Ход урока.
Здравствуйте, дети!Садитесь.
Организационный момент .
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Проверка готовности к уроку.
- Проверьте всё ли готово у вас к уроку. На столе у вас должна лежать рабочая тетрадь, пенал, цветные карандаши.
Мотивация к уроку.
- На каждом уроке мы совершаем увлекательное путешествие по миру профессий.
- Хотите вы его продолжить?
Введение в тему:
- А начнём наш урок с загадок. Я читаю Вам загадки, а Вы, если знаете ответ, поднимаете руку и отвечаете.
Ø Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины,
И питается бензином...
(автобус)
Ø Я в любое время года,
И в любую непогоду.
Очень быстро в час любой,
Провезу вас под землей.
(метро)
Ø Искры сыплются салютом,
Над проспектом слышен звон.
Это едет по маршруту
Электрический вагон.
Были б рельсы, провода –
Нас прокатит без труда.
(Трамвай)
Ø Он не лось, но он двурогий,
Важно едет по дороге.
Если рожки вдруг слетают
С двух контактных проводов –
Их водитель поправляет,
И вагончик в путь готов! (Троллейбус)
Ø В черных шашечках машина,
Зря не пьет она бензина.
Всех домчит — лишь попроси.
Как зовут ее?
(Такси)
Ø Встаем мы очень рано.
Ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу.
(водитель)
Пассажирский транспорт в картинках
- Посмотрите на картинки с пассажирским транспортом. В чем различие транспорта?
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
- Как Вы уже догадались, тема нашего урока «Профессии городского транспорта».
- Какие профессии на транспорте Вы знаете?
(шофёр, водитель, кондуктор, автомеханик, автослесарь, машинист, таксист и т.д.)
- А теперь давайте познакомимся с этими профессиями поближе.
|
Профессия шофер/водитель.
Води́тель или шофёр (фр. chauffeur — «истопник») – человек, управляющий транспортным средством.
- Послушайте стихотворение про шофера.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам — шофер,
И сам — мотор.
Нажимаю на педаль-
И машина мчится вдаль!
- А теперь давайте познакомимся с профессией кондуктора/контролера.
- Как Вы думаете, кто такой кондуктор-контролер и чем он занимается?
- Какими качествами должен обладать кондуктор?
(отвечают дети)
Кондуктор – работник общественного транспорта, сопровождающий пассажирский вагон в пути и обслуживающий пассажиров.
Контролер –человек, который контролирует оплату проезда в наземном транспорте.
Кондуктор ходит по вагону с бодрым призывом "Оплачиваем за проезд!", продает билеты, проверяет проездные документы. Следит за тем, чтобы в автобусе, троллейбусе или трамвае не было безбилетников.
Личные качества необходимые кондуктору: хорошая память и внимательность. Запомнить всех пассажиров, вошедших в вагон, занимающих места и продвигающихся по салону,– непросто. Необходима также общительность и доброжелательность.
- Давайте теперь узнаем чем занимается автомеханик и автослесарь.
- Как Вы думаете, какие инструменты нужны автомеханику?
(ответы: гаечные ключи, отвертки, молоток, плоскогубцы, пассатижи, домкрат и т.д.)
Чтобы работать по профессии автомеханика, недостаточно простого знания устройства автомобиля. Здесь необходимо знать виды неисправностей и пути их устранения, необходимо уметь работать с диагностическим оборудованием, знать правила разборки и сборки автомобиля. От работы этого специалиста зависят многие жизни. Поэтому на работу в станции технического обслуживания, автобазы и гаражные мастерские принимают только профессионалов своего дела.
|
Автослесарь – это рабочий, который должен уметь читать чертежи, схемы, а также пользоваться различными инструкциями. Его работой является осмотр частей машины, а также исправление поломок в автомобиле. Он должен очень точно определять и исправлять технические проблемы машины.Данный мастер занимается выполнением указаний автомеханика и подчиняется ему.
Эти две профессии во многом схожи, но суть основного отличия одна — автомеханик управляет автослесарем в большинстве случаев, то есть он непосредственный начальник. Автомеханик – мозг, а автослесарь его руки.
- Давайте поиграем.
(Правила игры: делимся на три команды, отвечаем по очереди.)
-Называем части автомобиля.
Ответы: руль, колеса, бампер, капот, фары, педаль газа, тормоза, сцепление,
стекла, двери, багажник, кузов, бензобак, двигатель, кресло, коробка передач,
дворники, поршень, зеркало, поворотники, шасси, подвески и т. д.
- Молодцы!
- А теперь мы должны повторить правила поведения в общественном транспорте.
- Давайте вспомним...
• Согласно правилам этикета, при входе в городской транспорт мужчины должны пропускать вперед себя всех женщин.
• Каждый, уважающий себя человек, не будет расталкивать локтями всех входящих пассажиров и протискиваться первым, чтобы занять свободное местечко. В первую очередь он пропустит пожилых людей, инвалидов, беременных женщин и женщин с детьми. Поможет им подняться в салон.
|
• Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона – оставь место людям, которые заходят после тебя.
• Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
• Всегда уступай место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками, когда ты сел, а свободных мест больше нет.
• В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженым в руках.
• В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах...
• Побереги свое зрение – не читай во время движения транспорта.
• Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
• Если салон переполнен и ты едешь стоя, то нужно держаться за поручни.
• В транспорте неприлично громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы по телефону и спорить во всеуслышание с друзьями. Если тебе человек сделал замечание – не груби, возьми это себе на заметку!
• Не пачкай сиденья в салоне, а тем более не разрисовывай их.
• Домашних животных: кошек, птиц, мелких грызунов принято перевозить в специальных клетках; собак - непременно в наморднике.
• К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: "Вы выходите на следующей остановке?" Извиняясь, попроси разрешения тебе пройти, но ни в коем случае не расталкивайся, прокладывая себе дорогу, «набрав в рот воды».
• Если ты едешь с девочкой, то должен постараться выйти первым, помочь своей спутнице спуститься со ступенек, подав при этом ей руку.
Будь доброжелательным, внимательным и вежливым!
Итог урока.
- Надеюсь, что Вы хорошо усвоили правила поведения в общественном транспорте и теперь всегда будете помнить о них в любой поездке по городу.
- Вот наше занятие подошло к концу, мы познакомились сегодня с профессиями водителя, кондуктора, автомеханика и автослесаря.
- Понравился вам урок? Что вы узнали нового, интересного?
Спасибо за внимание! Урок окончен.