Пути и условия педагогического влияния коллектива на личность




Взаимовлияние коллектива на личность и личность на коллектив многогранно и в равной мере зависит как от характеристик коллектива, так и от индивидуально-психологических особенностей входящих в него детей.

Влияние коллектива на личность зависит от уровня развития коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее и многостороннее это влияние.

Рассмотрим механизмы (каналы) этого влияния.

1. Коллектив влияет на личность через совместную деятельность. Это воздействие будет эффективным при следующих условиях:

· если цель деятельности привлекательна для всех детей или для большинства;

· если цель деятельности совпадает с мотивами участия детей в данной деятельности;

· если ребенок является субъектом деятельности, ее активным участником. Потому что коллектив воздействует на личность в меру и в силу ее активности в коллективе (Т.Е. Конникова);

· если деятельность носит коллективный характер: когда результат деятельности зависит от вклада каждого.

2. Коллектив воздействует на личность через отношения. Здесь имеет значение то, какие отношения существуют в коллективе, и то, какое место (положение) занимает ребенок в системе отношений.

В коллективе между детьми складываются деловые и личные отношения. Деловые отношения возникают в совместной деятельности. Их еще называют отношениями взаимной ответственности, или отношениями руководства и подчинения (А.С. Макаренко). Эти отношения очень важны для воспитания дисциплины, ответственности, культуры поведения.

Личные отношения сопровождаются проявлением чувства симпатии и антипатии. Каждый ребенок занимает в них определенное место (положение): благоприятное или неблагоприятное, изолированное. Неблагоприятное положение в системе личных отношений вызывает у ребенка тяжкие переживания, это отталкивает его от коллектива, и он ищет другую группу, где его принимают и у него есть возможность стать уважаемым членом.

Естественно предположить, что воздействие коллектива будет сильнее на того ребенка, чье положение (статус) в системе личных отношений будет благоприятным.

3. Коллектив воздействует на личность через общественное мнение. Многие авторы (А.С. Макаренко, Т.Е. Конникова) склонны считать общественное мнение коллектива главным механизмом его воздействия на личность.

Общественное мнение - это общность нравственных оценок и суждений, принимаемых всеми или большинством коллектива. В общественном мнении выражены нравственные ориентации коллектива, требования к отдельным его членам или группам, нормы поведения, которые признаются всеми участниками и становятся общими нравственными ценностями.

Общественное мнение вырабатывается в совместной деятельности, когда каждый член коллектива становится активным участником всех ее этапов от постановки цели до анализа результатов. Важное значение для формирования общественного мнения имеет коллективное обсуждение конкретного опыта коллектива, повседневных событий его жизни, положительных и отрицательных поступков отдельных его членов.

4. Общественное мнение материализуется в традициях - устойчиво повторяющихся эмоционально привлекательных формах общей жизни. Сущность традиций в том, что в них наиболее отчетливо запечатлен общий эмоциональный опыт, как говорил А.С. Макаренко, “общий вкус” коллектива, т.е. его общественное мнение в данной области коллективных отношений.

По существу, традиция - это одна из форм внешнего поведенческого выражения групповых и коллективных норм.

В традициях выражается отношение коллектива к старшим, к младшим, к классу (школе) в целом, к порядку, к дисциплинарным нормам и требованиям, к вещам и т.д. В традициях закрепляется то лучшее, что есть в коллективном опыте.

Не стоит смешивать традиции и традиционные мероприятия (праздники, школьные и классные дела и т.д.)

Традиции создаются и поддерживаются самими детьми, они пронизывают повседневную жизнь коллектива, выражают его ценностные отношения (к человеку, к школе, к учебе, к самому себе как личности) и становятся регулятором поведения членов коллектива.

5. Влияние коллектива на личность усиливается, если в нем существует самоуправление. Самоуправление - это таким образом организованная деятельность, субъектом организации которой является коллектив.

Организация самоуправления осуществляется по этапам: от категорического требования (в них выражаются социальные нормы) до соуправления (привлечение детей к управлению коллективом) и от него - к самоуправлению.

Единство педагогических требований обеспечивает элементарное соблюдение норм общежития. Соуправление приобщает школьников к заботе об общем деле. Самоуправление выводит их на ответственность за дела и поступки каждого члена коллектива.

Самоуправление - процесс, находящийся в постоянном развитии. Механизм развития самоуправления - передача полномочий педагогического коллектива - детскому.

Самоуправление возникает при следующих условиях:

· когда существует конкретная деятельность;

· если есть актив;

· если есть лидеры;

· если школьникам предоставляются реальные, а не фиктивные права.

6. Коллектив воздействует на личность через психологический (эмоциональный) климат. И это влияние будет более глубоким, если в коллективе царит мажорный тон, существуют товарищеские отношения, постоянная готовность к действию, дети чувствуют себя защищенными, если у них выработана привычка торможения (сдержанность, вежливость и т.д.)

Таковы механизмы воздействия коллектива на личность.

 

 


[1] Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996. – С. 49-50.

[2] Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996. – С. 57.

[3] Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М. – Воронеж, 1996. – С. 294-308.

[4] Культура современного урока /Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. – С. 334-34.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: