Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития.




Пубертатный период - время ускорения физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Особенностями этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма - "пубертатный скачок", что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (например, временные различия у мальчиков и девочек). Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения - все это отражается на функциональных состояниях подростка. 11-12 лет - период повышенной активности, значительного роста энергии, но и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомления, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости еще не может не только проконтролировать, но и понять. Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Эта ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует еще большему возрастанию импульсивности, частой смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком "обид" со стороны других людей, а также на форму выражения обид и протеста. Обидчивость, плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроений наиболее характерны для девочек, что связано с гормональными изменениями. У мальчиков возрастает двигательная активность, они становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. У многих школьников в этот период наблюдаются частичные нарушения координации и точности движений, они становятся "неуклюжими", "неловкими".

9. Стратегия диагностики развития подростка. Диагностика развития подростка может строиться по определенной схеме: вначале необходимо ознакомиться с личностными особенностями и характеристикой, данными о его физическом, психическом и личностном развитии на разных этапах детства, об условиях его жизни и развития. Далее происходит поиск стилистики общения, которая соответствовала бы психическим и личностным особенностям подростка. Затем производится диагностическая работа. Для исследования развития подростка используются разнообразные методики. Для диагностики темперамента может использоваться тест Русалова, для выявления индивидуально-психологических особенностей личности- тест Кеттелла, для изучения самооценки и уровня притязаний- методика Дембо- Рубинштейна и моторная проба Шварцландера, ценностно- смысловая сфера изучается с помощью методик Резапкиной "Иерархия жизненных ценностей" и "Актуальные потребности". На изучение уровня и характера личностной тревожности направлен тест Филлипса, на выявление уровня развития волевых качеств- тест Прощицской.

10. Обоснование выбранного направления работы: анализ существующих подходов к диагностике развития личности в подростковом возрасте. В настоящее время в психологии применяется широкий круг методов диагностики развития личности в подростковом и раннем юношеском возрастах.

1. Наблюдение за поведением, деятельностью. Неоспоримым достоинством данного метода является, как известно, то, что он позволяет получить данные о поведении, деятельности человека в естественных условиях. Основные сложности в применении метода наблюдения связаны со сложностью и многозначностью манифестируемых форм поведения, деятельности, когда, с одной стороны, одна и та же форма может выражать совершенно разные мотивы, отношения и одна и та же психологическая характеристика может проявляться в поведении и деятельности совершенно по-разному. 2. Анализ продуктов деятельности. Достоинством данного метода является то, что он позволяет анализировать результаты реальной деятельности человека. Однако применительно к изучению личности этот метод используется обычно в узких границах исследования личностных особенностей. 3. Беседа — это один из наиболее распространенных методов получения психологических данных. Известно множество его вариантов (свободная, структурированная и т. д. Достоинства метода связаны с его диалогическим характером, возможностью получать как вербальную, так и невербальную информацию. Трудности в применении данного метода связаны со значительным временем, требующимся на проведение беседы, а также высокими требованиями к квалификации психолога в данной области: его умению точно задавать вопросы, сохранять естественность ситуации, проводить собственно диагностическую беседу. 4. Метод свободных описаний широко применяется при изучении личности подростка. Используются как свободные описания с общим указанием темы, так и описания разной степени структурированности, а также управляемые. Наиболее распространенный вариант метода — сочинение на определенную тему. Недостатком метода описаний является то, что полученный с его помощью материал довольно плохо поддается формализации и направлен, прежде всего, на выявление индивидуальных особенностей. Любое сопоставление с общевозрастными или половозрастными характеристиками является проблематичным. 5. Проективные методы, например, тематический апперцептивный тест (ТАТ) и тест Роршаха. Среди методов именно для подросткового возраста, следует назвать варианты методов неоконченных предложений, фрустрационный тест С. Розенцвейга и т.д. Достоинством применения проективных методов является возможность выявления неосознаваемых, глубинных характеристик личности, мотивационных тенденций. Такие тесты в значительной степени защищены от намеренных искажений под влиянием фактора социальной желательности. Вместе с тем использование этих методов возможно только после целенаправленного обучения и получения психологом соответствующего сертификата. Кроме того, их применение требует значительных временных затрат на проведение и обработку. 6. Креативные методы. Прежде всего рисуночные («Автопортрет», «Рисунок несуществующего животного», «Человек под дождем», «Человек на мосту» и т.п) Применение этих методов в подростковом возрасте, может быть неэффективным в связи с повышенной критичностью подростков к своему творчеству. Поэтому многие подростки просто отказываются выполнять рисуночные методики. 7. Метод прямого оценивания (прямого шкалирования). К этому способу получения данных относятся многочисленные методы графических шкал (в частности, шкала Дембо — Рубинштейна. Достоинством этих методов является относительная простота проведения, малые временные затраты, возможность многократного использования с одним и тем же испытуемым и т.п. Основным недостатком является получение лишь той информации, которую человек хочет о себе представить. Эти методы чрезвычайно подвержены влиянию фактора социальной желательности. Вместе с тем то, что психолог работает на том уровне, куда его «допускает» респондент, принципиально для работы с подростками, которые достаточно настороженно могут относиться к стремлению постороннего человека проникнуть в их внутренний мир. 8. Метод опросников. Классическими являются тест Кеттелла, методика «Личностный дифференциал» Е. Бажина, А. Эткинда и т.д. В процессе применения опросников значимой оказывается возможность непосредственно рассказать о себе, сочетающаяся с представлением о защищенности своего внутреннего мира. Вместе с тем контрольные шкалы, включенные во многие опросники, позволяют контролировать искажения ответов под влиянием факторов социальной желательности, неискренности и т.д. Минусы- классические опросники объемны и требуют значительных временных затрат. Кроме того, эти опросники направлены преимущественно на анализ индивидуальных характеристик, не содержат представления о социально-психологическом возрастном нормативе.

11. Диагностические программы психолого-педагогического сопровождения развития подростков: их задачи, принципы, этапы реализации, примерное содержание, планируемые результаты. Целью является создание условий для развития, обучения, воспитания учащихся в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях ФГОС. Задачами является формирование комплекса наиболее эффективных методов развития личностных и надпредметных умений, а также психических функций, обеспечивающих формирование предметных учебных действий; выбирание наиболее надежных методик оценки этих умений и функций, отслеживание динамики развития познавательных, мотивационных и личностных особенностей участников образовательного процесса. Принципы- принцип конфиденциальности, компетентности, принцип «на стороне ребёнка», принципы системности и добровольного участия. Направления программы: сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период, мониторинг возможностей и способностей обучающихся, обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности, поддержка одарённых детей, сопровождение учащихся «группы риска» и учащихся с ОВЗ. Ожидаемые результаты психологического сопровождения: увеличение эффективности образовательного процесса, появление «желания учиться» и потребности в учении; сформированность у учащихся универсальных учебных действий, развитие креативности, высших психических функций, личностный рост.

12. Согласие родителей на реализацию Диагностической программы ППС. Служба ППС в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правахребёнка, действующим законодательством Российской Федерации, нормативнымидокументами Министерства образования и Министерства здравоохранения РоссийскойФедерации. Согласно документации, приём детей службой ППС осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так и по инициативе педагогов. В случае инициативы сотрудников образовательных организаций должно быть получено согласие родителей (законных представителей) на диагностическое обследование ребёнка. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование должно быть подтверждено распиской, то есть, документально.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: