Проблема сознания в современной психологии




Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческой жизни, поскольку человек есть существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя, свое "Я" от своего окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления, понимания и главное - практического преобразования. Подобная способность в психологии получила название рефлексии.

Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сих пор остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. При этом философско-психологическое рассмотрение проблемы сознания связано с анализом соотношения категорий сознания и бытия. По словам В.И.Слободчикова, сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уникальное положение в мире, его особый онтологический статус, способ его бытия. Человеческое бытие есть бытие осознанное. В то же время с возникновением человека сознание само обретает статус бытия.

Традиционная трактовка сознания, как правило, отождествляет его с самосознанием - знанием субъекта о мире и своем месте в нем. Однако, по мнению В.И.Слободчикова, сознание, понимаемое как отношение человека к миру, представляет собой лишь один из его уровней, а именно уровень самосознания.

В широком смысле слова сознание не исчерпывается отражением окружающего, а предполагает деятельность человека как активного субъекта, преобразующего объективную и субъективную реальность. С психологической точки зрения это означает, что субъект не просто «сталкивается» с объективным миром, не просто адаптируется к нему в процессе жизнедеятельности, а оказывается его существенным моментом. Практические действуя, субъект как бы «втягивает» в себя объективную реальность и наделяет ее смыслами и ценностями своей жизнедеятельности, превращая ее тем самым в содержание своей субъективности.

Как писала Л.И.Божович, «психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности».

Сознание - это не знание о бытии и не отношение к нему, а само осознанное бытие. Бытие человека носит социальный характер. Свое содержание сознание черпает из социального бытия - социальное бытие представлено в сознании человека.

Особо в психологии подчеркивается тот факт, что сознание не является индивидуальным свойством индивида (врожденной данностью), его нельзя сводить к свойству высокоорганизованной материи - мозгу. Именно поэтому многочисленные попытки поисков сознания в мозге не увенчались успехом.

«Сознание как таковое» не имеет индивидуального существования. Как таковое сознание есть культурно, действенно, предметно, со организованное единое сообщество.

Практика сознания означает его выход на уровень рефлексии, предполагающего выработку соответствующего отношения к действительности.

Установлено, что сознание является многомерным. Наличие того или иного сознания у человека обусловлено видом той практики, которой он занимается. Т.е. в зависимости от вида практики формируется и соответствующее ей сознание.

С культурно-исторической точки зрения существуют два вида практики, формирующие сознание как целое:

- магия, лежащая в основе мифологического сознания,

- вера, которой соответствует религиозное сознание.

Начиная с Нового времени, появляются и другие виды общественной практики и сознания, а именно: этическое, правовое, политическое, научное и др.

Иными словами,

В то же время с точки зрения непосредственного сознания в психологии принято говорить о его состояниях. Например, наивное, рациональное, обыденное, мистическое, рефлексивное, многие патологические состояния сознания и т.п. Состояние сознания создается сложнейшей практикой его, ее механизмами, которые встраивают актуальное сознание в сложнейший тип жизнедеятельности человека.

Бытийный и рефлексивный слои сознания

Л.С.Выготский в сознании человека, как и в мышлении, выделял два слоя:

- сознание для сознания,

- сознание для бытия.

А.Н.Леонтьев, продолжая развивать его идеи, поставил несколько вопросов, существенных для понимания сознания, в частности: 1) из чего сознание образуется?, 2) как оно возникает?, 3) каковы его источники?.

Он выделил в сознании три образующих:

- чувственная ткань образа,

- значение,

- личностный смысл.

Предложенная А.Н.Леонтьевым структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко. Согласно его позиции сознание имеет два слоя:

- бытийно-деятельностный, образуемый единством биодинамической ткани живого движения и действия и чувственной ткани и образа,

- рефлексивно-созерцательный, состоящий из значения и личностного смысла.

При этом, по словам В.П.Зинченко к выделенным уровням сознания не применимы понятия «высший-низший», «главный-подчиненный». Каждый из этих уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.

Кратко охарактеризуем каждый из компонентов структуры сознания.

§ Биодинамическая ткань - это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Следует отметить, что в жизни людей особенно слепоглухонемых, движения и действия в предметном и социальном мире имеют большое значение, сказываясь на формировании их индивидуального сознания.

§ Чувственная ткань образа - это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, форма, цвет, величина и т.п.), из которых строится образ. Как отмечал А.Н. Леонтьев, благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективная реальность и объект его деятельности.

§ Значение в одних случаях употребляется как значение слова в других - как содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Известно, что сознание человека образуется внутри определенного культурного пространства, где весь общественно-исторический опыт существует в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Обобщенная форма отражения субъектом этого опыта деятельности, общения и мировосприятия, приобретаемая в процессе совместной деятельности и общения и есть значение. На основе значения каждый индивид строит свой собственный опыт. При этом индивидуальная система значений, выступая в виде интериоризованных эталонов обуславливает познавательные процессы и акты социального поведения. Индивидуальная система значений развивается в ходе онтогенеза.

§ Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл создает пристрастность человеческого сознания. Иначе говоря, сознание есть не только знание, но и отношение. Личностный смысл есть индивидуализированное отражение действительного отношения субъекта к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность, осознаваемое как "значение для меня". Введение понятия личностного смысла, сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистической трактовки сознания как со-знания (суммы знаний в мире).

Современная психология выделяет ряд составляющих смысловых систем:

- побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы,

- реализуемое посредством деятельности, отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость);

- смысловые установки;

- регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности.

Центральная особенность личностного смысла - его производность от социальной позиции человека, перемена которой влечет за собой переосмысление отношений к действительности.

Исследования смысловой сферы сознания в психологии связаны с анализом воплощения смысла в значениях, наделения ситуаций смыслом. При решении человеком сложных жизненных задач наблюдается противоположные и циклически совершающиеся процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл - значит, задержать реализацию программы действий, продумать ее. Осмыслить значение - значит, извлечь уроки из осуществленной программы действий, взять ее на вооружение или отказаться от нее, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу действия.

Как отмечает В.И.Слободчиков, бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл - это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.

4. Проблема рефлексии в научных исследованиях

Специфической особенностью психики человека – его сознания признается субъективность (отличие способа жизни от всякого другого). Именно с субъективностью связана рефлексия – специфическая человеческая способность, благодаря которой предметом анализа и оценки становятся собственные мысли, чувства и действия.

В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, как правило, в трех контекстах:

- при изучении теоретического мышления, в частности при решении разного рода мыслительных задач, именно в этих исследованиях сложилось широко распространенное понимание феномена рефлексии как направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты (самоанализ);

- при изучении процессов коммуникации и кооперации, связанных с необходимостью понимания сущности совместных действий и их координации, т.е. в процессе общения с другими людьми это способность человека понимать / осознавать, как его воспринимают и оценивают партнеры по общению;

- при изучении самосознания личности, при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения "Я" и "не Я"). Специфика рефлексивных процессов при самоопределении обусловлена ситуациями, требующими от субъекта развитого умения "вписаться", скоординировать свое автономное действие с действиями других людей (это и есть рефлексия). Также в этом контексте рефлексия выступает и как механизм дифференциации и интеграции в своем уникальном Я (своей личности) различных подструктур (аспектов и характеристик).

В целом, обобщая существующие подходы к пониманию рефлексии ее можно определить как способность человека, проявляющуюся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.

В общем, виде проблема рефлексии есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни. При этом различают два способа рефлексии: 1) рефлексию внешнюю; 2) рефлексию внутреннюю. Внешняя рефлексия связана с жизнью человека в социуме, в результате чего его личное сознание пополняется продуктами общественного сознания. Внутренняя рефлексия предполагает выход за пределы коллективного сознания и связана с личностным осмыслением социальных категорий. Так, например, применительно к нравственному сознанию, целесообразно различать стыд (чувство вины, базирующееся на переживании страха) как внешнюю инстанцию, и совесть (чувство раскаяния, интериоризованный стыд) как внутреннюю инстанцию. Если человек испытывает стыд, только в присутствии других, то совестно ему бывает перед самим собой.

Дополнительная литература для чтения:

1. Выготский Л.С. Проблема сознания. Собр. соч. в 6 томах. Том 1. М. 1982. С. 156-167.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. 2003.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 2006. (Глава 6. Сознание человека).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: