основе расчета которых лежит сопоставление позиций текущих активов и текущих пассивов:
Коэффициенты текущей ликвидности = ОА / ЗККр
Коэффициенты промежуточной ликвидности = (ОА - ПЗ) / ЗККр
Коэффициенты абсолютной ликвидности = (ДС + ФВ) / ЗККр
Расчеты указанных коэффициентов и соотношение их с нормативными значениями дает основание специалистам делать выводы об эффективности работы по организации финансирования предприятия.
Список литературы
Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. — М.: Дело и Сервис, 2004. — 285 с.
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. — M.: Дело и сервис, 2003. — 276 с.
Дробозина Л.А. Общая теория финансов. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 317 с.
Колчина Н.В. Финансы предприятий: Учеб. для вузов — М.: Юнити, 2003. — 329 с.
Макаревич Л.Н. Различия в основных понятиях российского и международного бухгалтерского учета // Материалы семинара «Развитие современных аналитических и управленческих технологий в условиях перехода коммерческих банков на МСФО».
Экономика и статистика фирм: Учеб. / В. Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; Под ред. д.э.н., проф. С.Д. Ильенковой. — М.: Финансы и статистика, 2002.