Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе: – О чем (ком) вам захотелось прочитать? Почему? – Что вы узнали из рассказа? – Что вам особенно понравилось в рассказе? Прочитайте об этом. – Легко ли вам было передать словами то, что вы увидели? – Что было особенно трудно описать? – Что было труднее: изобразить увиденное посредством рисунка или посредством слова? – Чьи описания вам показались наиболее удачными, интересными? – Что особенно понравилось? Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста. – Быстро, четко повторите и отгадайте чистого- ворки | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. Учащиеся рассказывают (читают) свои истории о том забавном, необыкновенном, удивительном, чудесном, увлекательном из жизни природы, что им когда-то довелось увидеть. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. • Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Флаги вьются на... (ветру). • Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Скачет с сумкой... (кенгуру) | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – На уроке повторим изученные произведения раздела «Природа и мы». – Как вы понимаете название раздела «Природа и мы»? – Сегодня мы проведем конкурс на лучшего знатока этого раздела | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||
III. Самостоятельная работа | Проводит тест по теме урока. – Выберите верный вариант ответа: 1. Как назвал свой рассказ М. М. Пришвин? а) «Попрошайка»; б) «Выскочка»; в) «Зазнайка». 2. Кто главный герой рассказа М. М. Пришвина? а) Собака; б) сорока; в) ворона. 3. Кем еще был писатель Е. И. Чарушин? а) Художником; б) музыкантом; в) врачом. 4. От каких животных Е. И. Чарушин «дал ходу» из зоопарка? а) Кабанов; б) медведей; в) оленей. 5. Стрижонок Скрип был: а) храбрым; б) трудолюбивым; в) жадным | Выполняют тест. Выбирают верные ответы. Проверка ответов учащихся (учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг друга). Ответы: 1 – б; 2 – а, б; 3 – а; 4 – а; 5 – а, б | Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Принимать и сохранять учебную задачу | ||||||||
IV. Литературная игра | Проводит литературную игру.
Конкурс «Найди пару».
– Соедините автора с его произведением.
|
Конкурс «Назови произведения».
– Какое произведение открывает раздел?
– В этом произведении сорока лишилась хвоста.
– Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя.
– Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.
– Они были разными, но дружба их – крепкой.
– Он был приемным членом семьи, но очень любимым.
Конкурс «Бюро находок».
– Узнайте, из каких произведений эти предметы:
Норка.
Рога.
Хвост.
Миска.
Лодка.
Метла.
Конкурс «Узнай героя по описанию».
– Он серого цвета. «Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,– он не торопясь пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник-птица!»
– Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди.
– Он, как человек, тосковал. «Выйдет этот на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит…»
– Ей «было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать».
– Веселая она была, всем нравилась: «ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок».
– Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов.
Конкурс «Трудные слова».
– Объясните значения слов, записанных на кар-
точках.
– Сталактит.
– Яр.
– Сайма.
– Марал.
– Заполошно.
– Фестон