Урок 96. Внеклассное чтение: рассказы и стихи о природе, животном мире




Урок 96. Внеклассное чтение: рассказы и стихи о природе, животном мире

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: продолжать работу над произведениями М. М. Пришвина; учить детей понимать, чувствовать природу; работать над развитием наблюдательности, внимания у обучающихся; учить детей любить и понимать природу, находить необычное, удивительное, казалось бы, в обыкновенных, повседневных явлениях
Планируемые результаты
Предметные: научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Знакомство с выставкой книг Проверяет домашнюю работу. – Нравятся ли вам эти птицы? Чем? – Интересно ли было вновь перечитать произведения? Организует знакомство с выставкой книг по теме урока. Проводит беседу. – Природа не каждому человеку раскрывает свои секреты. Только доброго человека она посвящает в свои тайны. – Обратите внимание на выставку книг. Книги каких авторов вы увидели на ней? Какие авторы вам уже знакомы? О чем пишут эти писатели? Почему вы так считаете? Что об этом свидетельствует? – Вы готовились, читали произведения разных писателей. Но что же их всех объединяет, мы узнаем в процессе урока. – А работать мы будем под таким девизом: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». М. Пришвин Учащиеся читают выписанные ими дома эпитеты, использованные для описания лебедей и стрижей, из произведений «Приемыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка и «Стрижонок Скрип» В. П. Астафьева. Рассматривают книги. Отвечают на вопросы. – Книги о природе, лесе, животных. – Об этом говорят названия книг, иллюстрации Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока – Отгадайте загадки: • Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. • Среди двора стоит копна: спереди вилы – сзади метла. • Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. • Серый ворище по лесам, полям рыщет, телят, ягнят ищет. – В какую группу можно отнести отгадки? – Как вы поняли, о чем пишут писатели, с произведениями которых мы будем сегодня работать? – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с другими произведениями о животных и о природе Отгадывают загадки: – Еж. – Корова. – Заяц.   – Волк.   – Это загадки о животных. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
III. Чтение и анализ про-изведений М. М. Приш-вина Знакомит обучающихся с произведениями М. М. Пришвина о природе. – Вы принесли сегодня на урок книгу рассказов М. М. Пришвина «Золотой луг». – Рассматривали ли вы книгу дома? – Захотелось ли вам прочитать рассказ из нее? – Рассматривая книгу, вы, конечно, заметили, что рассказы в ней объединены по циклам. – К какому циклу относится прочитанный нами рассказ «Выскочка»? – Рассказы о ком включил писатель в этот цикл? – Какой бы из них вы хотели прочитать сейчас? Почему? – В данный цикл Михаил Михайлович Пришвин включил рассказ «Кот». Как вы думаете, чем это животное смогло привлечь внимание писателя? – Хотелось бы вам услышать рассказ? Учитель читает рассказ. – Вы были правы? – Каким вам показался Васька? – А что вы знаете удивительного об этом животном? – Какие открытия сделали? – Что особенно вас поразило? – Мне бы хотелось предложить вам сегодня прочитать рассказ, название которого дало название всей книге писателя, – «Золотой луг». Учитель читает рассказ М. М. Пришвина «Золотой луг». – Какое открытие сделал писатель? – Почему одуванчик стал для ребят «одним из самых интересных цветов»? – Что вас удивило в рассказе? – Перечитайте рассказ еще раз. – Нарисуйте луг таким, каким вы его себе представляете после прочтения рассказа Прослушивают текст. Определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся делятся на группы (4–5 человек) в зависимости от того, какой рассказ из цикла они хотели бы прочитать дальше. После чтения произведения ученики делятся своими мыслями, впечатлениями Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
IV. Чтение и анализ художественного и научного текстов Организует знакомство с художественным и научным текстами о еже. – Ребята, только ли в художественных книгах можно узнать о жизни животных? На нашей выставке есть также энциклопедии, из которых вы можете получить научные сведения о жизни животных. – Сравните описания ежа в художественном произведении М. Пришвина «Еж» и данные о еже из энциклопедии. – Составьте рассказ-описание «Дружба человека и животного». Я предлагаю вам действия автора, а вы находите ответ – действия ежа и записываете в таблицу Заранее подготовленные обучающиеся читают рассказ М. Пришвина «Еж» и статью из энциклопедии. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Заполняют таблицу (см. ресурсный материал) Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы собеседника. Строить высказы вания. Аргументировать свою точку зрения
V. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Природа и мы». Прочитать дома один из рассказов М. М. Пришвина по желанию (учащиеся могут выбрать цикл, из которого они будут читать). – Попробуйте на некоторое время представить себя писателями-натуралистами, вспомните то необычное, забавное, увлекательное, удивительное из жизни природы, что вы наблюдали, и расскажите нам об этом. Ваш рассказ вы можете сопроводить иллюстрациями Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VI. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Хотелось бы вам продолжить чтение рассказов-«поэм» М. М. Пришвина? – Согласны ли вы с тем, что М. М. Пришвин – «певец природы»? Обоснуйте ваше мнение. – Какими качествами надо обладать, чтобы так интересно рассказывать о мире животных, о природе? – На нашей выставке находится «Красная книга». Что это за книга? К чему призывает ее красный цвет? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: