1группа | 2 группа | 3 группа |
Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети, глубоко переживают расставание с близкими, так как, опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. Беспокойство, плаксивость сохраняются в их поведении довольно долго. Адаптация проходит более сложно. Для таких детей важна постепенность при привыкании к детскому саду. В первые дни желательно пребывание ребенка вместе с мамой. | Дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние. Очень важно доброжелательное отношение к ребенку | Дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно и одни. С детьми контактируют редко и кратковременно Адаптация происходит достаточно легко. |
Сл 9 - 4. Типы нервной системы –
темперамент (совокупность индивидуальных особенностей личности).
В зависимости от степени выражения того или иного свойства нервной системы различают четыре основных типа высшей нервной деятельности и соответственно четыре ОСНОВНЫХ типа темперамента:
|
МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ, ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ, ХОЛЕРИЧЕСКИЙ И САНГВИНИЧЕСКИЙ.
В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные». Но даже в этом случае наиболее яркие черты всё равно будут уловимы. Именно на них и стоит обращать внимание.
Сильный уравновешенный тип холерик | Сильный неуравновешенный тип сангвиник | Сильный уравновешенный инертный тип флегматик | Слабый тип меланхолик |
Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро. Общение с детьми должно быть доброжелательное. | Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы. В первые дни поступления нельзя ограничивать таких детей в действиях. Обращаться с ними следует очень ровно, спокойно, не допускать перевозбуждения их нервной системы. Пребывание в первые дни должно быть ограничено по времени. | Дети отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися, однако свойственная им заторможенность может усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения. При работе с такими детьми важно проявить выдержку и терпение, в первые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время для освоения нового, для знакомства с окружающим. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к осложнениям в его поведении, к затруднениям в адаптации. | Дети с ослабленным типом нервной системы очень болезненно переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Пребывание в первые дни должно быть ограничено по времени. Отношение воспитателей должно быть ровным, спокойным, доброжелательным. Не рекомендуется таких детей сразу резко отучать от каких-либо привычек. Важно и дома придерживаться режима дня, приближенного к режиму детского сада. |
|
РЕБЕНОК-ХОЛЕРИК (сильный, уравновешенный, подвижный) характеризуется энергичностью, неутомимостью, нетерпеливостью, горячностью. Любит шумные азартные игры с баловством, часто меняет друзей. Быстро и эмоционально говорит. Думает быстро, схватывая на лету детали происходящего и быстро их забывая. Движения порывистые, все делает быстро.
|
РЕБЕНОК-ФЛЕГМАТИК (сильный, уравновешенный, инертный) характеризуется медлительностью, неторопливостью, обстоятельностью. Предпочитает спокойные и тихие игры, в дружбе отличается постоянством. Говорит медленно, с паузами между слов. Медленно запоминает, однако схватывает целое и долго не забывает. Делает все медленно, движения неторопливые.
РЕБЕНОК-САНГВИНИК (сильный, неуравновешенный, подвижный) характеризуется средними характеристиками по сравнению с холериком и флегматиком.
Такой тип темперамента как МЕЛАНХОЛИК (слабый, неуравновешенный, инертный) у ребенка дошкольного возраста выделять нецелесообразно, поскольку характеристики этого темперамента могут предполагать наличие нервно-психического нарушения (тревожность, боязливость, подозрительность, обидчивость и т.п.).
Следует помнить, что у каждого типа темперамента есть свои сильные и слабые черты, в соответствии с которыми и нужно строить свое взаимодействие с ребенком.
Сл 10 - Советы родителям.