Cвятой Франциск в жизни русских эмигрантов




«Вспоминайте советы блаженного Франциска, а также праведную Клару…», архиепископ Владимир Тихоницкий [1].

В эмиграции многие из русских людей столкнулись с жизнью и духовностью католиков, с католической церковностью. «Когда мы вспомним, что католическая церковь дала в прошлом таких святых, как Франциск Ассизский, столь родственного по своему облику нашему Серафиму Саровскому... - тогда наш взгляд на католичество, как на мертвую и безблагодатную церковь, покажется нам кощунственным»[2], - писал в 1923 г. в газете «Русская мысль» князь Григорий Николаевич Трубецкой (1874 – 1930), один из организаторов Св.-Сергиевского института в Париже, участник евразийского движения, публицист.

В среде русской интеллигенции конца XIX – начала XX вв. итальянская тема была достаточно хорошо известна, культурные связи ярко выражены, теперь в условиях эмиграции многое по-новому открывали для себя духовность и церковность Италии, как колыбели католичества в целом. Одним из таких ученых, был известный в эмиграции русский ученый профессор Иван Пузына (1888 - 1961), он жил в эмиграции в Берлине и затем в Париже, где приняв католичество стал активным прихожанином русского католического прихода Святой Троицы. Профессор преподавал в парижском католичесокм университете. Пузына защитил докторскую диссертацию об итальянском ренессансе[3].

Личным почитанием святых Франциска и Клары Ассизких отличался и архиепископ, в последствии митрополит, православных русских церквей в Западной Европе преосвященный Владимир (Тихоницкий) (1872 — 1959), его слова поставлены нами в качестве эпиграфа к данной статье. Владыка был знаком с западной церковной традицией, т.к. часть его карьеры прошла в западных регионах Российской империи, революция 1917 г. застала его епископом Белостоцким, затем архиерей жил в Чехословакии и Франции.

К личности святого Франциска обращался также православный священник отец Петр Извольский (1863 - 1928), аристократ и бывший обер-прокурор Святейшего Синода, ставший в эмиграции настоятелем посольской церкви в Брюсселе. В молодости он занимался изучением жизни Франциска Ассизского. Извольский учился в университете Пизы, где написал докторат о святом. Тема церковного единства, навеянная личностью ассизкого бедняка звучит и в последующем творчестве протоиерея Извольского. В своей брошюре «К вопросу о соединении Церквей», он разбирает взгляды на вопрос единства. Благодарит за помощь оказываемую католиками русской эмиграции и пишет: «уже многие начинают сознавать, что не в политических или социальных формулах, а в поиске веры народной - залог воскресения родины.

Вопросы веры и церкви все более и более приобретают острое, жгучее значение для русских людей. Среди игры политических страстей и честолюбия со дна взбаламученного русского моря поднялись темные силы, во всей наготе своей показалось злое начало, глубоко заложенное в человеческой природе начало греха. И мы начинаем понимать, что в борьбе с этим злом человеческие силы не достаточны, что нужна иная, высшая помощь; мы начинаем понимать, что борьба разделяющая Россию, - не русское только, но мировое явление; начинают понимать это и наиболее вдумчивые люди на Западе. И поневоле возникает вопрос: не настало ли время решительной борьбы между христианством и неверием, не настало ли время для объединения в этой борьбе всего христианского мира… не пришло ли время сгладить внутренние разделения христианства, воссоединить оторванные друг от друга части его, прежде всего, две главные части, из которых каждая признает за собой вселенское значение...»[4].

Жизнь святого Франциска была посвящена отстаиванию идеала Церкви. Он жил в тяжелое время, когда «церковь давно уже служила предметом ужаса… заслонила собою Бога от живых людей. Она… заменила искреннюю веру такими… делами, которые…, означали приношения верующих в казну духовенства. Церковь старалась возбуждать в верующих сознание полного бессилия, страх гибели без заступничества священника…»[5].

Революционный кризис и трагический приход к власти коммунистов в России в 1917 г., был результатом утраты Церковью того, что Спаситель называл «солью», эта соль перестала просаливать жизнь общества. О духовенстве времен упадка в свое время писал один из современников св. Франциска: «Они бесчувственны, как дерево, свирепы, как огонь, непоколебимы, как железо, когда нужно прощать, неприступны и высокомерны, как и жадны, и ненасытны, как Минотавры». И далее: «…духовенство, дошедшее до такого нравственного упадка, не внушало к себе никакого уважения и основывало свою власть лишь на суеверном страхе, который оно и старалось поддерживать всеми силами в душах людей»[6].

Об утрате любви, как главной причине разделения пишет о. Петр Извольский: «Вот где ключ к пониманию вопроса о единстве Христовой Церкви. Мы уповаем на возможность и стоим перед возможностью, ищем путей и не находим. Но путь есть, это - путь всепобеждающей христианской любви»[7].

«Мы, православные, относимся к католическому миру с глубоким недоверием. Мы мало, почти совсем незнакомы с религиозной жизнью католиков. Благочестие верующих, труды христианского милосердия, достижения личной святости, дух подвижничества, то, что составляет внутренний духовный мир верующего католика, нам почти не известно, а внешние формы, в которых проявляется эта духовная жизнь, нам чужды и часто непонятны»[8], - пишет русский священник.

Теперь, покинув родину, русские изгнанники, с одной стороны стали в своем рассеянии - сеятелями восточно-христианских семян в западноевропейских пределах, с другой, - могли видеть образцы католической святости.

Один из соотечественников в диаспоре проникнувшись темой святого Франциска и применяя его мистические образы, писал, думая о русской действительности: «Брат вечер прощается до утра с сестрой Землей. Еще серебрится звон, еще летают серебряные паутинки…

Святой Бедняк ходит, пронзенными руками благословляет во имя Христово… Святой Франциск, моли Бога о нас! Пусть зазвонят наши колокола, засеребрятся, заблещут! Пусть грешные язвы наши… нет, не исцелеют. Пусть станут, как язвы гвоздиные»[9].


[1] Владимир Тихоницкий, митр. Святитель и молитвенник. – Париж, 1965. – с. 64.

[2] Трубецкой Г., кн. О единстве Церкви. - //Русская мысль. - Прага-Берлин, 1923, кн. VI-VIII.

[3] См.: Хроника. -//Наш приход. – Париж, 1955, № 1. - с. 40.

[4] Извольский П.П. К вопросу о соединении Церквей. - Мюнхен: Издание Приходского Совета православной русской церкви в Риме, 1922. - с. 1-2.

[5] Франциск Ассизкий. – СПб.: ЖЗЛ, 1996. – с. 192.

[6] Там же. – с. 211.

[7] Извольский П. Ук. соч. - с. 6.

[8] Там же. - с.7.

[9] Священник. Триптих изгнаннический в 700-летнюю годовщину преподобного и богоносного отца нашего Франциска Ассизского. - //Китеж, 1927, № 8-12. – с.52.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: