Фрезерование является одним из самых производительных и распространенных методов обработки резанием. Фреза представляет собой многолезвийный инструмент, каждый зуб которого является резцом. В ремонтном производстве на заводах и при текущем ремонте в мастерских автотранспортных предприятиях, фрезерование производится на горизонтальных и вертикальных фрезерных станках. На них производятся фрезерование плоскостей, шпоночных пазов, фрезерование фасонных поверхностей.
В ремонтном производстве выполняются следующие фрезерные работы:
- Фрезерование открытых плоскостей, параллельных оси фрезы – цилиндрическими фрезами;
- Фрезерование открытых (особенно длинных и широких) плоскостей перпендикулярных оси фрезы – торцевыми фрезами;
- Фрезерование небольших плоскостей, уступов, пазов, криволинейных контуров по разметке и копиру – концевыми фрезами;
- Фрезерование уступов, пазов, лысок, многогранников – дисковыми фрезами;
- Разрезание тонких заготовок, отрезание, прорезание узких пазов – отрезными фрезами.
8.2.1 Расчет режимов резания при фрезерных работах
8.2.1.1 Определение глубины резания, мм
- при черновом фрезеровании - t = 3…8 мм;
- при чистовом фрезеровании - t = 0,5…1,5 мм.
8.2.1.2 Подача при фрезеровании может быть выражена:
- подача на один оборот фрезы – Sоб, мм/об;
- подача минутная – Sм = Sz n, мм/мин;
- подача на один зуб фрезы - , мм;
где z - число зубьев фрезы, шт.;
n - число оборотов фрезы, об/мин.
Подачи выбираются исходя из требований к чистоте обрабатываемой поверхности, по принятой глубине резания, диаметру фрезы и числу зубьев фрезы по таблицам 106 или 107, 114, 115.
8.2.1.3 Скорость резания (Vт) и число оборотов (nт) выбирают по таблицам
108 или 110, 112, 116.
|
8.2.1.4 Выбранные скорость резания (Vт), м/мин ичисло оборотов (nт), об/мин должны быть скорректированы, если условия резания отличаются от тех, которые предусмотрены таблицами:
Vр = Vт км кмр кх,
nр = nт км кмр кх,
где км - поправочный коэффициент на скорость резания в зависимости от
свойств материала детали – таблица 109 или 111;
кмр– поправочный коэффициент на скорость резания в зависимости от
материала режущей части резца – таблица 113;
кх – поправочный коэффициент на скорость резания в зависимости
от характера заготовки и состояния её поверхности – таблица 112.
8.2.1.5 Подбор станка
Полученное число оборотов и выбранная по таблице подача сравнивается с паспортными данными станка. Необходимо принять ближайшие значения числа оборотов и подачи по паспорту станка nф и Sобф.
8.2.2 Расчет норм времени при фрезерных работах
8.2.2.1 Расчёт основного (машинного) времени на переход, мин
,
где L - длина обрабатываемой поверхности с учетом врезания и выхода
резца, мм;
L = Ɩ + y
где Ɩ - длина проточки, мм;
у - величина врезания и выхода резца, мм - таблица 120 или 121;
i - число проходов;
na - фактическое число оборотов шпинделя станка, принятое по паспорту станка, об /мин;
Sобф - фактическая подача по паспорту станка, мм/об.
Основное время на операцию равно сумме основных времен на переходы.
8.2.2.2 Расчёт вспомогательного времени не операцию, мин
t всп = tв1 + tв2 + …+ tвп,
где tв1, tв2 … мин - вспомогательное время на установку и снятие детали
- таблица 125;
|
tвп мин - вспомогательное время, связанное с проходом – таблица 126.
8.2.2.3 Расчёт оперативного времени, мин
t оп = tо + tвсп,
где tо - основное время не операцию, мин;
tвсп - вспомогательное время на операцию, мин.
8.2.2.4 Расчёт дополнительного времени, мин
,
где к - отношение дополнительного времени к оперативному в % - таблица 14
(в зависимости от вида об работки).
8.2.2.5 Расчёт штучной нормы времени, мин
Тшт = t оп + t доп,
8.2.2.6 Определение подготовительно-заключительного времени (t лз), мин
Производится в зависимости от условий работы и высоты центров станка - таблица 127.
8.2.2.7 Расчет технической нормы времени, мин
,
где n - количество деталей в партии, шт;
,
где N – программа АРП (по заданию), авт/год;
а - количество одинаковых деталей, одновременно устанавливаемых на
автомобиль, шт;
крм – маршрутный коэффициент ремонта (по заданию);
Дрг - количество рабочих дней в году АРП.