Критерии к определению толерантности, модели толерантности, области проявления толерантности, параметры толерантности.




Л.С. Братченко определяет следующие критерии к определению толерантности:

1. С точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода, под толерантностью понимается проявление сознательного выбора человека, его собственных позиций и активности по построению отношений с Миром и другими людьми, основанными на принципах толерантности.

2. С позиций диверсификационного подхода, толерантность рассматривается как сложный, многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений», включающих в себя когнитивный, эмоциональный, поведенческий и «вербальный» компоненты.

3. Личностный подход позволяет понять внутренние механизмы проявления толерантности и включает в себя ценностно-смысловую систему, в которой центральное место занимает ценности, уважение прав и свобод человека, равноправие людей по отношению к выбору жизненной позиции, ценности ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком и другие ценности демократического гражданского общества.

4. С точки зрения диалогического подхода можно рассмотреть межличностную толерантность, которая понимается как особый способ построения взаимодействия и общения с другими людьми. При этом необходимо понимать и быть готовым к уважению различий между людьми, к вступлению с ними в ненасильственные формы взаимоотношений.

5. При фасилитативном подходе основное внимание уделяется к созданию условий, наиболее благоприятных для выработки собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности во всех основных измерениях. Основным условием при этом является качество отношений между взрослыми и детьми, а также толерантность и личностная зрелость самих взрослых.

В. А. Лекторский предлагает четыре модели толерантности:

Первая модель.Толерантность как безразличие. В данной модели толерантность рассматривается как безразличие к существованию различных взглядов и практик.

Вторая модель. Толерантность как невозможность взаимопонимания. В данной модели толерантность выступает как уважение к Другому, которого вместе с тем невозможно понять и с которым невозможно взаимодействовать.

Третья модель. Толерантность как снисхождение. В данном случае толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетается с некоторой долей презрения к ним.

Четвертая модель.Толерантность как расширение собственного опыта и диалога.Данная модель является наиболее актуальной в современной ситуации.Толерантность рассматривается как уважение к чужому мировосприятию в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате диалога.

Г. Л. Бардиер выделяет четыре детерминирующих толерантность подструктуры:

1. Индивид (прежде всего возраст, пол и особенности функционирования нервных процессов).

2. Индивидуальность (темперамент, характер, индивидуальные избирательные связи человека с окружающей действительностью).

3. Личность (аффективные, когнитивные и коммуникативные свойства личности и личностные ресурсы — задатки, способности, уровень сформированности «Я-концепции» и др.).

4. Субъект деятельности (весь репертуар активности личности — потребности, мотивы, цели деятельности, стили и стратегии поведения, включая личностные защиты и копинг-стратегии, самооценка, уровень притязаний, уровень самоактуализации, опыт, умения и навыки).

И. Б. Гриншпун выделяет следующие взаимосвязанные параметры толерантности, рассматривая их как характеристику индивида:

1. Объективная отнесенность толерантности. Очевидно, что толерантность дифференцированно проявляется относительно различных объектов и воздействий различного типа.

2. Диапазон толерантности. Условное обозначение меры толерантности как индивидуальной характеристики определяется через количество допустимых фрустрирующих воздействий.

3. Фокус толерантности. Типологическая характеристика, обозначающая стилистическую близость одному из двух полюсов (толерантность-интолерантность), либо возможный баланс.

4. Устойчивость толерантности. Временная характеристика.

5. Динамичность толерантности. Имеется в виду изменчивость диапазона во времени и параметры этой изменчивости. Толерантность не статична, и предполагает, во-первых, принципиальную конечность, а во-вторых, динамику с возможной сменой акцентов в плане близости к одному из полюсов.

Бетти Э. Риердон указывает на нижеследующие области проявления толерантности:

1. Язык (не употребление оскорбительных выражений и намеков, уважение к другим языкам и тем, кто на них говорит).

2. Устои взаимоотношений (одинаковое отношение учителя ко всем ученикам).

3. Социальные отношения (уважительность и сердечность в отношениях преподавателей и детей).

4. Принятие решений (со всеми детьми советуются, предлагают им выразить свое мнение, решения принимаются совместно).

5. Отношения между большинством и меньшинством (деликатное отношение и интерес к представителям религиозных, культурных, этнических, лингвистических меньшинств; учет жизненного опыта и перспектив таких учеников при составлении учебных планов).

6. Особые события (одинаковое участие всех детей в фестивалях, родительских днях, иных мероприятиях).

7. Культурные события и действия (признаются праздники всех культурных групп, все принимают в них участие).

8. Религиозные обычаи (уважение вероисповедания всех детей, предоставление им возможности, если они хотят, объяснения своих религиозных обычаев и веры другим).

Межгрупповое взаимодействие (совместные практики, выполнение работ группами, в которых представлены разные культуры и характеры).

 

Уровни толерантности

1) Протекционистская толерантность. Суть отношения к объекту толерантности состоит в том, что субъект толерантности (институт, организация или индивид) не только абсолютно непредвзято относится к объекту, но и делает все возможное, чтобы помогать тем организациям или группам людей, которые, по его мнению, подвергаются интолерантному отношению со стороны общества в целом или его отдельных сегментов; предоставляет определенные квоты для получения работы или зачисления в высшее учебное заведение представителям определенных этнических меньшинств; помогает людям, которые являются объектами интолерантного отношения из–за своих политических взглядов, физических недостатков или сексуальной ориентации и т.д. Если субъектом данного типа толерантности выступает индивид, то можно говорить о его высоких моральных качествах, высших проявлениях эмпатии, сострадания и т.д. Если же субъектом протекционистской толерантности является государство или отдельные его институты, прежде всего те, которые распределяют материальные блага, то здесь могут возникнуть серьезные дискуссии, связанные с противоречием между принципами толерантности и социальной справедливости.

 

2) Ценностная толерантность. Система ценностей и образцов поведения, связанная с неукоснительно жестким следованием принципам толерантности. Как уже выше неоднократно говорилось, система ценностей должна включать непредвзятое отношение к представителям других социально–демографических групп и готовность принятия (в указанном выше смысле данного термина) высказываний и поведенческих актов, отличных от собственных. В рамках конструкции идеальных типов предполагается, что субъект не подвергает сомнению принципы толерантности ни во внутреннем диалоге, ни в коммуникациях, носящих непубличный характер.

 

3) Скрытая интолерантность. Субъект понимает важность принципов толерантности и опасность или моральную неадекватность декларации идей интолерантности или интолерантных действий, но в силу внутренних симпатий и антипатий, собственных установок и взглядов относится предвзято к представителям различных социально–демографических групп, может думать о нетерпимом отношении или даже действии по отношению к этим группам. В то же время его отношение и высказывания носят явно непубличный характер и не могут влиять на общественные настроения и действия.

 

4) Вербальная интолерантность. Субъект считает возможным и иногда даже необходимым публичные высказывания по отношению к представителям тех или иных социально–демографических групп. Он считает невозможным для себя какие–либо публичные действия – насилие, запреты и т.д., но не считает необходимым скрывать свои взгляды.

 

5) Агрессивная поведенческая интолерантность. Субъект считает оправданным подготовку и совершение определенных действий, направленных на запрет, ограничение деятельности или насилие по отношению к объекту интолерантности. Эти действия объясняются его пониманием социальной справедливости, сильной степенью отчуждения от объекта, низким уровнем правовой культуры. Нередко такое поведение связано с определенным уровнем социализации или даже установками на девиантное или криминальное поведение. В том случае, если субъектом является институт, то это связано с определенной государственной политикой тоталитарного общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: