Работу выполнила:
студентка гр. ЭК-11
Шаткова М.Г.
Научный руководитель:
канд. социол. наук, профессор
О.П. Шамаева
В жизни, человек проходит два этапа, позволяющие культурно, духовно, физически, морально и интеллектуально обогащаться: школа и институт. В свою очередь, каждое из перечисленных заведений старается сделать для этого все.
Цель любого ВУЗа - дать достаточные знания студентам, которые пригодятся не только в профессиональной деятельности, но и в жизни в целом. Также, помимо количественного объема знаний, важен и качественный аспект. Достижение этой цели, в первую очередь, повышает спрос среди студентов на обучение в том или ином высшем образовательном учреждении, а это является главным показателем эффективной работы данного заведения и организации учебного процесса. Естественно, для совершения поставленных задач, ВУЗ предпримет любые способы. Сложность заключается в том, что существует множество вариаций для данной цели, и какая вариация будет наиболее эффективной, никто сказать не может.
Поэтому тема моего социологического исследования называется «Технический ВУЗ и гуманитарные науки». В данном исследовании рассматривается один из множества вариантов - усиление значимости гуманитарных наук в технических ВУЗах. Этот метод является универсальным и актуальным, поскольку он позволяет подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности, развить индивидуальные способности и качества, необходимые в дальнейшей работе, к тому же не несет материальных затрат. К сожалению, это только одна сторона медали. Не акцентируется внимание на, пожалуй, самой главной вещи - отношении студентов к усилению значимости гуманитарных наук. Каждый человек - индивидуальная личность с уникальной совокупностью черт характера, соответственно, реакция на описанные нововведения может быть непредсказуемой. Поэтому, этот аспект является проблемой моего социологического исследования.
|
Цель социологического исследования - выявить отношение студентов к гуманитарным дисциплинам.
Данная работа содержит вопросы, которые, на мой взгляд, помогут определить отношение студентов к гуманитарным наукам, а в случае негативной позиции, способы изменения отношения к данному нововведению.
Как относятся студенты технических ВУЗов на усиление значимости гуманитарных наук?
Готовы ли студенты к усиленному изучению гуманитарных наук?
Повлияет ли знания гуманитарных наук на качество Вашей работы в выбранной сфере?
Как Вы считаете, помогут ли знания гуманитарных наук Вам в жизни?
Что является причиной негативного отношения студентов к гуманитарным дисциплинам?
Какое самое оптимальное решение для изменения отношения студентов к гуманитарным дисциплинам Вы предпочтете?
На эти вопросы дает возможность ответить анкета, составленная для проведения социологического исследования.
В ходе социологического исследования участвовало 40% - мужчин и 60% -женщин. Все они являются студентами БГТУ им. Шухова, в возрасте от 18 до 22 лет.
В результате анализа полученных эмпирических данных было получено достаточно четкое представление об отношении студентов к усилению значимости гуманитарных наук и к данным дисциплинам в целом. Были выяснены причины негативного отношения к наукам и, на взгляд респондентов, оптимальное решение для изменения негативной позиции студентов; степень готовности студентов к углубленному изучению гуманитарных дисциплин; повлияют ли такие приобретенные знания на качество будущей работы и достаточны ли они, чтобы влиять на профессиональную деятельность и т.д.
|
Проводя социологическое исследование, было установлено, что студенты нейтрально (66%) относятся к усилению значимости гуманитарных наук. С одной стороны это хорошо потому, что этот факт показывает то, что студенты относятся к данным дисциплинам также ответственно, как и к основным. Но с другой стороны, этот факт показывает на то, что студенты относятся безразлично и к тем и другим дисциплинам, соответственно, усиление значимости гуманитарных наук не даст никакого результата.
По результатам анализа можно сделать следующие выводы:
. Большинство респондентов (53%) считают, что студенты не готовы к усилению значимости данных наук ввиду непонимания ими важности этих знаний. 26% опрошенных утверждают, что степень готовности никак не влияет на качество проводимых перемен. Остальная часть респондентов (20%) уверены, что студенты сформировались как взрослые и самостоятельные личности и готовы к переменам в образовательной деятельности.
. Нейтральное отношение к усилению значимости гуманитарных наук объяснимо тем фактом, что знания данных дисциплин не повлияют на качество работы в выбранной сфере. Этот вариант ответа выбрали 66% респондентов.
. Стоит отметить, что 73% опрошенных утверждают, что знания гуманитарных наук помогут в жизни студента, т.к. они влияют на развитие многих индивидуальных качеств, например, коммуникабельность. Но знания, предоставляемые техническим ВУЗом, недостаточны. Однако остальные респонденты (27%) уверены в обратном.
|
. Отсутствие желание у студентов изучать гуманитарные дисциплины - это главная причина негативного отношения к гуманитарным дисциплинам (53%), но не стоит забывать о том, что сложное усвоение материала (20%) не позволяет студентам качественно познать науку. На мой взгляд, второй вариант, в отличие от первого, не поддается влиянию экзогенных факторов, а значит, изменить отношение студентов к гуманитарным дисциплинам в этом случае невозможно.
. Наиболее эффективным способом изменения отношения студентов к данным нововведениям, по мнению респондентов, можно с помощью увеличения количества часов преподавания гуманитарных дисциплин (33%). Выбор данного ответа обусловлен тем, что это должно вызвать интерес у студентов и изменить их негативное видение к данной проблемы в положительную сторону. Также респонденты выделяют такой метод, как изменение учебного расписания (26%), что позволит качественно планировать свое время. Стоит отметить, что меньшинство респондентов (7%) согласились с тем, что нужно увеличить доступ к специальной литературе, чтобы изменить отношение студентов к данным наукам. Таким результатам никто не удивиться, так как в данный момент идет компьютеризация, и нынешняя молодежь не представляет возможности учиться без использования новейших технологий. Проще говоря, многие студенты не ходят в библиотеки вообще. Компьютеры заменяют многие аспекты жизни и увеличение доступа к специальной литературе, по большому счету, ничего не даст.
Заключение
социологический студент гуманитарный наука
На основе данных выводов можно сделать следующее заключение.
Данное исследование показало, что студенты относятся нейтрально к усилению значимости гуманитарных наук. Необходимо заинтересовать студентов, принимая меры для преодоления данной проблемы. ВУЗу необходимо вмешательство в организацию учебного процесса. Увеличение количества часов, как вариант, способен уменьшить негатив со стороны студентов. Но прежде, нужно убедиться в достаточной квалификации преподавательского состава.