Вопросы и задания
1. Расскажите, на какие виды подразделяют микроорганизмы по влиянию на организм человека. 2. Назовите группы инфекционных заболеваний и дайте их характеристику. 3. Какие защитные барьеры предохраняют организм человека от проникновения возбудителей инфекции? 4. Объясните, что представляет собой инкубационный период инфекционного заболевания.
5. Назовите источники инфекционных заболеваний.
6. Какие существуют способы передачи инфекционно
го заболевания? 7. Что такое иммунитет с биологиче
ской точки зрения? Назовите его разновидности.
8. Назовите три элемента общей эпидемиологической
цепи, на которые необходимо воздействовать, чтобы
предотвратить распространение инфекционных забо-,„
леваний. 9. В чем заключается профилактика инфек
ционных заболеваний? 10. Источником какого ин
фекционного заболевания могут служить консервиро
ванные в домашних условиях мясо, рыба, овощи,
грибы? 11. В чем заключается помощь больным при:
а) ботулизме; б) пищевых токсикоинфекциях? 12. Рас
скажите о самом распространенном инфекционном
заболевании верхних дыхательных путей — гриппе.
Что является возбудителем гриппа, источником забо
левания? Как проходит это заболевание? Назовите
меры профилактики гриппа. 13. У переболевших ка
кими инфекционными заболеваниями иммунитет со
храняется на всю жизнь?
Задание 45. Прочитайте текст: «Попадая во внутреннюю среду человека, эти микроорганизмы до поры до времени не вызывают серьезных изменений. Но если организм человека ослаблен в результате тяжелой травмы, длительного заболевания или других причин, они (микробы) очень быстро превращаются в опасные для здбровья». О каких микроорганизмах идет речь? Выберите из предлагаемых вариантов ответа правильный:
а) болезнетворные (патогенные) микроорганизмы;
б) сапрофиты;
в) условно патогенные микроорганизмы.
Задание 46. Из приведенного ниже перечня заболеваний выберите те, которые относятся к группам кишечных инфекций и кровяным инфекциям:
а) дизентерия;
б) дифтерия;
в) сыпной тиф;
г) сибирская язва;
д) клещевой энцефалит;
е) брюшной тиф;
ж) грипп;
з) корь.
Задание 47. Что такое инкубационный период? Из приведенных ниже определений выберите правильное:
а) это время от момента начала заболевания до вы
здоровления;
б) это время от момента внедрения микроорганиз
ма до проявления болезни;
в) это время от начала заболевания до момента ак
тивного проявления болезни.
Задание 48. Среди перечисленных здесь способов передачи инфекции один указан ошибочно. Найдите его в приведенном ниже перечне:
а) фекально-оральным путем;
б) воздушно-капельным путем;
в) механическим путем;
г) жидкостным путем;
д) переносчиками зоонозных инфекций;
е) контактным или контактно-бытовым путем.
Задание 49. Внимательно прочитайте следующий текст: «В результате употребления домашних консервированных продуктов у человека заболела голова, появилась слабость, боли в животе, рвота, колики, живот вздут, незначительно повысилась температура». Определите вид инфекционного заболевания, назовите источник инфекции и меры профилактики.
Глава 2 Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Практика показала, что формирование здорового образа жизни с раннего детства становится фундаментом хорошего здоровья в зрелом возрасте.
Образ жизни зависит от образа мыслей или, точнее, от мировоззрения, которое складывается из знаний, которыми владеет человек. Однако сами по себе знания не решают проблему здорового образа жизни. Необходимо, чтобы потребность в нем стала характерной чертой личности. Личность же формируется под воздействием семьи, общеобразовательных учреждений, литературы, живописи, кинематографии, театра, религии, общественных организаций.
Хотя единой точки зрения на определение здорового образа жизни нет, можно утверждать, что его составляющие известны. Это:
• оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;
• закаливание, способствующее увеличению со
противляемости организма неблагоприятным воздей
ствиям внешней среды и заболеваниям;
• рациональное питание: полноценное, сбаланси
рованное по набору жизненно необходимых веществ
(белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);
• соблюдение режима труда и отдыха;
• личная гигиена;
• экологически грамотное поведение;
• психическая и эмоциональная устойчивость;
• сексуальное воспитание, профилактика заболе
ваний, передающихся половым путем;
• отказ от вредных привычек: курения, употреб
ления алкоголя и наркотиков;
• безопасное поведение дома, на улице и в школе,
позволяющее избежать травм и других повреждений.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
Побудить людей вести здоровый образ жизни — трудная задача. Можно объяснить человеку необходимость каких-то действий, но очень трудно заставить его так действовать. Знать, что такое здоровый образ жизни, — это одно, а вести его — совсем другое.
Согласно законам психологии, мы склонны повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие, и избегаем поступков, которые влекут за собой неприятности. К сожалению, последствия здорового или нездорового поведения часто кажутся не связанными с ним. Более того, вредные для здоровья привычки могут давать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности.
Вы должны понимать, что достижение стоящей цели всегда сопряжено с теми или иными трудностями. Если на этом пути вы делаете два шага вперед и один назад, вы все же продвигаетесь в нужном направлении. Но если любой вынужденный шаг назад вы будете
драматизировать, то вряд ли достигнете цели. Лишь очень немногим удается в жизни решить какую-то важную задачу, ни разу не отступая назад.
Важным союзником в борьбе с самим собой может быть ощущение хорошего самочувствия, которое появляется в результате изменения образа жизни. Чаще думайте о том, насколько здоровее вы стали теперь, когда вы делаете зарядку, правильно питаетесь, занимаетесь спортом и закаливанием.
Духовное и физическое начала в человеке неразрывно связаны и взаимозависимы, и каждый из нас сам отвечает за здоровье своего тела и души.
Разрушить свое здоровье можно, купить невозможно. А ведь оно обеспечивает людям полноценную жизнь во всех без исключения ее проявлениях.
Забота о здоровье определяется собственным отношением человека к самому себе. Только он сам может сохранить здоровье либо его разрушить. Потребность в хорошем и крепком здоровье должна быть такой же естественной, как потребность в движении, пище, удовольствиях и многом другом.
Рассмотрим основные элементы жизнедеятельности человека, рациональное сочетание которых обеспечивает высокое качество жизни.
Рациональное питание
Полноценность питания во многом определяет состояние здоровья человека. От питания зависят физическое развитие (рост, масса), функциональное состояние, работоспособность, настроение, заболеваемость и продолжительность жизни.
Таким образом, жизнедеятельность организма протекает нормально только тогда, когда он получает извне достаточное количество энергии в виде белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды и при этом соблюдается их разумное соотношение.
Все продукты могут быть поделены на две большие группы: животного и растительного происхождения.
Продукты животного происхождения наиболее полезны для организма, так как содержат полноценный
белок. Пищевые продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, дрожжи, растительные масла) содержат значительное количество минеральных солей, витаминов, благотворно действующих на организм человека, и клетчатку, положительно влияющую на процессы пищеварения и состояние желудочного тракта.
В рационе "питания человека доли пищевых продуктов животного и растительного происхождения должны составлять примерно 40 и 60%. Только в этом случае достигается полноценное, разнообразное и сбалансированное питание.
Соотношение основных компонентов пищи — белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды — должно быть сбалансированным, чтобы в полной мере восполнять энергетические затраты организма. Подросткам желательно придерживаться такого сочетания всех этих элементов, которое приведено в табл. 4.
Таблица 4
Рекомендуемое суточное количество энергии, белков, жиров и углеводов для детей и подростков
Возраст, | Энер- | Белки, г | Жиры, г | Угле- | ||
пол | гия, ккал | все- | в том | все- | в том | воды, г |
го | числе | го | числе | |||
жи- | жи- | |||||
вот- | вот- | |||||
ные | ные | |||||
14 — 17 лет, | ||||||
юноши | ||||||
14 — 17 лет, | ||||||
девушки |
Еда должна вызывать чувство насыщения. Если калорийность питания принять за 100%, то распределение ее в течение дня будет выглядеть следующим образом (табл. 5).
i
Таблица 5
Суточное распределение (в %) пищевого рациона (по В. А. Покровскому)
Питание | 1-й завтрак | 2-й завтрак | Обед | Ужин |
4 -разовое | 20—30 | 10—25 | 40—50 | 15—20 |
3-разовое | — | 45—50 | 20—25 |
Ужинать желательно не менее чем за 2—3 ч до сна. Ужин должен быть легким. Прием пищи непосредственно перед сном серьезно нарушает его. Сон становится беспокойным, тяжелым, не снимает накопившейся, за день усталости. Если это повторяется регулярно, появляются бессонница, раздражительность, нарушения в деятельности пищеварительной системы.
Умственная и физическая нагрузка
В трудовую деятельность школьника входят учеба, занятия в секциях и кружках, а также выполнение домашних поручений (помощь родителям, сестрам, братьям, другим родственникам, уход за домашними животными, уборка квартиры, мытье посуды, покупка продуктов и т. д.), приобретение необходимых трудовых навыков (шитье, вязание, приготовление пищи, стирка, помощь в ремонте мебели или оборудования и т. д.). Чтобы успевать хорошо справляться со всем этим, необходима рациональная, физиологически обоснованная организация труда и отдыха в соответствии с возрастом, особенностями роста и физического развития подростков.
