(1925 – 2000) - советский музыкант, хоровой дирижёр, профессор, заслуженный деятель искусств.
Родился в 1926 г. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу профессора Г. А. Дмитриевского и аспирантуру Московской консерватории по классу артиста СССР Б. Э. Хайкина.
Основатель первого[2] в СССР детского хора — Детского хора Ленинградского телевидения и радио[3], работал с хором c 1955 по 1988 год. Это был первый в Советском Союзе детский коллектив, голос которого зазвучал в эфире.
В разные годы он был руководителем Мариинского театра, детского хора ДК им. Первой Пятилетки. С этими коллективами он принимал участие в авторских концертах с детства любимого им И. О. Дунаевского.
Славнитский был главным хормейстером Московского театра, художественным руководителем, хормейстером и дирижёром Народного театра оперы и балета при ДК им. Кирова. Во многих горордах СССР он читал лекции, давал открытые уроки, занимался педагогической деятельностью — работал преподавателем дирижирования в Хоровом училище.
Особое место в репертуаре Ю. Славницкого занимали песни, посвященные Великой Отечественной Войне, ведь он сам в юном возрасте ушёл на фронт, был награждён медалями и орденами.
С Дома радио началась творческая деятельность такого певца, как Олег Погудин. Многие ученицы Юрия Михайловича впоследствии сами стали дирижёрами хоровых коллективов, которые сегодня успешно выступают в России и зарубежом.
С 1988 г. Детским хором радио руководит Станислав Фёдорович Грибнов. Хор и сейчас продолжает радовать любителей музыки своими выступлениями, является победителем ряда международных конкурсов.
Русская народная песня – основной вид музыкального творчества русского народа с глубокой древности. Поётся соло, ансамблем, хором.
|
Отличительные черты русской народной песни:
1) Подголосочная полифония
2) Сольный запев
3) Простая мелодия
4) Пение без сопровождения (a capella)
5) Куплетное строение
6) Диатоника
7) Распевы
8) Унисонные, октавные окончания
Особый раздел русской народной песни – революционная песня. С конца 18 века русская народная песня записывается и издаётся, она сыграла огромную роль в становлении национальной композиторской школы. Новую жизнь Русская народная песня обрела в современное время благодаря её широчайшему распространению, записям, изучению, возникновению новых песен.
Литературный текст.
Песня «Как на дубе» - иносказательна. Образ сокола – это образ души человека. Образ бури здесь - это некая революция, какой-то катаклизм. Сокол боролся, ввязался в неравный бой, в котором погиб.
Как на дубе на высоком,
Над шумящею волной,
Одиноко думал думу
сокол Ясный молодой.
“Что ты, сокол сизокрылый,
Призадумавшись, сидишь,
Что ты грустными очами
В даль туманную глядишь?
Буря воет, гром грохочет
Свищет ветер и шумит
Сокол борется с погодой
Сокол борется с волной
А на утро было тихо
Солнце ясное взошло –
И волною близ утеса
Тело сокола несло…
Ладо-тональный план:
Основная тональность d – moll
Есть отклонения в A – dur
В параллельный мажор основной тональности – F – dur
Строение – куплетное,
Форма – трёхчастная, репризная. 1 и 3 часть – период квадратного строения.
1 часть – период из 2 предложений (4т + 4т) – 4 фразы.
|
Реприза 1 части
2 часть – период из 3 предложений (4т + 4т + 4т) - 7 фраз
3 часть – период из 2 предложений (4т + 4т) – 4 фразы.
В этом произведении a capella – исключительно гармонический тип письма, мелодия идёт в верхнем регистре, средний голос ему вторит и нижний голос служит подголоском.
Размер произведения – ¾ (простой). Мелодия идёт в основном плавно, но в 3 такте появляется пунктир, особенно остро он звучит во 2 части:
Так же присутствуют шестнадцатые в восходящем движении.
Темп – Largo (широко)
Метроном - = 46
Произведение начинается широко, протяжно (largo, lento). 2 часть звучит гораздо подвижнее (poco più mosso), в последнем такте замедление (ritenuto).
Между 2 и 3 частью стоит фермата на паузе.
3 часть идет в первоначальном темпе (a tempo). В предпоследнем такте замедление (ritenuto), в последнем такте на третьей доле не снимаемая фермата.
Динамический план:
1 часть: p, mf.
Реприза начинается с mf
2 час ть: f – кульминация; сresc, dim.
3 част ь: p, pp.
Произведение построено на контрасте:
Первые 2 куплета выражают сочувствие, печаль.
3 куплет – взволнованный. Темп сдвигается почити в 2 раза, совершенно меняется характер, способ извлечения звука. 3 куплет – кульминация, его подхватывает вокализ – тоже на кульминации.
4 куплет начинается очень тихо, нежно и скорбно. 2 часть куплета повторяется ещё раз на pp.