Наиболее вероятным помощником в неожиданной схватке может стать палка, подобранная с земли или оказавшаяся под рукой в виде какого‑нибудь орудия (лопаты, метлы, швабры, узкой доски, вил, обрезка водопроводной трубы, складного зонта, грабель и т.д.). Во многих школах боевых искусств обучение работе с оружием начинают именно с палки, постигая с ее помощью универсальные принципы работы со всеми его разновидностями. Не случайно в Китае палку называют «матерью любого оружия».
ПАЛКИ бывают трех основных видов. Во‑первых, существуют шесты. Их длина примерно в рост человека или немного короче (150‑180 см). Техника работы шестом построена на использовании обеих рук, держащих его широким хватом. Длина шеста требует вести бой на дальней дистанции при наличии значительного свободного пространства вокруг. Основной принцип таков: по ногам проводят секущие удары, в корпус и в голову — тычковые, по рукам — рубящие (рис. 168).
Опытные бойцы довольно легко захватывают шест руками, лишая тем самым его владельца всех преимуществ. Поэтому избегайте проводить им рубящие удары сверху. Очень эффективным бывает секущий удар сбоку по локтю, правда, в локоть надо еще попасть. Но самая лучшая цель для шеста все‑таки ноги, начиная от голеней и кончая бедрами. Сильный резкий удар концом шеста по бедру чрезвычайно болезненный и довольно легко сбивает человека с ног. По колену — тем более. Еще шестом удобно защищаться от большинства видов холодного оружия, как путем блокировки, так и ударами по вооруженной руке (по кисти, запястью, предплечью).
У славян наиболее популярная разновидность шеста, это кол — заостренная с одного конца толстая палка. Из‑за его толщины техника работы колом бедна, во всяком случае восьмерки им не покрутишь. В традиционных школах Востока и Запада техника применения шеста хорошо разработана и отличается большим разнообразием. Однако ее освоение требует много времени и сил. Обыкновенному человеку она мало доступна. Шест — оружие мастеров.
|
Во‑вторых, известны палки длиной от 80 до 120 см. Это трости. Размеры трости дают возможность использовать как широкий, так и узкий хват двумя руками, работать одной рукой, осуществлять разнообразные перехваты, зацепы, подбивы, тычки. В принципе, техника работы тростью очень похожа на фехтование длинным прямым мечом европейского типа, который держали и двумя, и одной рукой (рис. 172‑179).
Было время (XIX век, первая четверть XX), когда ни один мужчина из так называемого «высшего» общества никуда не ходил без трости. Она являлась неотъемлемым атрибутом мужского костюма. Соответственно, повсеместно производилось обучение искусству самозащиты тростью. Сохранившиеся учебники подтверждают: техника строилась по аналогии с фехтованием шпагой, только не спортивной, а боевой, которой можно было и колоть, и резать, и рубить.
В боевых искусствах трость используют не только для ударов, но еще и для комбинированных захватов с удержанием. Типичный пример: мощным тычком в живот заставляют противника согнуться. После этого трость подсовывают ему под руку, одновременно придерживая его за плечо второй рукой. Затем проходят за спину и заламывают руку, применяя трость в качестве рычага. Но такая техника слишком сложна, оставим ее профессионалам. Я рекомендую вам отрабатывать на манекенах следующие удары тростью: тычковые в корпус (особенно в нижнюю его половину), секущие по ногам (главная цель — колено), рубящие по рукам на всем их протяжении (от пальцев до плеч). Старайтесь работать тростью в максимальном темпе, активно используйте петли и восьмерки, удары по восходящей траектории снизу вверх на обратном хвате для того, чтобы не было «пустых» движений. Независимо от того, идет трость справа налево или на отмашке слева направо, опускается вниз либо поднимается вверх, она должна работать на поражение. А манекены нужны для того, чтобы с самого начала отрабатывать все удары в полную силу.
|
Третья разновидность палки — это дубинка. Ее длина равна расстоянию от локтевого сгиба до середины ладони либо до кончиков пальцев. Следовательно, она находится в пределах между 30 и 50 сантиметрам (моя любимая стальная дубинка с зазубренной боевой частью длиной всего лишь 35 см). Дубинка — лучшее оружие среди палок. Во‑первых, техника работы ею весьма разнообразна. Здесь и тычки (прямые, боковые, с разворота), и рубящие удары, и подсекающие, и хлещущие. Здесь петли, восьмерки, подставки, отбивы (парирование), удары с оттягом, перехваты из одной руки в другую (рис. 173). Во‑вторых, дубинку — в отличие от шеста и даже от трости — намного труднее схватить противнику. В‑третьих, вследствие небольших размеров ею легче работать в ограниченном пространстве, легче управлять легкими кистевыми движениями. В‑четвертых, с ней можно использовать различные движения в запястном и локтевом суставах, что позволяет достигать высокой скорости вращений и ударов.
|
Наконец, дубинку проще прятать. Последнее обстоятельство имеет громадное значение для самозащиты. Эффект от использования оружия тем выше, чем неожиданнее это для врага. Пришив изнутри куртки (плаща, пальто) крючок, прикрепив к одному из концов дубинки петлю, ее можно всегда носить с собой. Другой вариант — завернуть в газету. И в глаза не бросается, и все время в руках. А после употребления такое оружие не жалко выбросить в ближайший водоем, дабы избавиться от возможной улики.
Кстати, если ваша дубинка из дерева, ее можно превратить в палицу. Достаточно забить в ударную часть десяток гвоздей на 2/3 их длины. Это оружие поистине страшное, между тем сделать его — пара пустяков, всего‑то требуются пять минут времени, да гвозди с молотком (рис. 174). Другую «модель» дубинки несложно изготовить из обрезка толстого резинового шланга. Наконец, можно применять как дубинку складной мужской зонт. В этом случае его изогнутая ручка открывает дополнительные возможности для цепляющих захватов за ноги, руки и шею противника. А вообще‑то главной мишенью для ударов дубинки должны быть руки, особенно, если в них находится какое‑нибудь оружие.
ЛОПАТУ можно считать оружием, напоминающим алебарду. В самом деле, хорошо заточенной лопатой рубят голову не хуже, чем топором. То же самое в отношении рук и ног. Тычковый удар штыком лопаты вниз отсекает пальцы на ступне или разрубает ступню; тычковый удар вперед — пробивает живот, срезает пальцы на руке, если жертва атаки пытается закрыться рукой. Большой лопатой (стандартная длина от края штыка до конца рукоятки 110 см) выполняют тычковые удары в корпус, по ступням и в голову; секущие по ногам; рубящие — по рукам, плечам, голове (рис. 170). В отличие от шеста, против лопаты ставить блок бесполезно, в том смысле, что тяжелая травма кисти либо предплечья обеспечена. Ручку в ход лучше не пускайте, так как ее нетрудно схватить, действуйте преимущественно металлической частью, притом резко.
Сражаться малой саперной лопатой еще удобнее и эффективнее, чем большой. Однако она встречается в обиходе гораздо реже, чем длинная. Зато такую лопату несложно всегда иметь при себе, скрывая под верхней одеждой. Только сделайте две вещи: пропустите сквозь конец рукоятки ременную петлю, чтобы лопатка не могла выскользнуть у вас из рук, и чтобы было чем вешать ее на крючок с изнанки куртки. Еще наточите ее с трех сторон до остроты бритвы. Цели для нее все те же: руки (рубящие удары), живот и бока (тычки), ноги от бедер до ступней (тычки и секущие удары). Если не хотите причинять врагу серьезные повреждения, бейте его плоскостью лопаты, а не ребром или штыком.
Среди других разновидностей палок можно назвать метлу на длинной ручке, грабли, весло, швабру, хоккейную клюшку, тяпку, косу — то есть, такие палки, которые снабжены специальными насадками. Эти насадки одновременно и облегчают боевое применение, и затрудняют. В самом деле, далеко не каждый человек догадается в экстремальной ситуации схватить стоящую в углу комнаты метлу и ткнуть ее в лицо противнику жесткими прутьями, а вслед за этим ударить его в пах противоположным концом. Не каждому хватит смекалки (и смелости!) изо всех сил рубануть врага тяпкой по ногам или рукам. Неплохим ударным (и метательным) оружием иногда оказывается молоток. Им легко раздробить пальцы, выбить из них оружие, наконец, запустить в голову, если расстояние до нее не превышает трех метров. Но лишь единицы оказываются способными применить его таким образом.
СТУЛЬЯ И ТАБУРЕТЫлегко найти повсюду. Это, конечно, не палки, но они тоже относятся к предметам ударного действия. Только учтите, что удары стулом или табуретом с размаха лучше проводить по ногам. В корпус бейте тычком, ведь уклониться сразу от четырех ножек практически невозможно: хоть одна да попадет в тело противника. Кроме того, чтобы «вытащить» стул (табурет) для удара из‑за головы (из‑за корпуса, если удар идет сбоку), требуется больше времени, чем на тычок, а корпус при этом открывается для контратаки неприятеля. Но если вы уж хотите все‑таки ударить сверху, так бейте как можно сильнее, чтобы не дать врагу возможности ни закрыться рукой (она под сильным ударом углом табурета сломается), ни схватить ваши руки опережающим движением навстречу (рис. 180 — 181).
Кстати, стулом можно «связывать» и бросать. Это удается тогда, когда противник оказывается после вашего выпада между ножек, с руками, прижатыми к телу. Тогда несложно вывести его из равновесия и повалить разворачивая стул и как бы ставя его на землю.
Разговор о палках надо закончить рассмотрением самых коротких из них, так называемых ЛАДОННЫХ ПАЛОЧЕК. Длина таковых колеблется в интервале от 12 до 18 см. Все определяет ширина ладони. Надо, чтобы оба конца палочки выступали из кулака вверх и вниз не менее, чем на один сантиметр, и не более четырех сантиметров. Диаметр от одного до трех сантиметров, концы могут быть как тупыми, так и острыми, либо срезанными под углом (рис. 182).
Ладонные палочки можно держать по‑разному, но чаще всего их держат за середину (рис. 183). Такой хват усиливает удар кулаком подобно свинчатке и делает его «правильным», что очень существенно для неопытного бойца. Кроме того, выступающими из кулака концами ладонной палочки (японцы называют ее «яварой») удобно выполнять тычковые, секущие, царапающие и режущие удары как по мягким тканям тела, так и по костям. Основные мишени — внутренняя поверхность предплечья (особенно в области запястья, где кость наиболее уязвима), локтевые и плечевые суставы, живот, ребра и голова.
Разумеется, в роли ладонной палочки может выступать не только круглая продолговатая деревяшка, но и авторучка, карандаш, обрезок металлической трубки, вилка, напильник, круглый электрический фонарик, длинный толстый гвоздь, наконец, просто подходящий сучок. Наиболее эффективно работать ею как парным оружием — имея в каждой руке по такой палочке. Удары чаще всего наносят на опережение (стопорящие удары по атакующим конечностям), либо мгновенно переходя от блокировки одним концом палочки к контратаке другим концом на возвратном движении.
Старайтесь побольше отрабатывать приемы использования палочки вместе с партнером, по очереди нападая и защищаясь. Помните, что любой удар ею очень опасен и может привести к тяжким последствиям. Поэтому лучше всего пользоваться на тренировках учебным оружием, например куском резинового шланга указанных размеров. Сами приемы проводите как можно более аккуратно, внимательно контролируя положение предмета, зажатого в кулаке, и силу удара.
Главное — не суетиться, не стараться немедленно пустить свое оружие в ход, не наносить удары куда попало, не перебрасывать палочку из одной руки в другую и не преувеличивать ее возможности. Ведь она может легко выскользнуть, а ее импровизированная замена способна, к тому же, сломаться или согнуться в самый неподходящий момент.
Связывайте удары палочкой с отвлекающими и блокирующими движениями, с уклонами и перемещениями, с ударной техникой ног. В любом случае это не будет пустой тратой времени, потому что улучшит вашу ориентацию в пространстве, координацию и ловкость. Следовательно, добавит уверенности в себе.
Имейте также в виду, что ни в одной секции спортивных единоборств вас не научат тому, о чем здесь говорится. Спортсмены не прибегают к оружию, даже импровизированному, и не ставят своей целью работу на реальное поражение. А те перь рассмотрим конкретные примеры:
1. Противник пытается ударить в живот ножом снизу. Уходя в сторону от линии атаки, проведите удар сверху вниз по средней части предплечья руки, держащей нож (рис. 184).
2. Противник проводит прямой удар ногой в пах. Делая шаг
назад и немного наклоняясь вперед для того, чтобы убрать живот подальше от вражеской ступни, ударьте палочкой по голеностопному суставу (рис. 185).
3. Для защиты от удара кулаком либо кастетом в среднем
уровне, старайтесь уходить в сторону от линии атаки, сочетая свой уход с контратакой по локтевому суставу (рис. 186).
4. Если нет возможности уйти в сторону или назад, отклоняйте атакующую руку противника в сторону блокирующим движение (встречным ударом) одной палочки, а другой нанесите в это же время удар сверху вниз по ключице (рис. 187), либо боковой удар («крюк») в голову.
5. При попытках удушения и других захватах сзади бейте маховым движением кулака с палочкой назад в пах, оседая при этом всем корпусом вниз и удерживая пальцами второй руки кисть противника (рис. 188).
Это всего лишь несколько примеров того, как целесообразно использовать палочку из нескольких сотен (или даже тысяч) возможных вариантов. Однако и их достаточно для того, чтобы понять суть.
Один американец (Т. Кубота) предложил соединить ладонную палочку с такой обыденной и естественной вещью, как связка ключей (рис. 192). Получившееся оружие назвали по фамилии изобретателя «куботан» и оно быстро приобрело значительную популярность. Спектр боевого применения куботана еще шире, чем у обыкновенной ладонной палочки за счет связки ключей. В то же время эти ключи не дают забывать о необходимости всегда иметь куботан при себе.
Пример 1 (рис. 193)
а) Противник пытается ударить вас ногой, вы блокируете этот удар встречным ударом связки ключей по колену;
б) затем с шагом вправо‑вперед захватываете руку противника поперечным наложением куботана на запястье и
в) вращением против часовой стрелки вынуждаете противника опуститься на землю.
Пример 2 (рис. 194)
а) Нападающий схватил вас за одежду в области шеи или плеча, на что вы отвечаете тычком куботана ему в солнечное сплетение (можно в горло, в межключичную ямку)
б) затем проводите куботаном по тыльной стороне схватившей вас руки и давите с силой на кисть сверху
в) вынуждая противника опуститься на колени.
Пример 3 (рис. 195)
а) Вас схватили за отворот куртки (пиджака), за майку на груди
б) Вы отвечаете тем, что с силой бьете концом куботана в тыльную часть кисти нападающего, после чего он вынужден отпустить вас, а вы получаете возможность ударить его ногой, выкрутить ему руку, либо атаковать куботаном в горло, в лицо.
Пример 4 (рис. 196)
а) Противник, вооруженный ножом, наносит колющий удар в живот
б) Вы бьете нападающего по запястью ключами, закрепленными на кольце
в) продолжая движение, наносите мощный удар этой связкой ему в лицо.
Пример 5 (рис. 197)
а) Противник, вооруженный дубинкой, движется в атаку, для уклонения от которой вы делаете шаг вперед‑вправо
б) затем с силой бьете связкой ключей по рукам нападающего
в) на отмашке обратным движением кисти проводите удар ему в лицо
г) в завершение делаете тычок куботаном в солнечное сплетение и в бицепс руки.
Разумеется, примерами такого рода нетрудно заполнить всю книгу. Однако и этих пяти достаточно, чтобы понять принципы использования куботана для самозащиты.
КАСТЕТ — это такое оружие, где удар наносится не кулаком, а специальной боевой частью. Прообразом кастета (что в переводе с французского означает «головоломка») была свинчатка — круглый удлиненный кусок металла, зажимаемый в руке для усиления удара. Обычно свинчатка имела с одной стороны шаровидное утолщение, которым производили оглушающий удар по голове. Били, естественно, и передней частью кулака, но при этом нередко страдали пальцы. Чтобы обезопасить их, и в то же время сохранить ударную мощь свинчатки, вперед вынесли специальный боевой элемент в виде пластины, колец, зубцов, лезвия или шипов.
Существуют три основных варианта кастета. Первый имеет отдельные отверстия для каждого пальца. Второй — когда вся ладонь вставляется в большую выемку. Третий напоминает по своей форме букву Т, У которой каждый из трех концов заканчивается острием. Однако кастет третьего типа относится к оружию не ударно‑дробящего, а колюще‑режущего действия, поэтому мы рассмотрим его в следующей главе. Кастеты всех трех типов считаются «настоящим» холодным оружием, за обладание ими, тем более за применение, предусмотрена уголовная ответственность. Однако кастеты чрезвычайно широко распространены по всему миру, поэтому вы должны знать этот вид оружия и уметь его делать для самозащиты, если того потребует жизнь. Самый простой кастет можно сделать из куска доски толщиной 2‑3 сантиметра, выпилив из него трапецию и проделав внутри овальное отверстие для руки (рис. 198).
В последние годы приобрели определенную популярность ножи‑кастеты, где для ударов используют тяжелую рукоятку ножа, имеющую ту или иную конфигурацию. Кастетами бьют в любую часть тела, но главными целями являются голова и руки. Кастет третьего типа (в форме буквы Т) обладает более широкими боевыми возможностями, чем два первых, так что последствия его применения обычно весьма печальные для объекта атаки.
Теперь перейдем к гибкому оружию, поскольку оно, подобно палкам, позволяет атаковать противника, не сближаясь с ним вплотную.
Первым надо упомянуть КИСТЕНЬ, или гасило. Это небольшой металлический шар, а чаще гирька на прочном тонком ремне. Ремешок нередко заменяют цепочкой, капроновым либо нейлоновым шнуром. Ременную петлю одевают на кисть руки, а ударную часть (гирьку) прячут в специальный карман, пришитый внутри рукава или в перчатку — если гирька невелика. Можно носить кистень в боковом кармане, а перед дракой брать в руку, не забывая, конечно, одевать ременную петлю на кисть (рис. 199).
Способ применения кистеня очень прост. В нужный момент его бросают толчковым движением из кулака прямо в голову противника (обычно в лоб или в нос). Поскольку длина ремня (цепочки, шнура) не превышает полметра, постольку уклониться от такого удара невозможно. Ставить блок бесполезно. Маховые удары кистенем тоже производят, но гораздо реже, чем тычковые. Согласно традиции (кистень — очень старое оружие), его надо использовать в паре с ножом, по принципу: в левой руке нож, в правой — гасило. Простейший самодельный кистень — толстостенный флакон из‑под духов, заполненный песком, с пробкой, прочно замотанной липкой изолентой. Если он даже разобьется при ударе о голову противника, то последнему мало не покажется.
ЦЕПЬ. Чаще всего в современных уличных драках применяют цепи от велосипедов и мопедов. Способы употребления известны двух типов: первый — цепь растянута по длине, ее держат за один конец, а удары производят другим концом. Для удобства одну сторону цепи снабжают какой‑нибудь ручкой (например, обмотав ее в несколько слоев изолентой, под который подкладывают поролон), к противоположному концу приваривают (или привязывают) грузило. Второй вариант сводится к тому, что цепь складывают вдвое и обматывают изолентой по всей длине. Получается оружие большой разрушительной силы. Достаточно пару раз произвести хлещущий удар по рукам или корпусу не говоря уже о голове, чтобы вывести человека из строя.
Своеобразной разновидностью цепи фактически является роликовая антенна от армейских радиостанций и от радиоприемника на автомобиле (антенна Куликова). Даже в руке нетренированного человека она очень опасна, так как удары ею болезненны независимо от места попадания, следовательно, закрыться от них практически невозможно. При этом роликовую антенную легко свернуть кольцом. Это нехитрое приспособление состоит из ряда постепенно уменьшающихся колен, нанизанных на стальной трос. Ее удобно носить в кармане, а хлыст получается отменный: удар разложенной антенной срывает кожу с лица, ломает пальцы, да просто стегануть ею по ляжке — мало не покажется. Выглядит же «куликовка» вполне мирно, даже самый отмороженный мент не признает холодным оружием.
Гибридом кистеня и цепи можно считать «колбасу» — мешок (лучше сказать чехол) из плотной ткани, или кожзаменителя длиной в 30 — 50 см и диаметром от 5 до 10 см. Внутрь его засыпают песок, соль, мелкую дробь либо опилки, но в опилки кладут для утяжеления небольшой камень. В результате мешок превращается в нечто среднее между дубинкой и тяжелой плетью. Удары им вызывают тяжелые травмы внутренних органов, однако следов на теле не остается! Окончив «применять» сей предмет, достаточно развязать плотную завязку, высыпать содержимое и плети‑дубинки как не бывало! Разновидность «колбасы» — обыкновенный носок (только не дырявый), наполненный на одну треть землей с ближайшей клумбы‑грядки, желательно сырой для большего веса. Сотрясение мозга удар таким носочком по голове вполне обеспечит.
В заключение несколько слов О ПЛЕТЯХ, РЕМНЯХ, НАГАЙКАХ. Вообще говоря, техника работы с ремнями и плетьми довольно сложна. Поэтому мы рассмотрим только самые простые варианты этой разновидности гибкого оружия.
Прежде всего следует назвать брючный ремень, особенно кожаный или плетеный, с массивной металлической пряжкой. Стоит выдернуть его из брюк (конечно, при том условии, что брюки плотно сидят на бедрах и не упадут) и в ваших руках окажется своего рода нагайка. Нагайкой удобно захлестывать руку с оружием и само оружие, ставить блоки растягивая ремень между двумя руками, причинять резкую боль ударом по руке, ноге или корпусу. Цель номер один — руки, номер два — голова (глаза и шея). Но будьте осторожны, не давайте противнику возможности поймать ваш ремень на захват. Чтобы такого не случилось, складывайте его вдвое: чем короче, тем труднее схватить. Чтобы в бою ремень не выскальзывал, рекомендуется захлестнуть его вокруг кисти. Для этого, держа ремень вертикально на вытянутой левой руке, правой резким движением влево — вниз заставьте свободно висящую часть ремня обвиться вокруг запястья. Научитесь делать это быстро: расстегнули пряжку, выдернули ремень из брюк, захлестнули кисть. Промедление может дорого стоить (рис. 201).
Лучше всего потратить немного времени и сделать себе вместо брючного пояса настоящую нагайку. Ее сплетают из трех кожаных шнуров (либо из нейлоновых), пропуская в середине тонкую стальную проволоку, а ударную часть усиливают гайкой. С противоположной стороны должна быть петля для руки. Расстояние от гайки до начала петли составляет от 40 до 60 см. Такую плетку калмыки называют «волкобоем». Ею можно раскроить череп волку, сломать позвоночник собаке, перебить руку человеку, выбить ему глаз, сломать нос. Удары «волкобоя» по любой части тела крайне болезненны.
Более простой вариант легко соорудить из полуметрового куска веревки и палочки 20 — 25 см длиной. На конце бечевки рекомендуется завязать три‑четыре простых узла один за другим либо привязать увесистую гайку (или использовать вместо веревки электрический провод с вилкой на конце). Получившейся нагайкой (кнут, на конце гайка), следует наносить хлещущие удары по голове, рукам — по трицепсу, по локтю и запястью, чтобы обездвижить конечность. По туловищу целесообразно производить удары с оттяжкой, рвущие одежду и кожу, вызывающие жгучую боль; для этого после соприкосновения шнура с телом делается резкий рывок на себя. Обмотав веревку вокруг ладони, можно орудовать кнутовищем как нунтяку, поражая голову, ключицы, коленную чашечку. Держа кнут за оба конца, можно попытаться накинуть бечевку на шею противника сзади, всей массой своего тела назад повалить его и придушить, используя рукоять в качестве рычага (рис. 200, 201).
Словом, как говорил интеллигентнейший Филиас Фогг в мультфильме «80 дней вокруг света»: «Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое». В самом деле, зачем зря волноваться, когда средств самообороны вокруг более чем достаточно!
13. РАБОТА С КОЛЮЩЕ‑РЕЖУЩИМИ ПРЕДМЕТАМИ
Всем нам не раз приходилось наблюдать в кино сцену пьяной драки: разбив бутылку о край стола (вариант — о голову ближайшего противника), негативный персонаж с диким воплем устремляется в гущу боя. Оставим спецэффекты на совести режиссера и обратим внимание на сам предмет.
Еще до момента превращения в «розочку» (т.е. в горлышко с торчащими осколками различной длины), БУТЫЛКА является прекрасным средством самообороны. При умелом обращении она поможет справиться даже с несколькими противниками. Для этой цели наиболее пригодна емкость, обладающая крепкими стенками, причем полная имеет большую, по сравнению с пустой, массу и запас прочности. Однако чаще всего приходится иметь дело с уже раскупоренным сосудом.
