Диагностика жизненных ценностей и актуальных потребностей подростка.




Для определения иерархии жизненных ценностей используется методика «Иерархия жизненных ценностей» (Г.В. Резапкина). Инструкция: «Прочитай утверждения и оцени, насколько они соответствуют твоим взглядам и убеждениям. Если соответствуют полностью - в бланке рядом с номером вопроса поставь «+1», если не соответствуют - «–1», если сомневаешься - поставь «0». Обработка данных: необходимо сложить алгебраическую сумму в каждой из восьми колонок в нижних клетках.

–5... –3 - отвергаемая ценность; –2...0 - низкая значимость ценности; 1...3 - умеренно значимая ценность; 4...5 - значимая ценность.

Восемь строк соответствуют восьми жизненным ценностям: Здоровье (I), Материальная обеспеченность (II), Творчество (III), Семья (IV), Карьера (V), Служение (VI), Слава (VII), Отдых (VIII). Интерпретация полученных результатов: I. Здоровье. Хорошее здоровье - важный фактор полноценной жизни и успешной профессиональной карьеры. Здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек помогают человеку достичь своих целей, хотя само здоровье не является самоцелью. Здоровье как жизненная ценность особо значима для людей, имеющих серьезные заболевания, а также для мнительных людей. II. Материальная обеспеченность. Любая работа предполагает вознаграждение, которое зависит от квалификации специалиста, опыта работы и профессиональных достижений. Диапазон заработной платы в разных сферах очень широк, поэтому люди, для которых зарплата - главный мотив труда, готовы за хорошее вознаграждение выполнять тяжелую, неприятную, неинтересную или опасную работу. III. Творчество. Творчество - одна из высших жизненных ценностей. Традиционно к творчеству относят все виды деятельности, связанные с искусством, хотя творчество может проявляться в любой сфере. Людьми, для которых эта жизненная ценность была самой главной, сделаны величайшие открытия и созданы выдающиеся произведения искусства. IV. Семья. Семья - это не только родственники, но и члены будущей семьи, продолжатели рода. Крепость семейных связей, забота друг о друге, способность ставить интересы близких людей выше своих собственных во многом определяют психологическое здоровье и благополучие человека. V. Карьера. Карьера - это продвижение вверх по служебной лестнице, которое для многих означает успех в жизни. Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Повышение по службе как самоцель может тормозить профессиональный рост специалиста, который рискует подняться до уровня своей некомпетентности. VI. Служение. Служение наряду с творчеством является высшей жизненной ценностью, отличающей духовно зрелых людей. Служение проявляется в способности жертвовать своими интересами ради интересов других людей, даже незнакомых, проявлять милосердие и сострадание, не ожидая награды или благодарности. Служение возможно в любой деятельности - науке, искусстве, образовании. VII. Слава. Потребность в славе свойственна неуверенным в себе людям, которым нужна постоянная поддержка в виде внимания со стороны окружающих. Хотя славу обычно связывают с людьми искусства, повышенная значимость этой жизненной ценности блокирует творческие способности, разрушает отношения с близкими людьми. VIII. Отдых. Отдых и развлечения также необходимы для полноценной жизни, как и остальные жизненные ценности. Однако приоритет этой ценности над всеми остальными может свидетельствовать об эмоциональной незрелости или хронической усталости.

Для определения актуальных потребностей предназначена методика «Актуальные потребности» (Г.В. Резапкина). Инструкция: «Перед вами - список потребностей разного уровня. Проранжируйте их, поставив рядом с самой важной для вас №1, рядом с менее важной - №2, и так далее до №15 рядом с самой незначимой для вас в данный момент потребностью». Интерпретация результатов: результаты смотрят по шкале рангов, разделяя её на пятёрки согласно порядку, представленному в бланке. Первая пятёрка потребностей -это физиологические потребности. Человеку, у которого они оценены наиболее высоко и приоритетно, следует задуматься о том, находится ли он в зоне комфорта, обратить внимание на свои условия жизни, труда и отдыха. Вторая пятёрка потребностей- душевные, или социальные потребности. Их выраженность определяет место в актуальных потребностях человека, уделяемое общению, социуму, жажде внимания и признания со стороны других людей. Третья пятёрка потребностей, согласно пирамиде Маслоу, относится к высшему уровню, это потребности человека в развитии собственной личности, самоактуализации, обретении гармонии. Это характеризует личность, как преимущественно успешную, в достаточной мере удовлетворённую условиями своей жизни, направленную на то, чтобы приносить пользу миру и другим людям.

23. Эмоциональное отношение к школе. Тест личностной тревожности Филлипса направлен на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться или предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Инструкция: «Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте "да", если не согласны, то "нет”. Обработка результатов: выделяют номера вопросов, ответы на которые не совпадают с ключом, это проявления тревожности. При анализе результатов подсчитывается общее число несовпадений по всему тесту, если оно больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если выше 70%, то можно говорить об очень высокой тревожности. Также анализируются совпадения по 8 факторам тревожности: 1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками). 3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. 4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

24. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах А.М.Прихожан направлена на выявление доминирующих мотивов учения, состоит из 40 утверждений. Инструкция: «Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете».

Обработка результатов: по ключу методики рассчитываются показатели по шкалам: Познавательная активность, Мотивация достижения, Тревожность, Гнев.

Интерпретация результатов: подсчитывается суммарный балл опросника, который может находиться в интервале от -60 до +60. Выделяются следующие уровни мотивации учения: / уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему (45 – 60 баллов), // уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу (29-44 балла), /// уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией (13- 28 баллов), IV уровень — сниженная мотивация, отрицательное эмоциональное отношение к учению (- 2,+12), V уровень- резко отрицательное отношение к учению (-3) – (-60)

Также проводится интерпретация показателей по шкалам, соотносится их выраженность и делается вывод об общих характеристиках того, как испытуемый ощущает себя в ходе учебного процесса.

25. Эмоционально-оценочное отношение к различным сторонам школьной жизни: цвето- ассоциативная методика А.М.Парчева позволяет изучить эмоционально-оценочное отношение учащихся к различным сторонам школьной жизни.Инструкция: «Инструкция 1 (дается перед началом основной экспериментальной процедуры). «Все в нашем мире имеет свой цвет. Как вы думаете, какого цвета Баба-Яга? А Змей Горыныч? Звук "а"? Посмотри те, пожалуйста, на доску. Вы видите там восемь цветных карточек. Каждый цвет обозначен своим номером: синий — № 1, зеленый — № 2, красный (оранжевый) — № 3, желтый — № 4, малиновый (фиолетовый) — № 5, коричневый — № 6, черный — № 7, серый — № 8. Перед вами лежит бланк, на нем перечислены ваши учебные предметы. Подумайте, с каким цветом у вас ассоциируется каждый из них, и занесите номер цвета в ячейку напротив каждой фамилии. Работайте, пожалуйста, очень внимательно, без пропусков.» Инструкция 2 (дается после окончания цвето-ассоциативной процедуры). «Из восьми цветов выберите тот, который вам больше всего нравится. Его номер занесите в первый столбец таблицы в нижней части бланка. Из оставшихся цветов выберите самый приятный и его номер занесите во второй столбец. Далее расположите номера всех цветов в порядке от самого приятного до самого неприятного».Интерпретация данных: учитывается коэффициент комфортности, который рассчитывается для каждого включенного в стимульный материал понятия по формуле, которая включает частоту использования цвета и номера цветов в ряду. Смысл коэффициента комфортности заключается в том, что чем сильнее отвергаются «чистые» цвета (синий, зеленый, оранжевый, желтый) и чем притягательнее «грязные» цвета (коричневый, черный, серый), тем хуже психологическое состояние испытуемого. К психологически некомфортным понятиям можно отнести те, значение коэффициента комфортности для которых не превышает единицы. Также рассчитывается коэффициент напряженности- соотношение частот использования малинового цвета и остальных цветов из предложенного набора.

26. Методики изучения структуры, уровня развития и отдельных факторов волевой организации личности подростка. Может использоваться методика А.А.Хохлова «Волевая организация личности», направленная на изучение уровня волевой организации личности. Состоит из 56 вопросов, для ответа на каждый из которых предлагается выбрать один из четырёх вариантов ответа. Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, направленные на выяснение некоторых особенностей вашей личности и вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и в графе ответов поставьте знак «+» против выбранного вами варианта. Варианты ответов: «Определенно «да», «Скорее «да», чем «нет», «Скорее «нет», чем «да», «Определенно «нет». Искренние ответы позволят вам получить верное о себе представление и в дальнейшем учитывать свои слабые и сильные стороны характера». Обработка данных: производится в соответствии с таблицей- ключом. Кружком в ней обводится балл, стоящий на том месте, где при заполнении опросника поставлен знак +. Набранные баллы складываются по каждой колонке. Результат фиксируется внизу колонки. Затем просуммируйте результаты первых шести колонок. Общая сумма фиксируется под индексом В.

Условные обозначения: Ц – Ценностно-смысловая организация личности, О – Организация деятельности, Р – Решительность, Н – Настойчивость, С – Самообладание, См – Самостоятельность, В – Общий показатель, характеризующий волевую организацию личности.

Интерпретация результатов: после подсчёта общего показателя каждого из учеников можно распределить их по уровню волевой организации согласно набранным баллам: 0 — 8: Данное волевое качество нуждается в развитии и тренировке, его неразвитость мешает человеку в достижении поставленных задач. 9 — 16: Данное волевое качество развито в достаточной мере. 17 — 24: Волевое качество развито в сильной мере, является одним из определяющих в структуре волевой организации личности. Следует обратить внимание учащегося на то, что без достаточного развития остальных факторов постановка каких-то личных целей, пути и способы их достижения могут быть затруднены.

27. Диагностика психологической готовности обучающихся выпускных классов к ОГЭ и ЕГЭ. Предназначена для выявления уровня психологической готовности к экзамену, выявления типичных для ученика ошибок в целях дальнейшей над ними работы.Инструкция: «Предлагаемое тестирование посвящено диагностике психологической готовности к ГИА (ЕГЭ). Процедура тестирования достаточно строгая. Все инструкции написаны на бланке, читайте их внимательно и постарайтесь выполнить все задания. Не подглядывайте друг к другу и не сверяйте свои ответы с ответами остальных учеников. Учитывайте, что с результатами этой диагностики будут ознакомлены и ваши учителя, поэтому постарайтесь работать ответственно и добросовестно. После того как вы получите бланки, разговаривать будет нельзя. Вы можете использовать черновик. Бланк заполняется ручкой черного цвета».

Результаты диагностики помогают выявить трудности. Чаще всего проблемы состоят в том, что обучающиеся не читают задания, невнимательны, игнорируют инструкцию и шаблонно выполняют задания. Они путают промежуточные и итоговые вопросы, не применяют данную инструкцию вообще или применяют ее только частично. Как правило, многие ученики, игнорируют данную к части А инструкцию: «Прежде чем выполнять задания, внимательно все прочитай». Отмечается низкий уровень владения базовыми знаниями. Отмечается слабость навыков логического рассуждения, бессмысленный механицизм в выполнении заданий, неумение опираться при этом на здравый смысл, оторванность учения от жизни, нечувствительность к противоречиям. Абстрактный материал плохо осмысляется, нет навыков рассуждения как такового. Ученики не могут находить меру для сравнения понятий, ориентируются на случайные признаки, не хотят рассуждать. Присутствуют «неверные» страхи.

28. Методы диагностики и оценки внимания подростка: м етодика оценки распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц позволяет оценить распределение и устойчивость внимания. Стимульный материал- 5 таблиц с номерами от 1 до 25 на каждой. Инструкция: «Перед вами 5 таблиц. Пожалуйста, начиная с первой, найдите в каждой из них по очереди цифры от 1 до 25. Постарайтесь работать в быстром темпе» Обработка данных: учитывается скорость работы, т.е. время, затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице. Определяется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма времени для всех пяти таблиц, которая затем делится на 5. В результате получается средний показатель работы с одной таблицей. Он и есть числовой индекс распределения внимания учащегося. Для того, чтобы по этой же методике оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы время меняется незначительно и разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 секунд, то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.

29. Методы диагностики памяти подростка. Методика «Пиктограммы» направлена на диагностику опосредованного запоминания и способности к обобщению. Стимульный материал- 12 слов и словосочетаний. Инструкция: «Сейчас я буду называть вам слова, а вы должны их запомнить. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет» Обработка данных: подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы: 1) пиктограммы-образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания; 2) словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым; 3) данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента (сюда входят также вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение к опыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.); 4) данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.). Интерпретация результатов: предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм - соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого - насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.

30. Методы диагностики воображения. Исследование особенностей творческого воображения. Для методики исследования творческого воображения нужны бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер. Исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. Инструкция. "Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Заканчиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!" Интерпретация результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются: величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение; сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин. Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества- того, насколько оригинально и умело слова сочетаются в предложении. Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла. Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений – 6 баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творческого мышления.

31. Методы изучения межличностных отношений подростка. Методика «Социометрия» направлена на диагностику социальной компетентности и выявление доминирующего аспекта (адаптированность-дезадаптированность) в системе межличностных отношений. Инструкция: «Отвечая на вопрос, укажите фамилии тех людей из вашей группы, которых ты бы выбрали. В каждом пункте может быть не более трёх фамилий. Постарайтесь быть искренними в ответах». После каждого вопроса необходимо написать фамилии тех лиц из вашей группы, которые соответствуют вашему выбору (не более трёх в каждом отдельном варианте). 1.Представьте, что вся ваша группа отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы вы хотели видеть командиром вашей группы? Кого бы никогда не выбрали командиром? 2.Если бы вашей группе пришлось участвовать в олимпиаде по учебным дисциплинам: Кого бы вы хотели видеть капитаном этой команды? Кого бы вы не стали включать в состав команды? 3.У вас день рождения. Кого из вашей группы вы бы пригласили к себе на день рождения? Кого бы вы не стали приглашать?

Обработка данных: на основе полученных результатов осуществляется составление социоматрицы. Социоматрица — это таблица или графическая схема, в которую вносятся результаты опроса. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы. Каждая окружность в социограмме будет иметь свое значение. I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя. III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили положительных выборов. Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Интерпретация результатов: можно сделать вывод о сформированности у каждого конкретного члена этой группы коммуникативных навыков, исходя из результатов положительных выборов, сделанных в его отношении остальными членами группы. Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла. Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла. Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.

32. Опросник социально-психологической адаптированности (СПА) А.К.Осницкого. Цель- выявление степени адаптированности / дезадаптированности личности в социальной сфере. Состоит из 101 вопроса. Инструкция: «В данном опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Прочитав или очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от "0" до "6": где 0- "это ко мне совершенное не относится" и 6- "это точно про меня". Выбранный ответ отметьте в бланке рядом с порядковым номером высказывания. Обработка результатов: производится путём суммирования баллов, которые испытуемый отмечал в бланке при ответе. Результаты соотносятся со шкалами бланка-ключа. Интерпретация результатов: оценивается уровень, набранный по каждой из шкал. Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках. Результаты "до" зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а "после" самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.

Показатели: Ведомость- доминирование: определяет, насколько инициативен человек, предпочитает ли он брать свою жизнь в свои руки или же склонен к тому, чтобы ему подсказывали, что делать и несли за него ответственность. Адаптивность- дезадаптивность: показывает уровень навыков человека, связанных с социальной деятельностью, умением найти своё место в обществе. Принятие/непринятие себя и других: отражает личностное отношение к себе и другим людям соответственно. Показатели эмоционального комфорта/дискомфорта отражают состояние человека на данный момент. Эскапизм - определяет выраженность ухода от проблем как формы психологической защиты. Внутренний контроль (интернальность, внутренняя локализация, локус контроля) - ответственность за все события в своей жизни (и хорошие и плохие) человек несет сам. Внешний контроль (экстернальность, внешняя локализация, локус контроля) - ответственность за все события в своей жизни человек перекладывает на внешние обстоятельства (судьба, бог, случай, мама, папа, учитель, начальник и т.д. «решают» его судьбу).

33. Диагностика агрессивности в подростковом возрасте. Используется опросник Басса- Дарки. Состоит из 75 вопросов и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. (где агрессивность- это наличие деструктивных тенденций в области субъектно-объектных отношений, а враждебность- реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий). Инструкция: «Прочитайте утверждения в предоставленном вам бланке. Рядом с каждым обведите ответ «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны. Старайтесь не раздумывать долго и отвечать искренне». Обработка результатов: индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов в соответствии с ключом. Шкалы: 1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия- направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида –негативное отношение к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком,

Интерпретация данных: раздражение и физическая+ косвенная+ вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности. Враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам. Индекс враждебности включает 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности- шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 плюс - минус 4, а враждебности – 6,5–7 плюс-минус 3.

34. Диагностика положения подростка в системе семейных отношений. Методика «Семейная социограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье — прямой или опосредованный.Инструкция: «Перед вами бланк с нарисованным на нём кругом. Пожалуйста, нарисуйте внутри него себя и свою семью в форме кругов и подпишите каждый.» Интерпретация: 1. Оценивается число членов семьи, попавших в площадь круга: - «забыт», не нарисован какой-либо член семьи — конфликтные отношения; -дорисован кого-то из посторонних лиц, животных, любимые предметы — принятие их в качестве полноправных членов семьи. 2. Величина кружков: - относительно большой кружок «Я» — достаточная или завышенная самооценка; - относительно маленький кружок «Я» — пониженная самооценка; - большой кружок какого-либо члена семьи — большая значимость его в глазах испытуемого; - маленький кружок какого-либо члена семьи — маленькая значимость его в глазах испытуемого. 3. Расположение кружков относительно друг друга: - кружок «Я» в центре — эгоцентрическая направленность личности; - кружок «Я» внизу или в стороне от других кружков — переживание эмоциональной отверженности; - большой кружок в центре или вверху — наиболее значимый член семьи. 4. Дистанция между кружками: - удаленность одного кружка от другого — конфликтные отношения в семье, эмоциональное отвержение; - «слипание», наслаивание кружков друг на друга — недифференцированность «Я» у членов семьи, наличие симбиотических связей.

35. Диагностика отношения подростков к родителям. Опросник «Подростки о родителях» Шафера состоит из 50 утверждений и предназначен для изучения установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте, позволяет описать отношения с родителем по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя. Подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняют бланк, в котором отражаются воспитательные принципы к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.Инструкция: «Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2». Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), обведите цифру «1». Если же, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), обведите цифру «0».» Обработка данных: подсчитываются сырые баллы в соответствии с ключом. По каждому из пяти параметров (позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность) подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов: Далее «сырые» баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5, нормой является среднее значение, т.е. 3. Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 – то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем на специальном бланке строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу. Характеристики зависят так же и от пола самого подростка. Так, составляются шкалы оценки отца сыном и матери сыном, или же отца дочерью и матери дочерью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: