Составляющие имиджформирующей информации




Как складывается мнение о человеке?

При встрече (контакте) людей сразу происходит передача ИФИ. Поступающие друг от друга сигналы воспринимаются, осознаются противоположной стороной. Далее они сравниваются с имеющимся у каждого «шаблоном» – таким же подобным сигналом, поступившим ранее и имеющим оценку «хорошо» или «плохо». В результате возникает оценочная установка на вновь поступивший сигнал, а следовательно, и на его источник – человека. Это – ВПЕЧАТЛЕНИЕ. При продолжении знакомства, на основе впечатления, происходит сбор ИФИ (как правило, не только прямой, но и косвенной) – так формируется МНЕНИЕ, а вместе с ним и установка, готовность действовать в отношении этого человека или группы людей определённым образом.

Формы восприятия ифи

Мнение о Вас у какого-либо человека может сформироваться на основе прямой ИФИ. При этом данная информация может:

а) вполне осознаваться этим человеком (Например, «я слышал, как он говорил… и я помню, как он при этом…», «Я проанализировал его статьи и пришёл к выводу, что их автор…»). Т.е. эта информация находится в его сознании.

Сознание – это некая сфера психики, в которую извне поступает информация, где она некоторое время хранится и используется по назначению. В каждый конкретный момент времени мы можем сказать «я знаю» только про то, что в этот момент времени находится в нашем сознании.

в) не осознаваться этим человеком, т.к. эта информация находится в его подсознании и проявляет себя лишь в виде тех или иных чувств, которые если и осознаются человеком, то в лучшем случае по типу: «Не знаю, почему он мне нравится», «Есть в нём что-то неприятное», а в худшем, на основе этих чувств, придумывается достаточно логичное объяснение, как правило, не соответствующее действительности. Например, один сосед по комнате вам нравится, а другой не нравится по непонятным вам причинам. Человек раздражается на нелюбимого соседа по любым мелочам, которые у любимого соседа он даже не замечает..

До этого мы рассматривали прямую имиджформирующую информацию (ПИФИ), пришло время поговорить о косвенной имиджформирующей информации (КИФИ).

КИФИ – это та информация о Вас, которая получена не при непосредственном общении с Вами.

Можно выделить три источника такой информации:

«третьи лица», т.е. люди, которые сообщили о Вас некую информацию.

Продукты Вашей деятельности – они тоже могут «сообщать» о Вас кое-что. Например, Леонардо Дикаприо жертвует много денег на благотворительность. Благодаря этой деятельности у актёра сформировался положительный имидж человека, небезразличного к проблемам защиты окружающей среды.

Сформированная Вами среда Вашего обитания (т.е. Ваш кабинет, Ваш дом, автомобиль, секретарь, а также имидж Вашей фирмы). Например, человек, летит в бизнес-классе воспринимается окружающими богатым и успешным.

Что касается первого пункта – «третьи лица» (посредники), этот вид КИФИ может быть:

во-первых, задокументированной или устной; Например, задокументированная информация: Книга «Биография Уинстона Черчилля» Ломакиной; Устная: что ваши коллеги говорят о вас.

во-вторых, официальной или неофициальной.

Официальная КИФИ может быть представлена либо в виде досье на Вас, либо в виде устного официального заявления. Досье это документы, которые обычно собирают на своего будущего партнера по деловому общению: его официальный статус, биография, послужной список, документы об образовании и т.д.

Официальная статусная информация должна быть представлена следующими вопросами: «Что? Кто? Где? Как? Почему? Когда? Какими средствами? Это те вопросы, отвечая на которые можно иметь всю необходимую информацию;

Например, устное официальное заявление, что Джоли и Пит разводятся. Неофициальная: слухи о том, что Бредли Купер и Ирина Шейк разводятся.

в-третьих, истинной или ложной.

К ложной имиджформирующей информации относят всякого рода легенды, слухи, сплетни. Ложная, Иван Голунов занимался сбытом наркотиков.

Психологический механизм принятия подобного рода информации: чем в большей мере содержание слуха совпадает с исходным мнением человека об объекте (политическом деятеле), тем в большей мере эти слухи им принимаются за правду. В арсенале многих политиков имеются специалисты по формированию мнения на основе ложной ИФИ – своего рода мастера конфабуляции (выдумки, вымысла). Ложная ИФИ нередко используется для формирования «инвертированного имиджа» - негативного имиджа конкурентной стороны.

Инвертированный (от лат. – «обратный», «противоположный»)

Что касается ложной информация и если это связано с Вами, так пусть лучше ходят легенды, имеющие позитивную эмоциональную окраску, чем слухи, а тем более – сплетни.

И хотя слово «слух» определяется как некая информация, не имеющая своего подтверждения, всё-таки слухи окрашены скорее негативно. А вот «сплетня» – это тот же слух, но уже определённо неточный, заведомо неверный, нарочно вымышленный.

И все они определённо делают своё дело – создают не только и не столько в сознании, сколько в подсознании негативную установку по принципу «нет дыма без огня».

А ещё мнение может быть априорным. До сих пор мы говорили о том, как возникает мнение на основе информации (ПИФИ и КИФИ). Но оказывается, что возможны ситуации, когда мнение о каком-либо человеке или другом объекте возникает вообще безо всякой о нём информации. И сталкиваемся мы с подобным чаще, чем хотелось бы.

Например, есть такие работники ГАИ, для которых любой водитель – потенциальный нарушитель правил дорожного движения. У них просто такая установка на всех водителей. Можно сказать и так: в его глазах имидж любого водителя отрицательный. И хотя, останавливая очередную машину, он встречается с человеком первый раз в жизни, имидж остановившегося уже готов, сформировался, так сказать, априорно.

У водителя же тоже может быть сформированное априорно мнение на имидж всех работников ГАИ.

И получается, что на формирование имиджа какого-либо человека влияют не только его характеристики и качества, но и та социальная роль, которую он исполняет: «Да все они, водители, нарушители», «Да эти демократы всю Россию распродали», «Да у нынешней молодежи ничего святого нет» и т.д.

Суть психологического механизма возникновения подобного мнения – в совмещении двух факторов: а) наличия определенных личностных установок на людей (установок негативных) и б) относительно частого столкновения с нарушениями. Только при совмещении обоих этих факторов возникает подобное априорное мнение.

Составляющие имиджформирующей информации

Средовый имидж: когда о человеке мы судим по созданной им искусственной среде обитания – по его жилищу, кабинету, автомобилю.

Габитарный имидж: (от латинского habitus – внешность) – по его собственной внешности: по костюму, макияжу, причёске, аксессуарам.

Овеществлённый имидж: мы судим о человеке по его овеществлённой продукции – предметам, вещам, которые он сделал, создал сам.

Если речь идёт о таких профессиях как: юрист, педагог, врач, предприниматель, политик, психолог и т.д., под овеществлённым имиджем подразумеваются деловые бумаги, документы, письма, тексты. Принцип его формирования следующий: составляя деловое письмо или документ следует придавать значение не только содержанию, но и форме, поскольку ещё неизвестно, что может быть порой важнее – форма или содержание. Представьте себе реакцию делового партнёра, если пришедшее к нему письмо будет написано на плохой серой бумаге, отпечатано на машинке под копирку, да ещё с орфографическими ошибками. Захочет ли он сотрудничать с Вами?..

Вербальный имидж: судим о человеке по его вербальной продукции – что и как говорит, что и как пишет. Например, Кличко не умеет грамотно и ясно выражать свои мысли, о нём складывается впечатление глупого человека.

Кинетический имидж: (от греческого kinetikos – движение) – судим о человеке по его невербальному языку, по жестикуляции, движениям, положению тела в пространстве, мимике. Например, Жириновский много и активно жестикулирует, и это говорит о нём как об эмоциональном интеллекте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: