Цель работы: ознакомиться с методикой анализа сприрограммы человека.
Методика:
1. Найдите запись спокойного дыхания и проведите линию верхней границы (спокойного дыхания – вдоха) усреднённо. Параллельно верхней границе также усреднённо проведите линию нижней границы спокойного дыхания (спокойного выдоха).
2. Определение дыхательного объёма – ДО. Измерьте циркулем или линейкой расстояние от верхней до нижней границы спокойного дыхания в мм. Так как 1 мм соответствует 20 мл воздуха, полученное число умножьте на 20.
3. Определение резервного объёма вдоха – РОвд. Найдите границу максимального вдоха по пику кривой на спирограмме. Измерьте расстояние от верхней границы спокойного вдоха до верхней границы максимального вдоха. Полученное число умножьте на 20.
4. Определение резервного объёма выдоха – РОвыд. Найдите границу максимального выдоха. Измерьте расстояние от нижней границы спокойного выдоха до границы максимального выдоха. Полученное число умножьте на 20 (мл)
5. Определение жизненной ёмкости лёгких – ЖЕЛ.
1. способ: проведите линии границ максимального вдоха и выдоха параллельно друг другу и измерьте расстояние между ними. Полученное число умножьте на 20 (мл).
2. способ: сложите значения ДО + РОвд + РОвыд. Данные, полученные обоими способами должны совпадать.
6. Определение частоты дыхания – ЧД. Скорость движения бумажной ленты при записи спирограммы равна 50 мм/мин., 1 мм соответствует 0,02 мин.
7. Определение минутного объёма дыхания – МОД. МОД = ДО х ЧД.
8. Определение должного значения ЖЕЛ (ДЖЕЛ) для больного, данные которого указаны на спирограмме по формулам:
для мужчин ДЖЕЛ = рост (см) х 0,052 – возраст (лет) х 0,022 – 3,6
|
для женщин ДЖЕЛ = рост (см) х 0,041 – возраст (лет) х 0,018 – 2,6
9. Расчет жизненного показателя – ЖП. ЖП – отношение ЖЕЛ к весу тела. В норме у мужчин ЖП = 60, у женщин = 52.
10. Процент использования ЖЕЛ – процентное отношение ДО к ЖЕЛ. В норме составляет 12-15 %.
Карта функционального обследования Дата __________________
Ф.И.О.________________________Рост _______________Вес___________________
Жалобы ______________________________________ Пол ______________
Показатели | Усл. сокращения | Норма | Фактически |
Частота дыхания | ЧД | 10-20 в мин. | |
Дыхательный объём | ДО | 300-900 мл 15-20 % ЖЕЛ | |
Резервный объём вдоха | РОвд | 1500-2000 50 % ЖЕЛ | |
Резервный объём выдоха | РОвыд | 1000-1500 30 % ЖЕЛ | |
Остаточный объём | ОО | 1200 мл | |
Жизненная ёмкость лёгких | ЖЕЛ | 2-5 л | |
Должная жизненная ёмкость лёгких | ДЖЕЛ | 2-5 л | |
Общая емкость лёгких | ОЕЛ=ОО+ЖЕЛ | 3200-6200 мл | |
Функциональная остаточная ёмкость | ФОЕ=РОвыд +ОО | 2200-2700 мл | |
Ёмкость вдоха | Евдоха=ДО+РОвд | 1800-2900 | |
Соотношение дыхательных фаз | К=1,2 | вдох 1-5 с. выдох 1,2-6 с | |
Минутный объём дыхания | МОД | 4-10 л/мин | |
Альвеолярная лёгочная вентиляция | АЛВ | 75 % МОД | |
Максимальная вентиляция лёгких | МВЛ | 50-120 л/мин | |
Жизненный показатель | ЖП ед. | ||
% использования. ЖЕЛ | |||
ОФВ1 | 70-80 % ЖЕЛ | ||
ОФВ2 | 80-90 % ЖЕЛ | ||
ОФВ3 | 90-100 % ЖЕЛ | ||
Резерв дыхания | РД=МВЛ-МОД | ||
АД | |||
ЧСС |
Оформить результаты работы и выводы.
Литература.
Лекции по теме.
Основная:
1. Судаков К.В., и др. Нормальная физиология в динамических схемах: атлас: учеб.пособие. – М., 2009.
|
2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.. Нормальная физиология: Учебник для студентов медвузов.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007.
3. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.
4. Физиология человека. Под ред. Р.Шмидта, Г. Тевса. М.,., в 3-х томах.- 2007.
Дополнительная:
1. Ткаченко Б. И. и др. Физиология человека.Compendium: учебник. – М., 2009.
2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука. – М.: ГЭАТАР-Медиа, 2007. – 384 с.
3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А.Ахтямова, В.Г.Афанасьев и др.; Под ред. С.М.Будылиной, В.М.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
4. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна.-М.: Высшая школа, 2007.
5. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
6. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
7. В.М. Смирнов. Физиология в рисунках и таблицах.- М., «МИА», 2007.
7. Контроль:
Решение ситуационных задач:
Ситуационная задача
Каков МОД, если ЖЕЛ – 4100мл, Ровд – 2000мл, РОвыд – 1700мл, ЧД – 18 в мин?
Ситуационная задача
Каков МОД, если ЖЕЛ – 4300мл, Ровд – 1800мл, РОвыд – 1600мл, ЧД – 17 в мин?
АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»
Факультет общей медицины, фармации и стоматологии
|
Кафедра нормальной физиологии
Методические рекомендации к практическим занятиям
по дисциплине Физиология-2 для специальности 051301 «Общая медицина»
Раздел: Дыхательная система
Практическое занятие: № 3
Тема: Исследование газообмена в лёгких и тканях. Транспорт газов кровью.
Курс: 3
Факультет: Общая медицина
Составители: Хамчиев К.М.
Коппель Т.А.
Астана- 2014 г.
1.Тема: Исследование газообмена в лёгких и тканях. Транспорт газов кровью.
2. Цель: Формирование у студентов знаний об основных закономерностях процессов газообмена у здорового человека, механизмов его регуляции для понимания важнейших принципов и путей компенсации функциональных расстройств работы дыхательной системы.
3. Задачи обучения: научить понимать физиологические процессы, регулирующие газзобменную функцию дыхания, понимать основные механизмы первого вдоха новорожденного, привить навыки функционального исследования работы органов дыхания: техника изучения параметров вентиляции легких при задержке дыхания в различных условиях.
4. Основные вопросы темы:
1. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Способы определения.
2. Напряжение газов, растворенных в крови, методы их измерения. Парциальное давление газов в альвеолярном воздухе.
3. Газообмен в легких.Свойства легочной мембраны. Диффузионная способность легких.
4. Трапспорт газов О2 и СО2 кровью.Факторы, влияющие на образование и диссоциацию гемоглобина.
5. Содержание О2 и СО2 в артериальной и венозной крови. Оксигемометрия. Кислородная емкость крови.
6. Коэффицент утилизации СО2 в разных условиях. Значение карбоангидразы.
7. Газообмен между кровью и тканями.
5. Методы обучения и преподавания: Выполнение практических работ: освоение клинико-физиологических методик изучения внешнего дыхания, работа в малых группах, работа в паре, работа с таблицами и атласами (изучение механизмов газообмена). Обсуждение результатов исследования, оформление протоколов. Рубежный контроль.
Практическая работа №1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ.
Цель работы: определить, как влияет содержание углекислого газа в крови на время произвольной задержки дыхания.
Методика: испытуемого просят задержать дыхание в момент спокойного вдоха, второй раз – в момент выдоха. Каждый раз отмечают по секундомеру время до начала произвольного дыхания (момент вдоха).
а) испытуемому произвести гипервентиляцию, после чего у него снова определить время задержки дыхания;
б) испытуемому Совершить бег на месте и по команде задержать дыхание. Отметить, как долго он может задержать дыхание. Между определениями сделать 5-10 мин. промежутки, сравнить результаты.
Оформить результаты работы и выводы.
Литература.
Лекции по теме.
Основная:
1. Судаков К.В., и др. Нормальная физиология в динамических схемах: атлас: учеб.пособие. – М., 2009.
2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.. Нормальная физиология: Учебник для студентов медвузов.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007.
3. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.
4. Физиология человека. Под ред. Р.Шмидта, Г. Тевса. М.,., в 3-х томах.- 2007.
Дополнительная:
1. Ткаченко Б. И. и др. Физиология человека.Compendium: учебник. – М., 2009.
2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука. – М.: ГЭАТАР-Медиа, 2007. – 384 с.
3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А.Ахтямова, В.Г.Афанасьев и др.; Под ред. С.М.Будылиной, В.М.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
4. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна.-М.: Высшая школа, 2007.
5. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
6. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
7. В.М. Смирнов. Физиология в рисунках и таблицах.- М., «МИА», 2007.
7. Контроль:
Вопросы рубежного контроля:
1. Принципы организации функциональной системы дыхания.
2. Дыхание, его основные этапы.
3. Механизм внешнего дыхания. Биомеханика вдоха и выдоха.
4. Давление в плевральной полости и его происхождение и роль в механизме внешнего дыхания. Изменения давления в плевральной полости в разные фазы дыхательного цикла.
5. ЖЕЛ и составляющие её компоненты. Методы их определения. Оста воздух.
6. Минутный объём вентиляции лёгких и его изменения при различных нагрузках, методы его определения. «Вредное пространство» и эффективная лёгочная вентиляция. Почему редкое и глубокое дыхание более эффективно.
7. Состав атмосферного и выдыхаемого воздуха. Альвеолярный воздух как внутренняя среда организма. Понятие о парциальном давлении газов.
8. Газообмен в лёгких. Парциальное давление газов (О2 и СО2) в альвеолярном воздухе и напряжение газов в крови. Основные закономерности перехода газов через мембрану.
9. Обмен газов между кровью и тканями. Напряжение О2 и СО2 в крови, тканевой жидкости и клетках.
10. Транспорт газов кровью:
а) транспорт О2 кровью; кривая диссоциации оксигемоглобина, её характеристика; кислородная ёмкость крови;
б) транспорт углекислоты кровью; значение карбоангидразы; взаимосвязь транспорта О2 и СО2.
11. Механизм первого вдоха новорожденного
12. Особенности регуляции дыхания у детей
ТЕСТЫ
рубежного контроля по разделу «ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
1. Что такое жизненная емкость легких?
А) полный объем обеих легких;
В) сумма дыхательного и остаточного объема;
С) сумма резервных объемов дыхания;
Д) сумма остаточного объема и резервного объема выдоха;
Е) сумма дыхательного и резервных объемов дыхания.
2. В кольцевых мышцах бронхов находятся:
А) b - адренорецепторы;
В) альфа—аденорецепторы;
С) альфа—аденорецепторы и Н—холинорецепторы;
Д) Н—холинорецепторы;
Е) М—холинорецепторы и Н—холинорецепторы.
3.Как изменится участие правого и левого легкого в акте дыхания
при правостороннем пневмотораксе?
А) дыхательные движения правого легкого прекратиться;
В) движения правого и левого легкого прекратятся;
Е) движения правого легкого усилятся, а левого прекратиться;
С) движения правого и левого легкого усилятся;
Е) движения левого легкого усилятся, а правого прекратиться.
4. Какую функцию в процессах газообмена выполняет фермент карбоантидраза?
А) ускоряет реакцию: Н2СО3-СО2+Н2О;
В) замедляет реакцию: Н2СО3-СО2+Н2О;
С) ускоряет реакцию: НвСО2-СО2-Нв;
Д) замедляет реакцию: НвСО2-СО2-НВ;
Е) замедляет все реакции;
5. Какова основная причина развития гиперпноэ после произвольной задержки дыхания?
А) понижение содержания О2 в крови;
В) повышение содержания СО2 в крови;
С) понижение содержания О2 в крови;
Д) повышение содержания СО2 в крови;
Е) не зависит от содержания СО2 и О2;
6. Как отразится на дыхании двухсторонняя перерезка блуждающих нервов:
А) дыхание станет поверхностным и частым;
В) произойдет задержка дыхания;
С) дыхание станет более глубоким и редким;
Д) дыхание станет поверхностным и редким;
Е) произойдет остановка дыхания
7. Дыхательный обьем воздуха равен:
A) 0,3 - 0,8 л;
B) 1,0 - 1,5 л;
C) 2,0 - 2,5 л;
D) 3,0 - 3,5 л;
E) 4,0 - 4,5 л.
8. В крови находятся газы:
A) азот, угарный газ, гелий;
B) кислород, углекислый газ, азот;
C) углекислый газ, водород, азот;
D) инертный газ, кислород, углекислый газ;
E) гелий, водород, азот.
9. Дыхание прекратится, если перерезка мозга произведена:
A) по переднему краю варолиева моста;
B) по нижнему краю варолиева моста;
C) на уровне поясничного отдела спинного мозга;
D) под продолговатым мозгом;
E) на уровне промежуточного мозга.
10. Дыхательный центр при спокойном дыхании посылает импульсы к:
A) диафрагме, мышцам живота;
B) мышцам плечевого пояса, диафрагме;
C) межреберным мышцам, диафрагме;
D) мышцам живота, спины;
E) мышцам плечевого пояса и межреберным.
11. При нарушении целостности грудной клетки легкие:
A) спадаются и не участвуют в дыхании;
B) растягиваются во время вдоха;
C) спадаются во время выдоха;
D) следуют за грудной клеткой;
E) растягиваются во время выдоха.
12. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) включает:
A) дыхательный обьем, резервный обьем вдоха и выдоха;
B) остаточный и дыхательный обьем;
C) дополнительный и резервный обьем вдоха;
D) резервный обьем выдоха и остаточный обьем;
E) альвеолярный воздух и воздух "вредного" пространства.
13. Поверхностному натяжению в альвеолах препятствует:
A) водные пары;
B) углекислый газ;
C) кислород;
D) сурфактант;
E) азот.
14. Рефлекторная саморегуляция дыхания (рефлекс Геринга-Брейе-
ра) осуществляется импульсами, поступающими от:
A) механорецепторов альвеол, проприорецепторов;
B) механорецепторов сосудов и прориорецепторов;
C) рецепторов слизистой носа и проприорецепторов скелетной
мускулатуры;
D) хеморецепторов продолговатого мозга и интерорецепторов
внутренних органов;
E) проприорецепторов скелетной мускулатуры и вестибулорецепто-
ров.
15. Кислород переносится кровью в виде:
A) оксигемоглобина и карбоната натрия;
B) простого физического растворения и оксигемоглобина;
C) простого физического растворения и карбоксигемоглобина;
D) карбгемоглобина и карбоната калия;
E) метгемоглобина и простого физического растворения.
16. Величина минутного обьема дыхания (МОД) в состоянии покоя
равна:
A) 0,5 - 1,0 л;
B) 1,0 - 1,5 л;
C) 1,5 - 2,0 л;
D) 3,0 - 5,0 л;
E) 5,0 - 8,0 л.
17. Дыхательный обьем - это количество воздуха:
A) находящееся в легком после спокойного вдоха;
B) которое можно вдохнуть при глубоком вдохе;
C) остающееся в легких после спокойного выдоха;
D) вдыхаемое и выдыхаемое в покое;
E) которое можно выдохнуть при глубоком выдохе.