Пьяный человек не признает никаких правил, поэтому и вам придется использовать для победы любой шанс, не рассчитывая на благородство противника и памятуя пословицу, что лежачего не бьют, но здорово пинают. Шпана прекрасно знакома с уловками уличного боя. Ваш противник может закричать, согнуться и даже заплакать после легкого удара, искусно имитируя боль, чтобы в следующий момент контратаковать и изувечить. Поэтому нельзя чувствовать себя в безопасности до тех пор, пока не убедишься, что нападавший не может встать. Учитывая исключительную криминогенность современного общества, подобная самооборона только укрепит ваш авторитет в глазах присутствующих и, может быть, остановит других агрессоров.
Обширная контактная площадь бутылки и алкогольная анестезия противника затрудняют воздействие на болевые точки, поэтому назову самые подходящие мишени для бутылки: голова (затылочная область, висок, лоб, переносица, брови, основание носа, нижняя челюсть); шея (7‑й шейный позвонок, сонная артерия, гортань); ключица, локоть; коленный сустав.
Пьяного человека, мало чувствительного к боли, либо трезвого, но более массивного, разумнее пропустить мимо, уйдя с линии атаки, и встретить ударом корпуса бутылки в лоб, или краем дна по переносице (рис. 202), либо сопроводить ударом по затылку (рис. 203). Следует помнить, что высокий человек наиболее уязвим внизу, поэтому целесообразно быстро присесть и поразить его коленную чашечку (рис. 204).
Вполне возможно, что обороняться придется от ножа. В пьяной драке оружием зачастую бравируют, стараясь деморализовать, однако вслед за хаотичным размахиванием клинком с криком: «Вот я тебя сейчас распишу!» всегда может последовать удар на поражение. Рассмотрим вариант, когда вас атакуют с правой руки уколом снизу‑вверх (либо прямым вперед). Если вы успели приготовиться к обороне, то постарайтесь обезоружить соперника, нанеся ему удар в основание большого пальца (рис. 205). Если атака внезапна — парируйте укол отводящим блоком внутрь с одновременным уходом с линии атаки, затем захватите атакующую руку противника, и ударьте по ключице корпусом бутылки сверху‑вниз (рис. 206). Ключичная кость легко ломается в первой трети своей длины от плеча. Ее разрушение мгновенно обездвиживает руку.
Если нападающий производит укол с левой руки, то неплохо протащить его за атакующую руку вперед и ударить вслед по затылку (рис. 207). А если удалось прочно захватить кисть, то выверните ее и надавливая предплечьем на локтевую область, посадите противника на колено, после чего сломайте ему локтевой сустав ударом корпуса бутылки. Если вы смещены влево, и отводить укол внутрь — значит направить его на себя, отбейте укол кистевым движением изнутри наружу и, разворачиваясь вправо, нанесите удар корпусом бутылки в лоб (рис. 208).
Но вот бутылка разбилась и теперь у вас в руках оказалось оружие принципиально иного действия: колюще‑режущего, так называемая «РОЗОЧКА». Толстостенная бутылка из‑под игристого вина дает длинные прочные осколки, способные протыкать несколько слоев одежды, а водочная и винная тара — короткие закругленные зубья с прекрасными режущими свойствами. К слову сказать, наиболее опасны осколки оконного стекла с толщиной острия в сотые доли микрона (их используют в лабораторных условиях для получения сверхтонких срезов тканей). Бутылочное стекло не обладает такой остротой, однако тоже способно нанести тяжелые повреждения. «Розочку» следует считать коротким тупым ножом, удары которым следует наносить с приложением больших усилий, чем обычным ножом.
Чаще всего, превратив бутылку в «розочку» ударом о край стола, ею начинают махать перед собой, чтобы не подпустить к себе противника. Это неправильно, так как подобные действия не позволяют нанести ему серьезные повреждения. Зато он может выбить бутылку ногой и затем «оттянуться» по полной программе, поскольку создавая «розочку», вы, фактически, достаете нож, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому, как и всякое оружие, целесообразно не демонстрировать «розочку», а держать ее скрытно, например, отведя руку назад (рис. 209). Человек, даже зная о наличии у противника оружия, но не видя его, не концентрирует на нем своего внимания и может подпустить вас на дистанцию, позволяющую провести удар на поражение.
Уязвимыми зонами для колющего удара являются глаза, передняя и боковая часть шеи, печень, брюшина, пах; для режущего — глаза, вся поверхность лица, особенно лоб (при попадании в глаза кровь ослепляет противника), уши (сильно кровоточат), любые крупные сосуды на шее, руках и ногах. При рассечении магистрального сосуда происходит крово‑потеря, характеризуемая резким падением внутрисердечно‑го давления и острым малокровием мозга, особенно если повреждена сонная артерия. В этом случае двигательную способность человек сохраняет от 20 до 40 секунд, после чего наступает потеря сознания и смерть.
Так что если вы решили пустить в ход это холодное оружие, действуйте быстро, не давая возможности предугадать траекторию своего удара.
Рассмотрим ситуацию, когда противник атакует колющим ударом ножа. Воронка, полученная в результате отделения части корпуса, служит неплохой ловушкой для лезвия. Конечно, есть опасность разрушения горлышка вдоль неизбежных трещин, но лучше порезать руку, чем оказаться со вспоротым животом. Пальцы же противника, натыкающиеся на острия вашей «розочки», будут значительно повреждены. Поймав клинок энергичным встречным движением, ударьте противника «розочкой» в лицо, либо в шею (рис. 211).
Как и нож, «розочку» держат хватом двух видов: прямым и обратным (рис. 209). Наиболее длинное «острие» удобнее держать со стороны пальцев, в этом положении его режущие свойства наиболее эффективны.
Держа «розочку» обратным хватом, ею можно наносить мощные круговые удары по верхнему и среднему уровню. Характерную для данного хвата комбинацию можно проводить против двоих противников, один из которых находится сзади. После кругового движения снаружи‑внутрь для отвлечения внимания противника спереди, с подшагом приблизьтесь к заднему, завершив траекторию тычком острия в живот с досылом левой ладонью. Потом с шагом правой ногой разворачиваетесь вправо и встречаете переднего нападающего уколом снизу‑вверх в живот или в пах. Круговые удары обратным хватом следует производить быстро, резко, намечая точку приложения силы чуть глубже поражаемого участка. (рис. 212)
При атаке «розочкой» невооруженного противника постарайтесь приблизиться к нему на расстояние чуть меньше длины вашей руки, держа «розочку» сзади и отвлекая внимание неприятеля движением левой руки и голосом, произнося какую‑нибудь неагрессивную фразу типа «Да ты что, братан?». При этом следует на завершающем этапе произвести подшаг правой ногой, чтобы усилить удар массой всего тела. Тычки в лицо с целью ослепления (или деморализации) противника наносят молниеносными уколами снизу‑вверх по диагонали обратным хватом. Как правило, порезанное лицо начинает интересовать оппонента гораздо больше вашей особы, что в групповой драке позволяет уменьшить количество атакующих.
Если вас сбили на пол, немедленно перевернитесь на спину, ударами ног не подпуская противника. Бейте его в голень, коленную чашечку, пах. Не пытайтесь сразу встать, так как в этот момент вы будете открыты для ударов. Отбивайтесь ногами и, перекатываясь со спины на пятую точку, атакуйте колени, бедра и пах нападающих колющими ударами «розочки» (рис. 211, д).
В случае неудачной атаки, падайте обратно на спину, старайтесь откатиться и вскакивайте, отпугивая соперника выпадами вооруженной руки. Подставленные под удар кулака острия «розочки» повреждают суставы, сухожилия и даже кости, что быстро гасит пыл агрессора. Это намного удобнее ножа, так как рабочая поверхность «розочки» гораздо больше, а остающиеся в ране осколки стекла усиливают поражающее воздействие.
Метание «розочки» в лицо противнику в большинстве случаев приводит к ранению либо острием, либо осколками, которые легко образуются вследствие многочисленных трещин, возникающих при разбивании бутылки.
Сами по себе бутылочные осколки также могут служить оружием. Нередко целым остается дно, которое можно положить на ладонь и использовать для ударов в лицо или шею. Длинным осколком можно ткнуть в глаз или в горло, а широким — вскрыть сонную артерию (рис. 210, д, е). Конечно, ваши пальцы будут порезаны, но в бою выбирать не приходится.