Юрий Михайлович Славницкий




(1925 – 2000) - советский музыкант, хоровой дирижёр, профессор, заслуженный деятель искусств.

Родился в 1926 г. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу профессора Г. А. Дмитриевского и аспирантуру Московской консерватории по классу артиста СССР Б. Э. Хайкина.

Основатель первого[2] в СССР детского хора — Детского хора Ленинградского телевидения и радио[3], работал с хором c 1955 по 1988 год. Это был первый в Советском Союзе детский коллектив, голос которого зазвучал в эфире.

В разные годы он был руководителем Мариинского театра, детского хора ДК им. Первой Пятилетки. С этими коллективами он принимал участие в авторских концертах с детства любимого им И. О. Дунаевского.

Славнитский был главным хормейстером Московского театра, художественным руководителем, хормейстером и дирижёром Народного театра оперы и балета при ДК им. Кирова. Во многих горордах СССР он читал лекции, давал открытые уроки, занимался педагогической деятельностью — работал преподавателем дирижирования в Хоровом училище.

Особое место в репертуаре Ю. Славницкого занимали песни, посвященные Великой Отечественной Войне, ведь он сам в юном возрасте ушёл на фронт, был награждён медалями и орденами.

С Дома радио началась творческая деятельность такого певца, как Олег Погудин. Многие ученицы Юрия Михайловича впоследствии сами стали дирижёрами хоровых коллективов, которые сегодня успешно выступают в России и зарубежом.

С 1988 г. Детским хором радио руководит Станислав Фёдорович Грибнов. Хор и сейчас продолжает радовать любителей музыки своими выступлениями, является победителем ряда международных конкурсов.

 

Русская народная песня – основной вид музыкального творчества русского народа с глубокой древности. Поётся соло, ансамблем, хором.

Отличительные черты русской народной песни:

1) Подголосочная полифония

2) Сольный запев

3) Простая мелодия

4) Пение без сопровождения (a capella)

5) Куплетное строение

6) Диатоника

7) Распевы

8) Унисонные, октавные окончания

Особый раздел русской народной песни – революционная песня. С конца 18 века русская народная песня записывается и издаётся, она сыграла огромную роль в становлении национальной композиторской школы. Новую жизнь Русская народная песня обрела в современное время благодаря её широчайшему распространению, записям, изучению, возникновению новых песен.

Литературный текст.

Песня «Как на дубе» - иносказательна. Образ сокола – это образ души человека. Образ бури здесь - это некая революция, какой-то катаклизм. Сокол боролся, ввязался в неравный бой, в котором погиб.

 

Как на дубе на высоком,

Над шумящею волной,

Одиноко думал думу

сокол Ясный молодой.

 

“Что ты, сокол сизокрылый,

Призадумавшись, сидишь,

Что ты грустными очами

В даль туманную глядишь?

 

Буря воет, гром грохочет

Свищет ветер и шумит

Сокол борется с погодой

Сокол борется с волной

 

А на утро было тихо

Солнце ясное взошло –

И волною близ утеса

Тело сокола несло…

 

Ладо-тональный план:

Основная тональность d – moll

 

Есть отклонения в A – dur

 

 

В параллельный мажор основной тональности – F – dur

 

 

Строение – куплетное,

Форма – трёхчастная, репризная. 1 и 3 часть – период квадратного строения.

1 часть – период из 2 предложений (4т + 4т) – 4 фразы.

Реприза 1 части

2 часть – период из 3 предложений (4т + 4т + 4т) - 7 фраз

3 часть – период из 2 предложений (4т + 4т) – 4 фразы.

В этом произведении a capella – исключительно гармонический тип письма, мелодия идёт в верхнем регистре, средний голос ему вторит и нижний голос служит подголоском.

 

 

Размер произведения – ¾ (простой). Мелодия идёт в основном плавно, но в 3 такте появляется пунктир, особенно остро он звучит во 2 части:

 

 

Так же присутствуют шестнадцатые в восходящем движении.

 

Темп – Largo (широко)

Метроном - = 46

Произведение начинается широко, протяжно (largo, lento). 2 часть звучит гораздо подвижнее (poco più mosso), в последнем такте замедление (ritenuto).

 

 

Между 2 и 3 частью стоит фермата на паузе.

 

 

3 часть идет в первоначальном темпе (a tempo). В предпоследнем такте замедление (ritenuto), в последнем такте на третьей доле не снимаемая фермата.

 

 

Динамический план:

1 часть: p, mf.

Реприза начинается с mf

2 час ть: f – кульминация; сresc, dim.

3 част ь: p, pp.

Произведение построено на контрасте:

Первые 2 куплета выражают сочувствие, печаль.

3 куплет – взволнованный. Темп сдвигается почити в 2 раза, совершенно меняется характер, способ извлечения звука. 3 куплет – кульминация, его подхватывает вокализ – тоже на кульминации.

4 куплет начинается очень тихо, нежно и скорбно. 2 часть куплета повторяется ещё раз на pp.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: