Как складывается мнение о человеке?
При встрече (контакте) людей сразу происходит передача ИФИ. Поступающие друг от друга сигналы воспринимаются, осознаются противоположной стороной. Далее они сравниваются с имеющимся у каждого «шаблоном» – таким же подобным сигналом, поступившим ранее и имеющим оценку «хорошо» или «плохо». В результате возникает оценочная установка на вновь поступивший сигнал, а следовательно, и на его источник – человека. Это – ВПЕЧАТЛЕНИЕ. При продолжении знакомства, на основе впечатления, происходит сбор ИФИ (как правило, не только прямой, но и косвенной) – так формируется МНЕНИЕ, а вместе с ним и установка, готовность действовать в отношении этого человека или группы людей определённым образом.
Формы восприятия ифи
Мнение о Вас у какого-либо человека может сформироваться на основе прямой ИФИ. При этом данная информация может:
а) вполне осознаваться этим человеком (Например, «я слышал, как он говорил… и я помню, как он при этом…», «Я проанализировал его статьи и пришёл к выводу, что их автор…»). Т.е. эта информация находится в его сознании.
Сознание – это некая сфера психики, в которую извне поступает информация, где она некоторое время хранится и используется по назначению. В каждый конкретный момент времени мы можем сказать «я знаю» только про то, что в этот момент времени находится в нашем сознании.
в) не осознаваться этим человеком, т.к. эта информация находится в его подсознании и проявляет себя лишь в виде тех или иных чувств, которые если и осознаются человеком, то в лучшем случае по типу: «Не знаю, почему он мне нравится», «Есть в нём что-то неприятное», а в худшем, на основе этих чувств, придумывается достаточно логичное объяснение, как правило, не соответствующее действительности. Например, один сосед по комнате вам нравится, а другой не нравится по непонятным вам причинам. Человек раздражается на нелюбимого соседа по любым мелочам, которые у любимого соседа он даже не замечает..
|
До этого мы рассматривали прямую имиджформирующую информацию (ПИФИ), пришло время поговорить о косвенной имиджформирующей информации (КИФИ).
КИФИ – это та информация о Вас, которая получена не при непосредственном общении с Вами.
Можно выделить три источника такой информации:
«третьи лица», т.е. люди, которые сообщили о Вас некую информацию.
Продукты Вашей деятельности – они тоже могут «сообщать» о Вас кое-что. Например, Леонардо Дикаприо жертвует много денег на благотворительность. Благодаря этой деятельности у актёра сформировался положительный имидж человека, небезразличного к проблемам защиты окружающей среды.
Сформированная Вами среда Вашего обитания (т.е. Ваш кабинет, Ваш дом, автомобиль, секретарь, а также имидж Вашей фирмы). Например, человек, летит в бизнес-классе воспринимается окружающими богатым и успешным.
Что касается первого пункта – «третьи лица» (посредники), этот вид КИФИ может быть:
во-первых, задокументированной или устной; Например, задокументированная информация: Книга «Биография Уинстона Черчилля» Ломакиной; Устная: что ваши коллеги говорят о вас.
во-вторых, официальной или неофициальной.
Официальная КИФИ может быть представлена либо в виде досье на Вас, либо в виде устного официального заявления. Досье это документы, которые обычно собирают на своего будущего партнера по деловому общению: его официальный статус, биография, послужной список, документы об образовании и т.д.
|
Официальная статусная информация должна быть представлена следующими вопросами: «Что? Кто? Где? Как? Почему? Когда? Какими средствами? Это те вопросы, отвечая на которые можно иметь всю необходимую информацию;
Например, устное официальное заявление, что Джоли и Пит разводятся. Неофициальная: слухи о том, что Бредли Купер и Ирина Шейк разводятся.
в-третьих, истинной или ложной.
К ложной имиджформирующей информации относят всякого рода легенды, слухи, сплетни. Ложная, Иван Голунов занимался сбытом наркотиков.
Психологический механизм принятия подобного рода информации: чем в большей мере содержание слуха совпадает с исходным мнением человека об объекте (политическом деятеле), тем в большей мере эти слухи им принимаются за правду. В арсенале многих политиков имеются специалисты по формированию мнения на основе ложной ИФИ – своего рода мастера конфабуляции (выдумки, вымысла). Ложная ИФИ нередко используется для формирования «инвертированного имиджа» - негативного имиджа конкурентной стороны.
Инвертированный (от лат. – «обратный», «противоположный»)
Что касается ложной информация и если это связано с Вами, так пусть лучше ходят легенды, имеющие позитивную эмоциональную окраску, чем слухи, а тем более – сплетни.
И хотя слово «слух» определяется как некая информация, не имеющая своего подтверждения, всё-таки слухи окрашены скорее негативно. А вот «сплетня» – это тот же слух, но уже определённо неточный, заведомо неверный, нарочно вымышленный.
|
И все они определённо делают своё дело – создают не только и не столько в сознании, сколько в подсознании негативную установку по принципу «нет дыма без огня».
А ещё мнение может быть априорным. До сих пор мы говорили о том, как возникает мнение на основе информации (ПИФИ и КИФИ). Но оказывается, что возможны ситуации, когда мнение о каком-либо человеке или другом объекте возникает вообще безо всякой о нём информации. И сталкиваемся мы с подобным чаще, чем хотелось бы.
Например, есть такие работники ГАИ, для которых любой водитель – потенциальный нарушитель правил дорожного движения. У них просто такая установка на всех водителей. Можно сказать и так: в его глазах имидж любого водителя отрицательный. И хотя, останавливая очередную машину, он встречается с человеком первый раз в жизни, имидж остановившегося уже готов, сформировался, так сказать, априорно.
У водителя же тоже может быть сформированное априорно мнение на имидж всех работников ГАИ.
И получается, что на формирование имиджа какого-либо человека влияют не только его характеристики и качества, но и та социальная роль, которую он исполняет: «Да все они, водители, нарушители», «Да эти демократы всю Россию распродали», «Да у нынешней молодежи ничего святого нет» и т.д.
Суть психологического механизма возникновения подобного мнения – в совмещении двух факторов: а) наличия определенных личностных установок на людей (установок негативных) и б) относительно частого столкновения с нарушениями. Только при совмещении обоих этих факторов возникает подобное априорное мнение.
Составляющие имиджформирующей информации
Средовый имидж: когда о человеке мы судим по созданной им искусственной среде обитания – по его жилищу, кабинету, автомобилю.
Габитарный имидж: (от латинского habitus – внешность) – по его собственной внешности: по костюму, макияжу, причёске, аксессуарам.
Овеществлённый имидж: мы судим о человеке по его овеществлённой продукции – предметам, вещам, которые он сделал, создал сам.
Если речь идёт о таких профессиях как: юрист, педагог, врач, предприниматель, политик, психолог и т.д., под овеществлённым имиджем подразумеваются деловые бумаги, документы, письма, тексты. Принцип его формирования следующий: составляя деловое письмо или документ следует придавать значение не только содержанию, но и форме, поскольку ещё неизвестно, что может быть порой важнее – форма или содержание. Представьте себе реакцию делового партнёра, если пришедшее к нему письмо будет написано на плохой серой бумаге, отпечатано на машинке под копирку, да ещё с орфографическими ошибками. Захочет ли он сотрудничать с Вами?..
Вербальный имидж: судим о человеке по его вербальной продукции – что и как говорит, что и как пишет. Например, Кличко не умеет грамотно и ясно выражать свои мысли, о нём складывается впечатление глупого человека.
Кинетический имидж: (от греческого kinetikos – движение) – судим о человеке по его невербальному языку, по жестикуляции, движениям, положению тела в пространстве, мимике. Например, Жириновский много и активно жестикулирует, и это говорит о нём как об эмоциональном интеллекте.