Дисциплина МДК.02.01Конструкция и управление тепловозом
Преподаватель Вовк В.В.
Гр.№46 Машинист локомотива
Занятие №33
Тема программы: Тема№3 Техническое обслуживание тепловоза.
Тема занятия: Обслуживание масляной системы
Дизеля
Цель занятия: изучить методы обслуживания масляной системы.
План урока
I. Работа над новым теоретическим материалом
Моторные масла.
Делят на карбюраторные автотракторные
Дизельные и авиационные.
Распространяются на летние, зимние и всесезонные загущенные масла.
Марки масла
Вязкость масла
14 – вязкость масла при температуре 100 градусов 10 сантиСтокс.
Вязкость – это основная физико-механическая характеристика масла возникающая между молекулами жидкости при перемещении и она определяет меру текучести.
Чем больше вязкость масла тем меньше его текучесть и от нее зависит коэффициент трения.
Недостаточная вязкость приводит к повышению трения, нагреву и усиленному износу подшипников.
Большая вязкость ведет к потере мощности на трение и к снижению к.п.д. дизеля.
При нагреве вязкость уменьшается, а при охлаждении увеличивается.С повышением давления вязкость увеличивается.
Масла разных групп различаются качеством, т.е. содержанием различных химических присадок, которые добавляются в моторные масла для улучшения антикоррозийных, антиокислительных, противонагарных, моющих, противовспенивающих и других средств. Чем выше группа масла, тем в нем больше содержание присадок, выше качество и больше стоимость.
Для предупреждения преждевременной порчи масла и для увеличения срока его
службы запрещается перегревать масло выше 80 оС.
Масло заправляется в картер дизеля подогретым до 60 о-70 оС, обычно через
маслозаправочную горловину.
•Уровень масла проверяется в картере не ранее 10 мин. после остановки дизеля и должен быть между рисками масломерного щупа.
•На каждом ТО-3 и ТР-1 берут масло на анализ для проверки качества масла в химической лаборатории.
•В случае потери качества по заключению химической лаборатории масло заменяется. Полную замену масла производят на текущих ремонтах. Пробы масла, отобранные перед каждым ТО-3 и ремонтами, подвергают анализу для определения вязкости, температуры вспышки, водородного показателя, общей
загрязненности, щелочного числа и наличия воды. Полную замену масла производят на текущих ремонтах, если срок смены масла не совпадает с пробегом, то заменяют после пробега 100-120 тыс.км, на ТЭП70 после 50 тыс.км. В период между заменами масла лаборатория осуществляет контроль отбирая пробу масла, где температура масла должна быть не менее 60ºС и при работающем дизеле.
Определяют вязкость, температуру вспышки, водородного показателя, общей загрязненности, щелочного числа и наличия воды. Если масло бракуют его заменяют и через 3-5 суток производят дополнительный отбор. По щелочному числу и водородному показателю проверяют охлаждающую систему и цилиндропоршневую группу дизеля. По увеличении загрязненности проверяют работу топливной аппаратуры, давление наддува, опережение НКВ, чистоту выпускного коллектора, окон цилиндров, воздушного фильтра. При увеличении кинематической вязкости производят операции, что и при загрязненности и проверяют охлаждающую систему, вентилятор холодильника.
•При понижении вязкости и понижение температуры вспышки (разжижение топливом)
осматривают работу топливной аппаратуры, механизмы отключения части ТНВД,
вертикальную передачу, кулачковые валы, толкатели и заменяют масло.
•При обнаружении воды необходимо после 2-3 часов стоянки дизеля слить 20-30 кг масла из системы, после чего берут пробу на анализ.
•Сливают масло из картера, устанавливают причину. Проверяют автоматику холодильника, опрессовывают водяную систему, меняют ФТО, очищают центрифугу и ФГО.
На ТО-1 проверяют:
Уровень масла в картере.
Свободность вращения вала МН зимой.
• Провернуть по часовой стрелке на 3-4 оборота ФГО масла.
• Слить отстой воды из картера дизеля, если после остановки дизеля прошло более 20 мин.
Проверить температуру масла на ПУ (на выходе дизеля):
• перед запуском дизеля не ниже 40 о С.
• перед нагрузкой не ниже 50 оС.
• рабочая (длительная) 60 -75 оС.
• предельная (сброс нагрузки) 86оС.
Во время работы дизеля контролируют
1 Исправную работу масляной системы по приборам кабины и дизельного помещения.
2 Проверяют герметичность системы особенно в местах соединения трубопроводах и переходниках.
3 Основным показателем работы системы является давление масла, снижение которого может произойти по таким причинам:
- перегрев масла. (310DR 49,4 м3/ч),
- разжижение масла топливом,
- неудовлетворительный процесс сгорания,
- не работает система отключения ряда насосов, неисправна форсунка.
- Увеличение зазора на масла в подшипниках коленчатого вала и других узлах.
- Попадания воздуха в систему из-за не плотности соединения или занижения уровня масла в картере.
- Неисправности масляного насоса или его предохранительного клапана. (5,5 кгс/см2), ЧМЭ 3(7 кгс/см2).
Неисправен редукционный клапан (ЧМЭ3 5-6 кгс/см2)
- Чрезмерное засорение фильтров.
- Скопление воздуха в водяной или масляной полости теплообменника.
- Излом или срез шлицов торцевого вала привода насосов.
- Забита сетка маслозаборного устройства.
- Повреждена заглушка коленчатого вала.
Если бригаде не удаётся определить неисправность, то необходимо или снизить нагрузку на дизель или заглушить дизель.
4 Бригада должна следить за состоянием масла в картере, через 15-20 мин. после остановки дизеля произвести замер уровня:
- понизился – утечки;
- повысился - попала вода, топливо, найти и устранить причину.
5 Во время добавления масла в систему, бригада должна соблюдать:
- не превышать уровень выше установленного.
- применять масло которое рекомендует завод.
В зимнее время при снижении температуры ниже +15°С нагреть масло до температуры 60-80°С.