Общие принципы аудита систем экологического управления и менеджмента.




Общая модель экологического аудита

Предмет — экономические, экологические, информационные, организационные и другие системы.

Функции — проверка экономико-экологической отчётности; оценка природоохранной деятельности предприятия; оказание аудиторских услуг, в том числе выдача рекомендаций по повышению эффективности природоохранной деятельности.

Стадии — постановка проблемы; сбор данных, анкетирование, оценка информационных материалов, услуги.

Документы — информационные, организационно-функциональные, корреспонденция аудитора, предприятия — клиента, государственных служб по охране окружающей среды, управления статистики и др.

Методы — системный анализ и системный подход, экономико-экологический анализ; сравнительный экономико-экологический анализ и оценка; логический анализ, метод экспертных оценок и пр.

Приёмы — определение состояния объектов и его экологических подразделений; сопоставление; оценка.

Виды — внутренний (зависимый) и внешний (независимый).

Риск — собственный; риск контроля; риск выявления.

Нормативы — национальные (внутренние, внешние); международные (внутренние и внешние).

Элементы — цель, задачи, субъекты, объекты, организация, методика, контрольная информация.

Экологический аудит, как и всякий вид деятельности, следует рассматривать с точки зрения системного подхода и системного процесса, в центре которого имеется независимая экоаудиторская фирма или служба. Для того, чтобы созданная организация могла эффективно функционировать, она должна опираться на законы и правила современного экологического менеджмента. На основании системного подхода к процессу управления экологической аудиторской деятельностью разработан алгоритм, согласно которому все этапы управления в зависимости от выполняемых функций разделены на основные блоки: планирование, организация, операционная функция, контроль и мотивация.

Общие принципы аудита систем экологического управления и менеджмента.

Экологическое аудирование системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14001 определяется как систематический и документированный процесс получения объективных доказательств для определения, соответствует ли система экологического менеджмента предприятия критериям, которые предъявляются к таким системам.

Предприятие должно развивать и поддерживать периодическое проведение аудитов систем экологического менеджмента. Во время проведения экологических аудитов определяется, соответствует или не соответствует действующая система экологического менеджмента требованиям Международного стандарта ISO 14001 (или его национального аналога), а также насколько обеспечивается и поддерживается ее функционирование.

Программа экологического аудита системы экологического менеджмента должна быть основана на настоящей экологической деятельности предприятия и результатах предыдущих аудитов.

Проведение экологического аудирования должно быть выгодным руководству предприятия, так как результаты аудитов информируют его, работает ли система экологического управления и менеджмента так, как она должна работать в соответствии с заявленной экологической политикой и целями.

Предприятие может также заказывать проведение экологического аудита с иными целями, например, с целью сертификации системы экологического менеджмента третьей стороной в соответствии с национальным или международным стандартами.

Программы и процедуры экологического аудирования должны учитывать:

· приоритетные экологические аспекты деятельности предприятия;

· периодичность проведения аудитов;

· эффективное планирование и эффективную организацию работы аудиторской "команды";

· активное использование результатов аудита;

· компетенцию аудиторов;

· общую методологию экологического аудирования и методику осуществления аудитов.

Экологический аудит систем экологического менеджмента может быть внутренним и/или внешним. В случае внутреннего аудита руководство предприятия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской "команды", куда могут входить и специалисты со стороны. В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистом, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую "команду", в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае, специалисты, осуществляющие экологический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными.

Создать и обеспечить эффективное функционирование системы экологического менеджмента непросто, поэтому можно проводить экологическое аудирование с целью выявления тех направлений и аспектов деятельности, которые еще недостаточно развиты. Заключение экологического аудирования должно содержать квалифицированные рекомендации по развитию экологического менеджмента на предприятии и быть направлено на создание эффективной системы экологического менеджмента.

Аудит предприятия может проводиться для представления информации государственным органам экологического контроля и управления в целях официальной сертификации системы экологического менеджмента. Такой аудит выполняется внешними независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Также всегда является внешним экологическое аудит, который проводится для банков или инвесторов.

 

15. Сопутствующие аудиту услуги

 

С позиции основной аудиторской услуги - проведения проверки финансовой отчетности – выделяют обязательный и инициативный аудит.

Ежегодным обязательным аудиторским проверкам подлежат экономические субъекты, круг которых очерчен в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит проводится по инициативе экономического субъекта, и поэтому его цели могут быть более разнообразными, увязанными с сопутствующими аудиторскими услугами и стадиями развития аудита

Особое место в системе аудиторских услуг занимает операционный аудит, который тесно связан с концепцией «аудит-контроллинг». В этом случае аудитор проверяет правильность организации учета конкретных хозяйственных операций, видов деятельности и помогает выработать наиболее правильную организацию учета, обосновать методологию учетной политики и т.п.

Особое значение имеет деление аудита на внешний и внутренний. Если внешний аудит проводится специализированными аудиторскими организациями, то внутренний - специально созданным подразделением в системе управления организации или внутренним аудитором, который выбирается высшим органом управления организации. Подразделения внутреннего контроля создаются, как правило, в крупных и многозвенных структурах, для которых характерно наличие обособленных подразделений. Их задачей является контроль над соблюдением учетной политики организации всеми подразделениями, правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, обоснование стратегии развития финансовой, амортизационной, инвестиционной политики.

Крупные компании, которые формировали отчетность в формате МСФО и составляли консолидированную отчетность, нуждались в постоянном консультировании со стороны высококвалифицированных аудиторов. В результате появился новый вид услуги – аудит с консультaциoнным сопровождением, при котором аудиторская фирма регулярно в течение каждого квартала проводила аудиторские проверки и консультировала работников бухгалтерско-финансовых служб, а по итогам годового отчета формировала аудиторское заключение.

 

16. Аудит расчетов с бюджетом

 

Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням бюджета.

На данном этапе предприятия и организации несут большое налоговое бремя. Предприятия платят обязательные общегосударственные налоги и сборы и местные налоги и сборы, определенные органами местного самоуправления. Общегосударственные налоги устанавливаются государством и является обязательными.

Органы местного самоуправления устанавливают и определяют порядок уплаты местных налогов и сборов соответственно перечню и в границах установленных предельных размеров ставок. Они имеют право вводить льготные налоговые ставки, полностью отменять отдельные местные налоги и сборы или освобождать от их уплаты определенные категории плательщиков и предоставлять отсрочки в уплате местных налогов и сборов. В связи с огромным налоговым давлением на предприятия, последние стараются оптимизировать налоги как законными, так и незаконными методами.

Так, начисления на заработную плату составляют более 37%; начисления амортизации идет вразрез с порядком ее начисления в бухгалтерском учете (а бухгалтерский учет ведется за аналогом международных стандартов); налог на прибыль начисляется по схеме, далекой от порядка определения прибыли по данным бухгалтерского учета и финансовой отчетности, составленной согласно требованиям национальных и международных стандартов.

В результате, часто бывает, что предприятие имея финансовые убытки платит налог на прибыль. Т.е., фискальная политика направлена лишь на пополнение государственной казны без учета интересов налогоплательщиков. Поэтому предприятия скрывают правдивую информацию относительно базы налогообложения, стараются снизить посредством обмана налоговое давление, а нестабильность налогового законодательства, частые нововведения в расчеты с бюджетом приводят к ошибкам в начислении и уплате налогов. В связи с этим возрастает риск не выявления и аудиторский риск в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: