Памятники кочевников РЖВ в Оренбуржье.




«НОВОКУМАКСИЙ КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК»

Одним из наиболее ярких памятников ранних кочевников Южного Приуралья является большая курганная группа, расположенная восточнее Орска. Здесь курганы протянулись по возвышенности левобережной террасы р. Урал, где пойма расширяется и принимает в себя приток Кумачку около поселка Новый Кумак. Новокумакский курганный могильник исследовался в 1958, 1959 и 1962 гг. экспедицией под руководством М. Г. Мошковой. Тогда было раскопано более 30 курганов. Наиболее интересные материалы новокумакских курганов связаны с историей и культурой савромато-сарматского населения Южного Приуралья. Найден был ряд интересных вещей V в. до н. э., среди них уникальный древнеегипетский алебастровый сосуд для благовоний с иероглифическими и клинописными письменами. За два следующих полевых сезона был раскопан 21 курган, исследовано около 50 древних погребений.

Выяснилось, что древнейшим населением района Орска были скотоводы и металлурги, носители андроновской культуры, жившие в Южном Приуралье и Казахстане во II тыс. до н. э.. Они оставили здесь первые курганы из земли или мелкого камня. Умершего хоронили в позе спящего человека или в согнутом виде на боку, головой преимущественно на запад, в неглубоких могилах, которые иногда обкладывали камнями. Эти кочевые скотоводы Южного Урала были искусными металлургами: в могилах неоднократно встречаются орудия труда и украшения из бронзы, золота и серебра; больше всего в могильниках попадаются изготовленные от руки плоскодонные сосуды с геометрическим рисунком для пищи. Однако почти все могилы андроновской культуры в Новокумакском могильнике были разрушены при устройстве савромато-сарматских могил (VI-IV вв. до н. э.). Эти кочевники насыпали свои земляные курганы по Уралу в районе современного Орска и укрепляли их камнями.

В одном из курганов была погребена семья в двух могилах, вырытых в каменистом грунте. В первой могиле захоронены мужчина и старая женщина (возможно, муж и жена). В стороне похоронена женщина, связанная, вероятно, с этой семьей родственными узами. Обе могилы, судя по инвентарю, относятся к VI в. до н. э. Мужчина - типичный воин савроматской группы, вооружен коротким железным мечом (акинаком) и колчаном с железными и бронзовыми наконечниками стрел; колчан крепился к портупее при помощи железного крючка. Савроматы были конными лучниками: в ногах воина лежали остатки конской сбруи - большие подпружные кольца, железные удила с псалиями (приспособления для удержания удил во рту лошади), украшения уздечки - бронзовые и железные бляшки и костяная подвеска в виде искусно вырезанной головы хищной птицы. Это типичный образец так называемого скифо- сибирского "звериного" стиля. Зооморфные мотивы прослеживаются чаще всего в украшении конской сбруи, костюмах богатых воинов и жриц савроматского общества и имеют сакрально-магический характер. В углу могилы находились железный нож и части разрубленной туши барана, надо полагать, заупокойной пищи. Рядом стоял горшок с какой-то жидкой пищей. Могила была посыпана мелом, что означало свет и очищение покойника - тоже весьма характерная черта погребального обряда савромато-сарматских племен, поклонявшихся огню и солнцу. Старая женщина, обнаруженная в могиле воина, - семейная жрица, атрибутом которой являлся каменный жертвенник. На нем растирались белые и красные краски, символизировавшие огонь и солнце, возжигался священный огонь, и курились пахучие травы. Рядом лежали деревянные брусочки для растирания. Подобные переносные каменные алтарики хорошо известны у ранних кочевников Оренбуржья и Казахстана VI-IV вв. до н. э. Здесь же находились предметы женского рукоделия - железные шилья, глиняное пряслице и неизменная принадлежность многих савроматских женских могил - большое бронзовое зеркало, являвшееся не столько предметом туалета, сколько атрибутом жрицы. Почетная роль женщины, ее активное участие в общественной жизни савроматов, известные по письменным источникам, убедительно подтверждаются археологическими данными.

В кургане V в. до н. э. под земляной насыпью, окруженной каменным кольцом, в большой прямоугольной могиле, покрытой сверху толстыми плахами, были погребены мужчина - воин с мечом и колчаном с бронзовыми наконечниками стрел и женщина - жрица и наездница, судя по ее богатому погребальному реквизиту, в состав которого входили каменный жертвенник на ножках, гадательные камни, бронзовое зеркало, раковины с красками, растиральник, костяная ложечка, ручка которой украшена головой хищника, а также железные кольца от конской сбруи. На шее жрицы висело богатое ожерелье из дорогих для того времени привозных полихромных стеклянных бус. В углах могилы лежали разрубленные туши барана и жеребенка, а также сосуды для пищи. На крыше могилы этой знатной пары был положен, вероятно насильственно умерщвленный воин - стражник, вооруженный коротким мечом и колчаном со стрелами. При нем находилась конская уздечка с бронзовыми удилами и бляшками уздечного набора в "зверином" стиле. Скорее всего это был младший родственник погребенных в могиле. Насильственная, а скорее добровольная смерть в силу обычая была характерна для рассматриваемого общества. Рядом обнаружена женская могила, где была погребена старуха жрица.

В некоторых случаях могила представляла собою семейную усыпальницу. В одной могиле V в. до н. э. лежали ненарушенными костяки, вероятно, мужа, жены и грудного ребенка, а в угол могилы были аккуратно сдвинуты кости ранее погребенных здесь родственников. Встречаются могилы, где число захороненных доходило до 10 человек. Такие семейные склепы, относящиеся к V в. до н. э., впервые четко фиксируются у ранних кочевников Южного Приуралья. Они составляют неизвестную до сих пор социальную особенность древней кочевой группы из района Орска. К другим особенностям этой группы относятся необычные круглодонные сосуды с богатым орнаментом, которые встречаются среди лепной керамики, скромно орнаментированной или вовсе не имеющей рисунка, а также своеобразные наборы привозных стеклянных и каменных бус.

Материалы Новокумакского могильника говорят о том, что в среде кочевников Южного Приуралья IV в. до н. э. происходят серьезные изменения. Они коснулись не только их материальной культуры и погребальных обрядов, но, вероятно, и этнического состава. Складывается новая, прохоровская культура, ставшая в последние века до н. э. общей для различных сарматских племен Южного Приуралья и Нижнего Поволжья. Она связана с перегруппировкой среди родственных ираноязычных кочевых групп, образованием новых военно-политических союзов древних кочевников. Изменяются формы мечей и наконечников стрел. Количество стрел в колчанах воинов, погребенных в орских курганах, значительно увеличивается, достигая 100. Распространяется богато орнаментированная глиняная круглодонная посуда, меняются украшения и другие предметы материальной культуры. Появляются могилы с камерами-подбоями в одной из боковых стенок. Изменяются многие детали погребального обряда. Но все же традиции савроматского времени явно сохраняются и в IV в. до н. э., что свидетельствует о "савроматской" основе нового кочевого коллектива.

Особый интерес представляет курган вождя и его семьи высотой более 3 м и диаметром более 50 метров. При сооружении кургана совершалось несколько конских жертвоприношений, о чем свидетельствуют остатки конских костей в кургане. В местах таких тризн обнаружены некоторые вещи, характерные для IV в. до н. э., - черепки разбитой посуды, бронзовый наконечник стрелы, железные изделия. В центре кургана в грунте была выкопана прямоугольная могила 3,8 * 4,2 м с мощным деревянным перекрытием, покоящимся на толстых деревянных столбах. К этой могиле вел длинный коридор, вход в который закрывали массивные каменные плиты, поставленные на торец. Он постепенно снижался ко дну могилы. По своей форме эта могила напоминает землянки, которые сооружали древние племена лесостепных районов Зауралья.

Среди его сокровищ обнаружены массивная золотая гривна и серебряный ритон, являвшиеся атрибутами власти. Гривна, украшенная изображениями горных козлов, и ритон в виде скачущей лошади - великолепные образцы иранской работы V в. до н. э.

Предметы иноземного производства, попавшие к ранним кочевникам района Орска, известны и по другим находкам Новокумакского могильника. Это красноглиняные сосуды, сделанные на гончарном круге где-то в Средней Азии, полихромные стеклянные и каменные бусы, вероятно, некоторые золотые украшения и, наконец, алебастровый сосуд, изготовленный в царских мастерских Древнего Египта эпохи господства там Ахеменидской династии. Иероглифическая надпись на нем: "Артаксеркс, царь великий". Аналогичная надпись была повторена сбоку клинописью на древнеиранском, эламском и аккадском (вавилонском) языках.

Он относится ко времени царствования персидского царя Артаксеркса I (465 - 424 гг. до н. э.). В то время кочевники Южного Урала были тесно связаны со Средней Азией и Персией, о чем говорят многочисленные находки среднеазиатской посуды и вещи иранского производства в савромато-сарматских могилах Южного Приуралья. Ныне известно не менее 20 мест, где найдены подобные вещи.

Использованная литература:

Мошкова М. Г Сарматские погребения Ново-Кумакского могильника близ г. Орска

Мошкова М. Г. Ново-Кумакский курганный могильник близ г. Орска

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: