Задание12.
1. Семья И. включает в себя несколько поколений, проживающих совместно. Муж (отец) – добытчик и кормилец, ему отводится роль лидера. Для этой семьи свойственен диктат, который проявляется в систематическом подавлении взрослыми инициативы и чувства собственного достоинства детей. Выберите из списка черты, которые характеризуют данную семью.
1) авторитарная 2) коллективистская 3) традиционная 4) расширенная
5) нуклеарная 6) демократическая
2. К лету 1914 года в мировой политике накопилось так много «горючих материалов», что одна искра смогла разжечь гигантский пожар – Первую мировую войну (1914-1918гг.), которая по своим масштабам и последствиям не имела себе равных во всей предшествующей истории человечества. Выберите из приведённого списка характеристики данного социального конфликта и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) национальный 2) внутренний 3)глобальный 4) РЕГИОНАЛЬНЫЙ 5) затяжной 6)насильственный
3. У соседей по лестничной площадке на базе личных интересов сложились отношения, которые характеризуются стремлением обустроить подъезд своего дома и предполагают прямые контакты и взаимную поддержку. Выберите из приведённого списка характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) неформальная 2) малая 3) вторичная 4) первичная 5) большая 6) официальная
4. Семья К. включает мать и троих детей. Сотрудничество, являющееся характерной чертой этой семьи, способствует формированию у детей сопричастности к судьбам других людей. Выберите из списка черты, которые характеризуют данную семью.
1) нуклеарная 2) неполная 3) авторитарная 4) многодетная 5) демократическая
6) коллективистская
|
5. Гражданин Г., получив квартиру в другом районе города, уволился с должности директора школы и стал работать учителем в общеобразовательной школе, которая находилась рядом с его домом. Выберите из списка черты, которые характеризуют данную мобильность:
1) межпоколенная 2) горизонтальная 3) структурная 4) вертикальная нисходящая 5)индивидуальная 6) вертикальная восходящая.
6. В 1992 году в области возникло противостояние между рабочими и администрацией большинства предприятий, которое длилось полгода. Рабочие получили от властей разрешение на проведение забастовки. Они, действуя в рамках закона, требовали повышения заработной платы, уровня жизни, ликвидации задолжности по зарплате и выплате пенсий. Выберите из списка характеристики данного социального конфликта:
1) политический 2) глобальный 3) региональный 4) экономический 5)ненасильственный 6) спонтанный.
7. В городе Н., являющемся областным центром, департамент образования создан Ассоциацию молодых педагогов, которая объединяет всех работающих учителей в возрасте до 30 лет. Ассоциация призвана помочь в становлении молодых педагогов, их самореализации и освоении педагогического опыта. Выберите из списка характеристики данной группы.
1)ФОРМАЛЬНАЯ 2) ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ 3) ЭТНИЧЕСКАЯ 4) профессиональная 5) массовая 6)неформальная
Задание 23. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий.
1. 1) социальный статус 2) социальная роль 3) личность 4) мировоззрение 5) мотив поведения
2. 1) социальная группа 2) профессиональная группа 3) классовая группа 4) демографическая группа 5) этническая группа
|
3. 1) социальные отношения 2) социальная структура 3) социальная группа 4) социальный институт 5) социальные ценности и нормы
Задание 24. Ниже приведён перечень терминов все они за исключением двух относятся к термину:
1. «социальная мобильность»
1) миграция 2) социальный лифт 3) стратификация 4) профессиональный карьеризм
5) социальная норма 6) открытость общества
2. «Молодёжная субкультура»
1) труд 2) удовольствие 3) групповой конформизм 4) отдых 5) вседозволенность 6)рационализм.
Задание 25. Установи соответствие между понятиями в двух столбиках
1. ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЁВ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ
А) врачи 1) верхний
Б) крупные бизнесмены 2) средний
В) безработные 3) низший
Г) квалифицированные служащие
Д) политические лидеры
2. ВИДЫСОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ
А) ненасильственный 1) длительность
Б) объективный 2) используемые средства
В) краткосрочный 3) источник возникновения
Г) ложный
Д) разовый
3. ПРИМЕРЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
А) увольнение работника 1) вертикальная
Б) переход из православной религиозной группы в католическую 2) горизонтальная
В) член фракции парламента стал её руководителем
Г) международный туризм
Д) переход с одного предприятия на другое
4. ПРИМЕРЫСОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ФОРМЫСОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
А) наёмные рабочие 1) сословие
Б) духовенство 2) класс
В) буржуазия
Г) дворянство
Д) купечество
5. ПРИМЕРЫСОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ ВИД СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ
А) король 1) предписанный
Б) инвалид 2) смешанный
|
В) рекордсмен мира
Г) сын
Д) тёща
6. ПРИМЕРЫСОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ВИДЫСОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
А) предприниматель 1) основная
Б) пешеход 2) ситуационная
В) гражданин
Г) зритель
Д) муж
7. ПРИМЕРЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
А) увольнение работника 1) восходящая вертикальная
Б) перемещение специалиста из одной профессии в другую 2) нисходящая вертикальная
В) переезд жителя из города в деревню
Г) повышение человека в должности
Д) разорение предпринимателя
Задание 26. Прочитайте, приведённый ниже текст. Определите какие положения текста имеют:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
1. (А) Основы исследования социального конфликта положил немецкий социолог ГЕОРГ Зиммель. (Б) Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. (В) Скорее всего, они являются необходимым условием общественного развития. (Г) Весь процесс развития общества, по мнению многих, состоит из конфликтов и консенсусов. (Д) Сама социальная структура общества с её жесткой дифференциацией социальных слоёв, групп и отдельных индивидов представляет собой источник конфликтов.
2. (А) Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия. (Б) Своевременно выявленный и разрешённый конфликт может предотвратить более серьёзные конфликты, ведущие к серьёзным последствиям. (В) Подавленный конфликт ведёт общество к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. (Г) Это можно рассматривать как путь к серьёзным социальным потрясениям. (Д) такие социальные конфликты, как две мировые войны, длившиеся в общей сложности более 10 лет, унесли около 80 млн. человеческих жизней и нанесли материальный ущерб более чем на 4 трлн 300 млрд долларов.
3. (А) Семья – малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью. (Б) В современных условиях большинство семей имеют нуклеарную структуру, т.е. состоят из супружеской пары с детьми или без них. (В) 87% населения развитых стран живёт сегодня в нуклеарных семьях. (Г) Процесс нуклеаризации, по мнению социологов, склонных оценивать современное состояние семьи как кризисное, имеет ряд негативных последствий. (Д) Представляется, что материальная, эмоционально-психологическая, физическая зависимость поколений друг от друга сохраняется и часть нуклеарных семей можно считать функционально расширенными.
4. (А) Средний класс образуется весьма пёстрым конгломератом социальных групп – от предпринимателей средней руки до среднеоплачиваемых инженеров и клерков. (Б) Этот класс в современной России представляет собой относительно узкий слой населения: в пределах 15-25 млн. человек. (В) По мнению ряда аналитиков, особых перспектив у среднего класса в России не будет. (Г) С точки зрения других, несмотря на сегодняшнею малочисленность «средних» россиян, у них есть определённое, хотя и весьма отдалённое будущее. (Д) Среди российских учёных нет единства при определении не только количественных, но и качественных характеристик среднего класса.
5. (А) Социологи назвали нормы, определяющие нормы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности, социальными нормами. (Б) Эти нормы в широком смысле предназначаются для нормативного регулирования общественных отношений. (В) Система социальных регуляторов отличается достаточным многообразием. (Г) Социальные нормы, на наш взгляд, в большей степени выступают в качестве нормативной основы в социальном регулировании нежели в управлении в социальных системах. (Д) Понимание социальной нормы связано с особого рода предписанием, регулированием поведения людей в тех или иных социально значимых ситуациях.
Задание 27. Прочитайте приведённый ниже текст и вставьте слова, из предложенного ниже списка.
1. «Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности её членов согласовывать свои действия и оптимизировать ___________(А), является групповая _______(Б). Каждой группе присущ социально-психологический _________(В) – качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками группы также являются её ценостно-личностные __________(Г) – свойства личности, которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой __________(Д). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Групповые _________(Е) выполняют регулятивную функцию по отношению к совместной деятельности её членов».
1) сплочённость 2) норма 3) разобщенность 4)ориентация 5) традиция 6) совместимость 7)взаимоотношения 8) лидерство 9) климат
2. «К каналам, или «_________»(А), социальной мобильности относят следующие социальные ________(Б): армию, церковь, семью, политические и профессиональные организации, СМИ и т.д. Они как бы фильтруют и отбирают индивидов, осуществляя своеобразную _____(В). Причины, позволяющие достичь успеха в продвижении вверх по стратификационной _____(Г), - социальный _________(Д) семья, уровень образования, национальность выгодный брак, способности, воспитание, место жительства. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоёв, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной ____________(Е)».
1) статус 2) селекция 3) карьера 4)лестница 5) институт 6) классификация 7) лифт 8)стиль 9) стратификация.
Задание33.
1. Назовите три разновидности ролевых конфликтов и проиллюстрируйте каждую из них
2. Проиллюстрируйте примером каждую из трёх разновидностей социальных норм: обычай, традиция, церемония.
3. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений, проиллюстрируйте каждую примером.
4. Раскройте на трёх примерах связь социальных статусов и социальных ролей.
5. Приведите три примера положительной стороны маргинализации.
Задание 34.
1. В ходе социологического опроса, проведённого институтом молодежной политики и социальных технологий «МАГИ» Российского государственного технологического университета им. Циолковского в конце 2006 года, 2119 молодым россиянам был задан вопрос: «Какой из основных видов брачных отношений вы предпочитаете?» Проанализируйте результаты и сформулируйте три вывода. Приведите обоснование одного из них.
Задание 35. Составьте план развёрнутого ответа по теме:
1. «Роль социального конфликта в жизни общества».
2. «Семья в современном обществе»
3. «Основы национальной политики РФ»
Задание 36. Напишите эссе по одной из предложенных тем:
1. «Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть он знает, каков он в действительности». (Б. Паскаль)
2. «Молодёжь часто ведёт себя так, словно хочет уничтожить основу, фундамент собственной жизни» (ДЖ. Олдридж)
3. «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера»
4. «Без равенства нет брака. Жена, исключённая их всех интересов, занимающих её мужа, чуждая им, не делящая их,- наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова». (А. Герцен)