Эволюция коми-пермяцкого женского костюма




(конец XIX — начало XXI вв.)

 

Мальцева О.Н., студентка 2 курса

Научный руководитель: к.и.н., доцент

Ю.А. Перевозчиков

 

Изучая народы, в частности, их особенности, традиции, обычаи, культуру и т.д., в первую очередь, мы выделяем признаки, которые позволят нам отличить этот этнос от множества других. Такими признаками могут выступать: общее самосознание, наличие собственного языка, общая история, единая территория, культура и традиции. Но не все эти признаки могут с точностью указать на определённый этнос.

В современном мире, рассматривая и сравнивая этносы, мы можем определить, что часть их культуры, обычаев и традиций совпадают. Это говорит о тесной связи этих этносов, посредством проживания на одной территории, а также другими коммуникационными признаками. Чтобы не потерять ценность и значимость определённого народа, мы изучаем их быт, традиции, особенности ведения хозяйства, особенности изготовления одежды и многое другое. Одним из важных признаков, выделения определённого этноса, является национальный костюм и его особенности, как мужского так и женского. Сохранение этого признака служит памятью об этнической принадлежности к тому или иному этносу, памятью о предках, их традициях, особенностях праздничной и обыденной одежды.

Одежда может говорить ученым о многом. О социальном статусе человека, о недавнем произошедшем событии (свадьба,похороны), даже о климатических условиях региона, ведь мы можем проанализировать какой тип одежды преобладал, зимний или летний и многое другое. Часть культуры определённого народа определяется традициями создания национального костюма, преобладания определённых цветов вышивки, поэтому для изучения этого народа нужно познакомиться с этими особенностями. Тем более, большинство народов в современном мире очень рады поделиться своими традициями, ведь каждый этнос заинтересован в сохранении своего культурного наследия.

Объектом исследования является женский коми-пермяцкий костюм, предметом выступают изменения произошедшие с костюмом с конца XIX до начала XX вв.

Целью данной работы является изучение костюма коми-пермяков, как части материальной культуры. Ставятся такие задачи как: описать женский коми-пермяцкий костюм в период большей подверженности изменениям (XIX-XX вв.); выявить актуальность национального костюма в настоящее время. Исследование опирается на работы: Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми ХΙХ – начала ХХ в. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. – Кудымкар: Коми – Перм. кн. изд., 1994. Коми-пермяцкий национальный костюм: Из собрания Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея им. П.И. Субботина-Пермяка / Чагин Г.Н., Климов В.В., Караваева Л.В. – Кудымкар: КомиПермяцкое кн. изд-во, 2006.

Источниками для данной работы служат письменные и вещественные материалы. К письменным источникам относятся монографии, научные статьи, исследовательские работы этнографов. К вещественным материалам относятся сохранившиеся костюмы коми-пермяков, находящиеся в музеях Пермского края, в личных вещах представителей этноса, также фотографии костюмов.

Народная традиционная крестьянская одежда коми-пермяков XIX – начала ХХ века является ценнейшим памятником народного творчества. Многие исследователи говорят о том, что с XIX века костюм русских подвергся некоторым изменениям, но костюм коми-пермяков во многом остался схожим с исходным вариантом, что позволяет изучать отличительные признаки. Под влиянием моды некоторым изменениям подвергается женский костюм. В основном, эти изменения заключаются в материале изготовления одежды, например, домотканная пестрядь сменяется на покупные ткани. Но всё же, одежда сохраняет черты, которые позволяют отличить коми-пермяцкий этнос от другого, в выборе цвета, например, для рубахи, в орнаменте вышивки.

Ученые утверждают, что коми-пермяцкий костюм относится к северорусскому комплексу. Но до прихода русских на территории «Пармы» коми-пермяки имели свои традиции, кухню и следовательно одежду. Возможно, коми-пермяцкий костюм выглядел совсем иначе, чем дошёл до нас, но также, возможно, что какая-то часть костюма изменилась под влиянием культуры русского населения, а другая часть осталась абсолютно неизменной, даже с появлением новых технологий.

Нательным предметом одежды была рубаха (слайд 2). До конца XIX века была распространена туникообраная рубаха. Затем её сменяют рубахи с плечевыми вставками(поликами) и на кокетке. Рубахи с поликами богато орнаментировались рукава браным ткачеством (техника узорного ткачества, когда мастерица «берёт» или «выбирает» нить), а у рубах на кокетке пестрила вышивкой сама кокетка. Хоть туникообраная рубаха сменилась новыми видами, она продолжала бытовать в одежде для погребальных церемоний. Стоит отметить, что у северных коми-пермячек праздничной считалась цветная, яркая рубаха, а у южных белая.

По верх рубахи надевали сарафан (слайд 3). Сарафан шился из крашенного холста, домотканной пестряди (пестрядь — грубая ткань из разных ниток), фабричных тканей. Сарафан встречался двух видов — косоклиный и прямой. Во второй четверти XX века распространяется комплекс юбка-кофта (слайд 4). Однако, актуальным этот комплекс был в городской среде, в сельской же появился сарафан-юбка на лямках.

Более неизменной частью костюма можно считать передники (слайд 5). Они надевались поверх сарафана, завязывлись на талии. Передники были двух видов — без грудки и с небольшой грудкой.

Головной убор коми-пермячки был двух видов (слайд 6). Для южных районов характерен такой женский убор как «шамшура». Чаще всего её шили из домашнего холста, а лицевая часть шамшуры была из красного ситца или сатина. Верхняя твердая часть головных уборов богато орнаментировалась вышивкой нитками или бисером. Для северный районов характерен был такой вид головного убора как «кокошник». Однорогий, вышитый бисером, перламутром или жемчугом, поверх надевали платок. В начале XX века распространяется мягкая шапочка — моршень, а к середине XX головные уборы данных видов ещё встречаются в повседневной одежде коми-пермячек, но более старшего поколения, актуальным становится повязывание платка.

Ещё одним, менее подверженным изменениям, предметом одежды является пояс (слайд 7). Подпоясанная одежда, плотно прилегая к фигуре, лучше согревала, обеспечивала свободу движения во время работы. Кроме этого считалось, что пояс охраняет от нечистой силы, особенно от лесных и домашних духов. Именно поэтому пояса, на протяжении всего времени формирования костюма, оставались неизменным атрибутом.

Будничные пояса были менее яркие, чем праздничные. Чаще пояса заканчивались кистями или бахромой. Своё значение, в большей степени, ко второй половине XX века, пояса сохраняли в сельской среде.

Обувь коми-пермяков не разделялась на женскую и мужскую (слайд 8). Коми-пермячки надевали узорчатые чулки, носки. Из обуви были распространены лапти, которые поверх лыка(внутренняя часть молодых деревьев) оплетались берестой, опушнялись, привязывались к ноге шерстяными белыми, чёрными или красными повязками; кожаные коты, валенки, пимы (сапоги из шкур). С начала XX века начала распространяться обувь общерусского образца в городской среде, а в сельской, лапти и коты встречались до 70-х годов XX века.

Верхняя одежда также не имела существенных различий между мужской и женской (слайд 9). Женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. В них ходили дома и на улице. Шабур первоначально шили из белого холста, затем из темного, обязательно приталенного фасона и длиной до колен. У женщин правая пола заходила левую. Застегивался на петли. Пониток и зипун шили из сукна, с застежками-петлями. Зипун имел более прямой и свободный покрой, чем пониток. Его надевали в дорогу поверх шабура, а иногда и понитка. Пониток утепляли: пришивали холщовый подклад, воротник, а иногда покрывали холстом или покупной материей.

Современная одежда коми-пермяков, особенно, в городах и поселках мало отличается от одежды других народов и соответствует общероссийским тенденциям моды и стиля, но национальный костюм используется в мероприятиях, посвященных традициям коми-пермяцкого этноса, фестивалях. Также, используется как костюм народных коллективов, в качестве отличительной черты. Более активно национальный костюм используют язьвинские коми-пермяки, которые в большинстве являются старообрядцами. Так, женщинам необходимо приходить на моление в сарафанах, обязательно подпоясанных.

В рамках данной темы исследования, не была полностью решена задача по выявлению актуальности национального костюма не только в праздничных мероприятиях, но и в повседневной жизни. На примере Красновишерского района, а также других, прилегающих к нему районов с коми-пермяцким населением, планируется выявить существование традиционной одежды в повседневности, также узнать об особенностях обрядовой одежды в современном аспекте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: