Как и почему изменилась внешняя политика европейских стран в период перехода от Средневековья к Новому времени




Цех(9 век) - мануфактура(12 век) – фабрика(18 век)

Цех - союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку.

Мануфакту́ра — это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

Фа́брика (от лат. fabrica — мастерская; завод) — промышленное предприятие, основанное на применении машин, характеризующееся крупномасштабным производством.

 

Как и почему изменилась внешняя политика европейских стран в период перехода от Средневековья к Новому времени

Рассмотрим основные события и процессы всемирной истории, происходящие в Европе в конце XV-XVII вв. Для европейской истории эта эпоха имеет исключительное значение. Многие историки называют ее «временем великого прорыва», и этому есть все основания.

 

Именно в этот период были заложены основы капиталистического способа производства, значительно возрос уровень производительных сил, изменились формы организации производства, благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда и ускорились темпы экономического развития. Этот период стал также переломным в отношениях Европы с другими цивилизациями.

 

Если до этого Запад был относительно замкнутым регионом, то произошедшие в XV-XVII вв. Великие географические открытия раздвинули границы западного мира, расширили кругозор европейцев. Развитие торговых связей углубило процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового. В XVI-XVII вв. Европа стала родиной первых раннебуржуазных революций.

 

XVI-XVII вв. ознаменованы первой научной революцией, заложившей основы современного знания в области естественных и точных наук, в сфере гуманитарной и политической мысли, философских воззрений.

 

Формирование в это время капиталистических отношений в Голландии, Англии и других европейских странах привело к превращению европейский истории во всемирную. Втягивание различных стран и континентов в мировой рынок содействовало разрушению феодальных форм производства, выдвинуло перед феодальными государствами новые задачи и проблемы, что привело к изменению форм государственного устройства – в этот период начиналась эпоха абсолютных монархий.

 

4. Формы сх аренды:

Аренда возникла с появлением частной земельной собственности, значительное развитие получила в Новое время. В частности, в Великобритании А. з. оказалась органически связанной с крупной капиталистической земельной собственностью — лендлордизмом. В целом для капиталистического общества выделяют две основные формы земельной аренды: капиталистическую и крестьянскую. Если при капиталистической аренде арендатор ведет хозяйство при помощи наемного труда с целью извлечения прибыли, то при крестьянской земля арендуется для удовлетворения потребительских нужд крестьянина и его семьи.

 

Средний слой крестьянства, состоявший преимущественно из лично свободных арендаторов сравнительно небольших участков земли, все чаще ориентировал свое хозяйство на связь с рынком. Это выразилось, в частности, в отказе от землепашества и переходе к интенсивному садоводству, виноградарству, разведению технических культур. Для этого слоя характерно использование ещё и наемного труда.

 

Крестьянская беднота, хотя и имела небольшое приусадебное хозяйство, не всегда обеспеченное рабочим скотом, главный источник существования видела в заработной плате, нанимаясь к богатым соседям, городским земельным собственникам, фермерам.

 

Из массы бедняков формировался сельский предпролетариат, вовлекавшийся и в организуемое предпринимателями деревенское ремесло.

Складывалась и прослойка фермерства — крупных арендаторов (или собственников) земли, к обработке которой привлекались батраки. Фермерские хозяйства обычно носили товарный характер, в них чаще встречались новые методы интенсификации труда и продиктованная рыночными условиями специализация. Фермерами становились как выходцы из зажиточных крестьян, так и горожане, переключавшиеся на сельскохозяйственное предпринимательство. Раннекапиталистические отношения начали проникать и в деревенскую экономику, но их удельный вес в сельском хозяйстве был не велик.

 

5. Сословно – представительная монархия - особая публично-правовая форма государственности, предусматривавшая участие в гос. управлении выборных представителей податных сословий наряду с представителями светских земельных собственников и духовенства.

Старый порядок — политический и социально-экономический режим, существовавший во Франции приблизительно с конца XVI — начала XVII вв. до Великой Французской революции. Франция той эпохи характеризовалась неразвитостью товарно-денежных отношений и преобладанием натурального обмена. Характерной чертой Старого порядка являлась сословность. Всё французское общество делилось на три сословия — католическое духовенство, дворянство и т. н. третье сословие. В политической сфере делался упор на божественное право королей править своими подданными. Абсолютный монарх обладал неограниченной властью.

Абсолютизм - это государственный строй, при котором верховная власть (как правило, монархическая) не ограничена представительными институтами.

 

6. Эпоха Реформации в Европе:
Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского
университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, экономический кризис после появления огромного количества американского золота и изобретения метода амальгамирования, разорение банков, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось экономической и политической монополизацией.

(Причины по сферам:
Политические
– новые централизованные национальные государства на СЗ Европы выступали против концепции универсальной церкви, которая провозглашала свое первенство над светской властью. Этот церковный идеал вступал в противоречия не только с крепнувшим абсолютизмом, но и с зарождающимся национальным сознанием среднего класса.

Экономические – недовольство всех слоев населения вызывали огромные земельные богатства католической церкви и значительные денежные сборы в пользу римских пап. При чем на само духовенство не распространялась система налогообложения национальных государств. Особенно негодовала буржуазия, считавшая, что деньги нужны не для того, чтобы строить соборы и проводить пышные церковные службы, а для вкладывания в производство, в соответствии с этим, под сомнение ставилась вся дорогостоящая организация церкви, с ее папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. Бюргерство выступало за удешевление церкви, а также за отказ от некоторых положений ее этического учения – от осуждения богатства и предпринимательской деятельности.

Социальные – возникновение городов и рост среднего класса формировали новый идеал индивидуализма: денежная экономика освободила людей от земли как главного средства существования. Горожане начинают понимать, что не все в порядке с социальным устройством, в котором их угнетают люди, не создающие материальных благ, но находящиеся на вершине общественной пирамиды.

Моральные – падение нравов католического клира. Стремление к роскоши. Накоплению богатств, дух стяжательства, пронизывающий все звенья церковной иерархии. Продажа индульгенций. Кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о единоспасающей роли католической церкви, значения различных церковных таинств, священного писания.)

 

Важнейшими предпосылками реформации стали:
- общий подъем образования
- успехи книгопечатания
- распространение новых принципов гуманистической этики и ренессансной концепции человека, как хозяина своей судьбы.

Периодизация:
20-30е гг 16в – лютеранский этап

40-50е гг 16в – кальвинистский этап

с середины 16в до окончиния тридцатилетней войны в 1648г – политическое и идеологическое противостояние протестантизма и католицизма

 

7. Основные идеи реформационного учения Мартина Лютера (Германия)
• Продажу индульгенций надо запретить. Отпущение грехов совершает сам Бог, а не церковь, т.е. Спасение происходит только чистой и искренней вере.
• Папа Римский такой же человек, как остальные, он может ошибаться;
• Церковь – дом молитвы, и предназначена для учения. Она не является необходимым посредником между Богом и человеком, т.е. Духовенство должно исчезнуть, останутся только пасторы;
• Чистилище не существует;
• Библия – единственный авторитетный источник познания Божьей Воли.
• Священны только два таинства: крещение и причастие.

• Проповеди также должны проводится на общепринятом языке, чтобы они были понятны каждому.

• разграничение светской и религиозной власти

•Лютер считал, что порядок должен достигаться вследствие опоры светской власти не на божественное право, а на естественное, несмотря на то, что оно - производная от божьей воли. По Лютеру, такие понятия, как свобода воли, душа человека и его внутренний мир не могут подчиняться юрисдикции государства.

 

8. Идейное наследие Ульриха Цвингли (Швейцария)
Цвинглианская реформация, принятая в Швейцарии и в некоторых соседних имперских городах Германии, отличалась характером республиканским и была более решительною, потому, что в ней отменялось из католических установлений все, на что не было прямого подтверждения в Библии.

- Единственный источник веры – Евангелие.
- Папство, монашество, безбрачие духовенства, учение о чистилище и т. п. не имеют основания в священном писании. Духовная власть тоже не имеет никаких оснований в учении Христа, и церковь есть совокупность всех лиц общины, а не одно только духовенство.
- Таинства у Цвингли получили значение простых благочестивых обрядов. Городской совет стал на сторону Цвингли, и в Цюрихе было совершено преобразование богослужения, принятое вскоре и некоторыми другими кантонами.

- И Лютер, и Цвингли, оба переводившие Библию на немецкий язык, ввели этот язык и в богослужение, но Цвингли пошел дальше Лютера в упрощении богослужения, совершенно устранив из храмов священные изображения (кроме распятия) и органы.
- Цвингли учил, что причащение есть только воспоминание о тайной вечере Спасителя, не имеющее никакого таинственного значения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: