Тема занятия: «Общение»
Добрый день, дорогие ребята! Урок у нас будет интересным, т.к. тема урока касается каждого из нас.
Тема нашего урока: Общение.
Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать?
- Что такое общение.
- Зачем люди общаются.
- Какие трудности возникают во время общения людей.
Учитель: Главная цель нашего урока - это научиться общаться. А главная задача: сформулировать правила общения.
Учитель: Какие ассоциации у вас со словом "общение"?
Учитель: Общение - это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.
Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним вместе.
Задание заключается в том, чтобы из половинок фраз, которые изображены на доске, составить пословицу.
- Слово не стрела, а в сердце язвит.
- Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
- Много наговорено, да мало переварено.
- Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего не хочет.
· Будьте доброжелательны и вежливы.
· Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.
Перед вами лежит перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу (УСТНО)
- Качества, помогающие общению
- Качества, мешающие общению
· Дружелюбие Любознательность Внимательность Высокомерие Уважение Равнодушие Подлость Отзывчивость
· Зависть Честность Доброта Гнев Общительность Восторг Чувство юмора Уважение
|
Учитель: Общение бывает речевое и неречевое. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.
Средства
- Речевое общение
- Неречевое общение
· Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент.
Учитель: А ещё, ребята, во время общения важно с какой интонацией вы произносите слова.
Вербальное общение: Выразительно прочитать стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”.
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.
Почему же не поняла сестричка рассказ брата? (Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).
· ПОДУМАЙТЕ над стихотворением А. Хайта «Лишние слова».
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит на «01»,
Срочно сообщает:
— Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!
- Почему все уже сгорело?
- Как нужно сообщать о пожаре?
· Говорите правильно, четко, без лишних слов.
· Подбирайте слова понятные собеседнику.
Задание.
· Определите по картинкам эмоции людей. (показываются картинки)
|
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать ее наличие элементарно. Про мимику я вам скидывала ранее презентацию.
· Во время общения помнить, что поза, мимика и жесты тоже несут информацию.
Многим людям неуютно среди людей именно из-за неумения общаться.
- Что же помогает и что мешает общению?
Для человека важно полноценное общение. А оно зависит от содержания. Под содержанием общения понимается то, что сообщается и как сообщается. Оказывается, для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщать людям эти сведения. И здесь необходимо не только обладать культурой речи, но и уметь (и хотеть) учитывать интерес других к вашим сообщениям. Именно об этом говорил Л.Н. Толстой, утверждая, что не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что его занимает. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.
Есть ещё одна важная черта культуры общения – уступчивость. Иногда общение сравнивается с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра, сделать это с желанием и с тактом. В общении следует вступать без предвзятости, т.е., заранее принятого отрицательного отношения. М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего». Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.
|
Культура общения (работа с текстом "Закончи предложения")(УСТНО ДЛЯ СЕБЯ)
Попробуйте не наступать, а ______________________ (уступать).
Не захватить, а ______________________ (отдать).
Не кулак показать, а ______________________________________ (руку протянуть).
Не спрятать, а __________________________ (поделиться).
Не орать, а ____________________________ (выслушать).
Не разорвать, а _________________________ (склеить).
4. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Тест проделайте, только ответы смотрите потом
А 1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:
А) общение
Б) ритуал
В) церемония
Г) нормы
А 2. Какое качество особенно ценится в общении?
А) умение интересно рассказывать
Б) умение слушать
В) умение рассмешить
Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами
А3. Общение – это
а) удовольствие;
б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;
в) дружба
г) любовь
А4. Верны ли суждения об общении:
А) Существует как речевое, так и неречевое общение.
Б) Даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?
а) верно только А в) верны оба суждения
б) верно только Б г) оба суждения неверны
А5. Верны ли суждения о целях общения:
А) В ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами.
Б) Целью общения часто является само общение?
а) верно только А в) верны оба суждения
б) верно только Б г) оба суждения неверны