Учеба — это умственная деятельность, относящаяся к числу очень трудных. В связи с большим количеством информации она требует напряжения клеток коры головного мозга, ограничения в движениях и позах, что приводит к напряженной работе одной группы мышц при бездействии другой. Длительная и интенсивная умственная деятельность приводит к снижению работоспособности: замедляется темп ра-
боты, нарушаются ритмичность, точность и координация движений, ослабляемся внимание и увеличивается число ошибок.
Умственное утомление проявляется и в снижении продуктивности труда (увеличении числа неправильных ответов, увеличении времени на выполнение задания), появлении рассеянности, отвлечении от предметной деятельности. двигательном беспокойстве и даже в появлении головной боли и бессонницы. Нервно-эмоциональные перегрузки, лежащие в основе утомления, ухудшают регуляцию различных органов и систем. При этом в первую очередь у людей умственного труда страдает сердечно-сосудистая система. Однако надо помнить, что утомление при любой деятельности — это естественное состояние, которое можно предупредить или уменьшить системой различных мер. Прежде всего, нужно правильно чередовать трудовую деятельность с отдыхом.
Если этого не делать, то утомление может принять хронический характер и перейти в переутомление, справиться с которым сложнее, причем могут потребоваться продолжительный отдых или даже лечение. Начальные признаки переутомления: снижение успеваемости, потеря аппетита, плаксивость, раздражительность, нарушение сна. Причинами переутомления бывают, как правило, неправильная организация труда, чрезмерная учебная нагрузка, игнорирование гигиенических требований к режиму дня.
Работоспособность подростков меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, учебного года в соответствии с биологическими ритмами организма, состоянием здоровья и другими факторами. Дневное время наиболее благоприятно для всякого рода работы. Наиболее высок уровень работоспособности организма в утренние часы (с 8 до 12), затем он несколько снижается. Повторное повышение уровня работоспособности наблюдается с 16 до 18 ч. В вечерние часы функции организма значительно ослабевают, а время начала новых суток сопровождается самой малой работоспособностью.
В начале урока, недели, четверти или учебного года работоспособность учащихся несколько снижена. Она постепенно выходит на оптимальный режим на втором-третьем уроках, в середине рабочей недели, четверти или года. Затем постепенно идет на спад. Это говорит о начинающемся утомлении. Чтобы утомление не сказалось на состоянии здоровья, недопустимо перегружать себя чрезмерными задачами. Надо стремиться активным отдыхом снять утомление и восстановить свои силы.
Режим труда и отдыха, профилактика переутомления
Режим — это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца и т. д.
Один из основополагающих принципов режима — строгое его выполнение, недопустимость частых изменений. Если возникает необходимость, перехода к новому режиму, то такой переход должен быть постепенным. Эти требования определяются тем, что организм привыкает к определенному режиму, у него вырабатывается система условных рефлексов, облегчающая выполнение тех или иных дел. Всякое нарушение режима приводит к расстройству налаженной системы рефлексов, а это может повлечь за собой негативные изменения в состоянии здоровья.
Второй принцип режима заключается в том, что деятельность, включенная в режим, должна быть посильной для организма и не превышать предела работоспособности клеток головного мозга, а отдых должен обеспечивать полное их восстановление. Этот принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени.
Бюджет времени — это суммарная продолжительность всех компонентов режима: сна, прогулок на свежем воздухе, учебы, игр и отдыха по собственному выбору, приема пищи, мероприятий личной гигиены.
Своевременный подъем, утренняя гимнастика, обязательный горячий завтрак, кратковременная ут-
ренняя прогулка перед уроками — обязательные компоненты режима дня (фаза подготовки к учебной деятельности). При этом выполнение утренней гимнастики и прогулка — главные элементы гигиены. Они заряжают центральную нервную систему энергией и бодростью, способствуют хорошему эмоциональному настрою на весь день.
Учебные занятия с каждым годом занимают все большую часть времени в режиме дня. При составлении расписания занятий обычно учитывают состояние умственной работоспособности учащихся, которая утром обычно бывает выше, чем после пяти-шести уроков. Поэтому занятия на уроках чередуются с отдыхом на переменах. Отдых на переменах должен быть активным и включать в себя подвижные игры, музыкальные паузы, физические и гимнастические упражнения.
Для периода после занятий характерны повышенное чувство физической усталости и перевозбуждение центральной нервной системы из-за перегруженности информацией. Поэтому прежде, чем вы приступите к выполнению домашних заданий на следующий день, вашему организму требуется продолжительный отдых (не менее 3 ч). К этому периоду желательно приурочить выполнение таких элементов режима дня, как обед, активный отдых и подвижные игры на воздухе, домашний труд, выполнение поручений родителей.
Период самоподготовки должен совпадать с периодом биологической активности (16—18ч) и по длительности не должен превышать у старшеклассников 3—3,5 ч. В этот срок можно уложиться, если внимательно слушать учителя на уроке и активно воспринимать излагаемую им информацию. Дома останется только уточнить отдельные вопросы и решить задачи на усвоение материала.
Свободное время после выполнения домашних заданий можно проводить по-разному в зависимости от интересов. Важно, чтобы в нем присутствовал компонент активного действия (отдыха).
Активный отдых
Существует ошибочное представление о том, что отдых должен заключаться в бездействии (лежать, сидеть, читать, смотреть телевизор, слушать музыку).
Современная молодежь получает многообразную информацию из разных источников — радиопередач, телевизионных программ, популярной литературы. Эти виды познавательной деятельности необходимы. Однако нужно разумно включать их в бюджет своего времени, сочетая и чередуя информационно-познавательные и физически активные виды отдыха. Неразборчивость в выборе видов отдыха приводит к многочасовому просмотру телепередач или видеофильмов, что повышает и без того немалую нагрузку на глаза. Такой отдых допустим в тех случаях, когда школьник нездоров или сильно переутомлен. В остальных случаях для восстановления работоспособности и сохранения здоровья необходим активный отдых. Даже слушая музыку, можно выполнять какую-нибудь домашнюю работу.
Для более быстрого восстановления и подготовки к предстоящей учебе после трудовой недели необходимо лучше использовать выходные дни. Любые виды движений — это биологические стимуляторы обмена веществ, важное и необходимое профилактическое средство, помогающее избежать избыточной массы тела, остеохондроза, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы, диабета и др.
Желательно заранее планировать активный отдых в субботу и воскресенье и готовиться к нему. Оптимальным считают и отдых в загородной зоне в любое время года (пешие и лыжные прогулки, сбор ягод и грибов, туризм, игра в теннис, волейбол, футбол, плавание в открытом водоеме) и работу на приусадебном участке в меру своих возможностей. Можно совершать прогулки в городские парки и на спортивные площадки. Сочетание музыки и танцев на дискотеке создает положительные эмоции и приводит все системы организма в состояние повышенного функционирования.
Тактику организации и проведения выходных дней нужно разнообразить, сочетая приятное с полезным.
Так, например, можно в первой половине дня заниматься домашними делами, а во второй половине — пойти в парк на прогулку, на спортивные площадки, в кинотеатр, на дискотеку, к друзьям и т. д. Наоборот, если первая половина дня посвящена загородной прогулке, отдыху у реки, плаванию в бассейне, физкультурным мероприятиям и т. д., то вторая половина дня должна быть менее активной: чтение, просмотр телепередач, посещение театров, концертов, прослушивание музыки. Хорошо, если удается совместить активный отдых с культурно-зрелищными мероприятиями.
Сон
Периодическое чередование бодрствования и сна — одно из явлений суточного ритма биологических процессов. Сон — это отдых. В различные возрастные периоды оптимальная продолжительность сна разная: в 13—14 лет она составляет 9—10ч, в 15—16 лет — 8,5—9 ч, потребность в сне взрослого человека составляет около 8 ч в сутки.
Быстрому засыпанию и спокойному глубокому сну способствуют нормально прожитый день в школе и дома, соблюдение гигиенических норм поведения: постоянное время отхода ко сну, ужин за 2—3 ч до сна, исключение в вечернее время обильного питания, крепких и возбуждающих напитков (чая, кофе), прогулки на свежем воздухе, соблюдение гигиенических условий в помещении (свежий воздух, комфортная температура, чистое помещение, тишина). Ложиться спать желательно в 22 ч. При выполнении этих рекомендаций вы встанете утром отдохнувшим и с хорошим настроением.
Утром иногда очень трудно подняться. В этом случае можно порекомендовать следующий прием, который позволит облегчить переход от сна к бодрствованию: нужно 1—2 мин поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы, а непосредственно перед тем, как встать, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Почему это помогает? Дело в том, что при движении пальцев в центральную нервную систему поступает огромное количество нервных импульсов, которые быстро приводят ее в активное состояние,