Методические рекомендации к практическим занятиям




Методические рекомендации к практическим занятиям

 

 

по дисциплине Физиология-2 для специальности 051301 «Общая медицина»

 

 

Раздел: Дыхательная система

Практическое занятие: № 1

 

Тема: Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Изучение параметров внешнего дыхания при физической нагрузке.

 

Курс: 3

Факультет: Общая медицина

 

 

Составители: Хамчиев К.М.

Коппель Т.А.

 

 

Астана- 2013г.

 

1.Тема: Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Изучение параметров внешнего дыхания при физической нагрузке.

2. Цель: Формирование у студентов знаний об основных закономерностях процессов газообмена у здорового человека, механизмов его регуляции для понимания важнейших принципов и путей компенсации функциональных расстройств работы дыхательной системы.

3. Задачи обучения: научить понимать физиологические процессы, регулирующие газзобменную функцию дыхания, понимать основные механизмы первого вдоха новорожденного, привить навыки исследования функций дыхания при различных условиях.

4. Основные вопросы темы:

1. Регуляция дыхания.Структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику.

2. Механорецепторы легких, их значение в саморегуляции частоты и глубины дыхания. Рефлексы Геринга и Брейера.

3. Гуморальная регуляция. Опыт Фредерика.

4. Значение гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий в регуляции дыхания.

5. Условно-рефлекторная и произвольная регуляция дыхания.

6. Влияние на частоту и глубину дыхания газового состава и рН артериальной крови. Центральные и периферические хеморецепторы, их значение в обеспечении газового гомеостаза.

7. Изменение вентиляции легких при гиперкапнии и гипоксии.

8. Дыхание при физической работе, при повышенном и пониженном барометрическом давлении.

9. Защитные дыхательные рефлексы.

10. Функциональная система поддерживающая постоянство газового состава крови.

11. Первый вдох новорожденного ребенка.

12. Особенности регуляции дыхания у детей

 

5.Методы обучения и преподавания: Выполнение практических работ: спирография при физической нагрузке, повышенном и пониженном содержании СО2. Решение ситуационных задач и тестовых заданий по системе дыхания. Работа в малых группах, обсуждение результатов исследования, оформление протоколов.

Практическая работа №1.

ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ НА РЕГУЛЯЦИЮ ДЫХАНИЯ (НАБЛЮДЕНИЕ НА ЧЕЛОВЕКЕ).

Цель работы: пользуясь методом пневмографии, изучить влияние, па частоту и глубину дыхания некоторых рефлекторных и гуморальных факторов, а также процессов координации в центральном нервной системе.

Методика:

1. Защитные рефлексы на дыхание:

а) укрепить на грудной клетке испытуемого манжетку пневмографа, заполнить её воздухом и соединить ёе с капсулой Марея. Писчик капсулы установить так, чтобы он касался поверхности кимографа. Записать дыхательные движения при медленном вращении барабана кимографа;

б) испытуемому взять в рот воду и, не глотая ее, продолжать нормально дышать. Затем проглотить воду во время вдоха. Изменилось ли дыхание и почему? Повторить опыт, проглотив воду во время выдоха;

в) Во время записи дыхательных движений поднести неожиданно к носу испытуемого ватку, смоченную раствором аммиака, и подержать её 2-3 с. Происходит задержка дыхания. Почему?

 

2. Влияние повышенного и пониженного содержания СО2 на дыхание:

а) во время записи дыхательных движений после глубокого вдоха задержать дыхание насколько возможно. Как изменится дыхание после задержки, и почему?;

б) испытуемому произвести очень глубокое дыхание (гипервентиляцию), дыхание записать. Гипервентиляцию производить в течение 1 мин., затем ее прекратить и записать дыхание после гипервентиляции. Как оно изменилось? Обычно, через несколько секунд наступает остановка дыхания;

в) отсоединить капсулу Марея от пневмографа и произнести бег на месте в течение 1 мин. Быстро восстановить связи испытуемого с капсулой Марея и записать дыхание. Изменилось ли оно?

3. Влияние на характер дыхания процессов координации двигательные актов:

а) записать дыхание испытуемого, дав ему задание вдеть нитку в ушко иголки. Как изменится дыхание?;

б) записать дыхание при ритмическом разговоре (чтение стихов).

Оформить результаты работы и выводы.

При оформлении результатов работы необходимо схематически отобразить возможные изменения характера дыхания (графики). В выводах следует объяснить наблюдаемые изменения дыхания.

Литература.

Лекции по теме.

Основная:

1. Судаков К.В., и др. Нормальная физиология в динамических схемах: атлас: учеб.пособие. – М., 2009.

2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.. Нормальная физиология: Учебник для студентов медвузов.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007.

3. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.

4. Физиология человека. Под ред. Р.Шмидта, Г. Тевса. М.,., в 3-х томах.- 2007.

Дополнительная:

1. Ткаченко Б. И. и др. Физиология человека.Compendium: учебник. – М., 2009.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука. – М.: ГЭАТАР-Медиа, 2007. – 384 с.

3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А.Ахтямова, В.Г.Афанасьев и др.; Под ред. С.М.Будылиной, В.М.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

4. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна.-М.: Высшая школа, 2007.

5. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.

6. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.

7. В.М. Смирнов. Физиология в рисунках и таблицах.- М., «МИА», 2007.

7. Контроль:

Решение ситуационных задач:

Задача № 2. Как изменится дыхание испытуемого, если во вдыхаемом воздухе повысится содержание СО2?

 

Задача № 6. В замкнутом пространстве у человека возникло явление гиперкапнии. Как это повлияет на характер дыхания и газообмена в легких?

 

 

АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

 

Факультет общей медицины, фармации и стоматологии

 

Кафедра нормальной физиологии

 

 

Методические рекомендации к практическим занятиям

 

 

по дисциплине Физиология-2 для специальности 051301 «Общая медицина»

 

 

Раздел: Дыхательная система

Практическое занятие: № 2

 

Тема: Физиологические методы исследования параметров внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Возрастные особенности.

 

 

Курс: 3

Факультет: Общая медицина

 

 

Составители: Хамчиев К.М.

Коппель Т.А.

 

 

Астана- 2014 г.

 

1.Тема: Физиологические методы исследования параметров внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Возрастные особенности.

2. Цель: Формирование у студентов знаний об основных закономерностях процессов функционирования дыхательной системы здорового человека, их особенностей у детей, для понимания важнейших принципов и путей компенсации функциональных расстройств работы сосудистой системы.

3. Задачи обучения: научить понимать физиологические процессы, регулирующие деятельность органов дыхания, привить навыки функционального исследования работы органов дыхания: техника изучения параметров вентиляции легких), работа со спирографом, спирометром, фонендоскопом (точки выслушивания легких, аускультация легких друг на друге и манекене

4. Основные вопросы темы:

1. Основные этапы процесса дыхания.

2. Типы дыхания (брюшной, грудной, смешанный). Особенности у детей

3. Число дыханий в минуту, глубина и ритм дыхания.

4. Дыхательный цикл. Физиология дыхательных путей. Регуляция их просвета.

5. Вентиляция легких /минутная, альвеолярная/, ее неравномерность в разных отделах органа.

6. Механизм вдоха. Давление в плевральной полости, его изменения при дыхании.

7. Эластические свойства легких и стенок грудной полости. Поверхностно-активные вещества /сурфактант/ и тканевые факторы, их обсуловливающие.

8. Спирометрия, спирография.

9. Особенности дыхания у детей

 

5. Методы обучения и преподавания: Выполнение практических работ: освоение клинико-физиологических методик изучения внешнего дыхания (техника изучения параметров вентиляции легких), работа со спирографом, спирометром,, фонендоскопом (точки выслушивания легких, аускультация легких друг на друге и манекене, таблицами и атласами (изучение механизмов вдоха и выдоха). Обсуждение результатов исследования, оформление протоколов,

Практическая работа №1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЁМКОСТИ ЛЁГКИХ И ЕЁ ФРАКЦИЙ. РАБОТА С ПРИБОРОМ «СПИРОКОМ»

Цель работы: ознакомиться с методикой определения легочных объёмов и жизненной ёмкости лёгких.

Методика: Спирометр привести в нулевое положение, мундштук протереть ватой со спиртом, сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха и, вдохнув максимально глубоко, сделать возможно глубокий выдох в спирометр. Выдох производить медленно, без рывков. Полученная цифра соответствует жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ).

Определение дыхательного объёма.

Привести спирометр в нулевое положение и, взяв мундштук в рот, спокойно дышать, причём вдох делать через нос, а выдох – через рот в спирометр. После 5-6-ти дыханий отметить по шкале объём выдохнутого воздуха и разделить его на число дыханий.

Определение резервного объёма вдоха.

Из крышки вынуть пробку, поднять колокол спирометра, Например до 3000 мл. После этого закрыть пробку. Испытуемым, сделав несколько спокойных дыханий, после обычного вдоха должен взять в рот мундштук, и сделать возможно глубокий вдох из спирометра. Разность между первым показателем (3000) и последним (например, 1500) покажет резервный объём вдоха – 1500 мл.

 

 

Определение резервного объёма выдоха.

Поставить спирометр в нулевое положение, сделать несколько спокойных дыхательных движений и после очередного выдоха взять мундштук в рот и сделать возможно глубокий выдох в спирометр. Объём выдохнутого в спирометр воздуха и есть резервный объём выдоха.

Определив дыхательный объём, резервный объём вдоха и резервный объём выдоха, сложить их и сравнить с уже полученным объёмом жизненной ёмкости лёгких. Если расхождение превышает 10 %, то определение проведено неточно и его следует повторить.

Величина ЖЕЛ, которая получается при исследовании, обычно называется фактической (ФЖЕЛ).

Величина ЖЕЛ, которая определяется путем умножения роста человека у мужчин – на 25, а у женщин – на 20, называется ДЖЕЛ. Для оценки степени развития аппарата внешнего дыхания её необходимо сравнить с той величиной, которая соответствует данным физического развития человека. С этой целью определяют отношение:

ФЖЕЛ х 100 %

ДЖЕЛ

Оформить результаты работы и выводы.

 

Практическая работа №2.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТЫ, ГЛУБИНЫИ МИНУТНОГО ОБЪёМА ДЫХАНИЯ В ПОКОЕ И ПРИ физической нагрузке

Цель работы: изучить зависимость основных показателей внешнего дыхания от физической нагрузки.

Методика: Работа выполняется при помощи спирометра. У испытуемого определяют минутный объём дыхания (МОД) и частоту дыхания по спирометру. Определение нужно проделать трижды: в положении испытуемого сидя, во время ходьбы на месте в темпе 120 шагов в минуту, во время бега на месте.

Затем сделать следующие вычисления: найти среднюю глубину дыхания, разделив МОД на частоту дыхания. Затем найти объём альвеолярной вентиляции, для чего средний объём «вредного пространства» (150 мл у мужчин и 100 мл у женщин) умножить на частоту дыхания и полученное число вычесть из величины МОД. Данные надо записать в таблицу. Сравнить результаты трёх определений и сделать выводы о влиянии мышечной работы на основные показатели дыхания.

Оформить результаты работы и выводы.

Таблица 2.

Условия опыта Величина МОД Частота дыхания Средняя глубина дыхания Кол-во воздуха, не участвующего в газообмене Объём альвеолярной вентиляции
Сидя в покое          
Во время ходьбы          
Во время бега на месте          

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: