представитель своей культуры





Пророк — представитель своей культуры


Даг и Джин серьезно задумались над всем тем, что они услышали от доктора Сми-тарста. Но почти каждый день Дат задавался од­ним и тем же вопросом:

— Да, все это имеет смысл, но почему мне никто
об этом не говорил раньше? Почему только тогда,
когда я почти разочаровался в своей вере, кто-то
наконец помог мне разобраться в сомнениях? А
как быть тем, у кого нет такой возможности услы­
шать то, что говорит доктор Смитарст? Некоторые
уже оставили церковь. Может быть, им уже невоз­
можно вернуть былую веру? Да мы и сами-то еще
не во всем разобрались. Сколько еще вопросов ос­
талось без ответа, их нужно прояснить, например,
относительно «закрытой двери». В Интернете пи­
шут о том, что Елена Уайт будто бы учила о невоз­
можности спасения после 1844 года. Я лично
проверил все ее высказывания и убедился в том,
что это действительно так. Как она может считать­
ся пророком и в то же время так серьезно заблуж­
даться в столь знаковых вопросах?

Джин ничего не отвечала на вопросы своего супруга и лишь иногда успокаивала его:

— Наберись терпения, Даг. Доктор Смитарст
обещал же нам помочь разобраться со всеми на­
шими вопросами, давай подождем чуть-чуть и


дадим ему еще возможность поделиться с нами своими материалами.

В следующий понедельник вечером пастор Да-унтон и доктор Смитарст вновь пришли к Дагу и Джин. Дагу не терпелось прояснить ситуацию с «закрытой дверью». Как только они помолились, Даг тут же поспешил задать свой вопрос:

— Гарольд, не могли бы вы прояснить для нас
ситуацию с учением о «закрытой двери»? Елена
Уайт сама признает, что она вместе со всеми
остальными верила и проповедовала, что после
1844 года никто уже не получит спасения. Как все
это объяснить?

Доктор Смитарст не ожидал этого вопроса. Он собирался рассмотреть целый ряд других вопро­сов, к которым тщательно приготовился. Но, видя нетерпение Дага и его желание разрешить эту сложную для него проблему, доктор согласился начать именно с учения о «закрытой двери». Он отложил приготовленные бумаги в сторону и по­тянулся к своему портфелю.

— Даг, — продолжил доктор, доставая из порт­
феля то, что ему было необходимо, — нам, нико­
гда не получавшим откровений от Бога, конечно
Же, трудно понять то, что происходит в сознании
пророка, когда Бог посылает ему видение или
пророческий сон. Елене Уайт действительно дано
было видение, которое она истолковала таким об-
Разом, что после 1844 года уже никто не сможет


 




Пророк — представитель своей культуры


обратиться ко Христу. Давайте посмотрим на эту проблему поглубже.

В процессе передачи пророческой вести обычно выделяют три стадии:

1. Откровение;

2. Истолкование;

3. Практическое применение.
Относительно откровения у нас нет никаких

сомнений, что на этом этапе может вкрасться ка­кая-то ошибка. Бог никогда не передает человеку что-то несовершенное или ошибочное. Однако Бог вынужден обращаться к нам на языке, кото­рый был бы нам понятен. Это подобно тому, как отец шепчет на ушко что-то своему малышу, и тот его понимает. Не забывайте, что Бог, открывая Свою весть, встречается с человеком там, где этот человек находится, т. е. в конкретной жизненной ситуации. И, обращаясь к человеку, Бог пользу­ется устоявшимися в данной культуре понятия­ми, с которыми пророк хорошо знаком. Даже Десять Заповедей выражены таким образом, чтобы соответствовать обществу, в котором доминирую­щее положение занимал мужчина, а не женщина. Обратите внимание на десятую заповедь. Это муж­чине сказано, чтобы он не пожелал жены ближне­го своего; о женщине, которая тоже может пожелать мужа ближнего своего, в заповеди ничего не го­ворится. Итак, Бог обращается к человеку теми


способами, которые соответствуют определен­ным культурологическим установкам.

Для человека, получившего весть, существует воз­можность допущения ошибок на стадии истолкова­ния и практического применения1. Большей частью пророки прекрасно понимали то, что открывал им Бог. Но иногда они не способны были ясно понять, что хочет сказать Бог. Требовалось какое-то время или дополнительный жизненный опыт, благодаря которому то, что было открыто Богом, становилось более понятным. Например, вы знаете, что апостол Петр не сразу понял значение данного ему видения (Деян. 10:17). Лишь только спустя какое-то время до него дошло, что в видении речь идет о язычниках, которых Бог принимает на равных с иудеями (ст. 34, 35). Ситуация с Петром помогает нам понять и вет­хозаветных пророков, которым не всегда было по­нятно то, что открывал им Бог относительно Христа и Его будущих страданий (I Петр. 1:10—11).

—Гарольд, — прервала Джин, — вы хотите ска­
зать, что Елена Уайт неправильно истолковала
видение, которое было дано ей Богом, и поэто­
му-то считала, что после 1844 года дверь благодати
будет навсегда закрыта?

—Да, именно это я и хочу сказать. Не раз в про­
роческом служении Е. Уайт были случаи, когда
она не в состоянии была понимать то, что откры­
лось ей в видениях. Уильям, ее сын, часто рас­
сказывал, как его мать даже плакала от того, что не


 




Пророк — представитель своей культуры


могла понять, что же хочет открыть ей Бог. В связи с этим некоторые видения даже неоднократно по­вторялись2. И, подобно Петру, будущие события иногда открывали ей, что она ошибалась в своем понимании каких-то вопросов.

По мере того, как развивалось движение и все новые и новые люди вливались в него, а у неко­гда участвовавших стали рождаться и подрастать дети, Елена Уайт вместе с остальными вынужде­на была пересмотреть свое понимание того, что было ей открыто ранее. Некоторым кажется, что в жизни пророка такого быть не должно. Однако не будем забывать, что и Петр тоже когда-то ис­поведовал своего рода идею «закрытой двери», от которой он должен был потом отказаться. Хри­стианская церковь, как известно, у самых истоков своего становления даже не помышляла о том, что Евангелие может быть предназначено кому-то еще, кроме иудеев. Опыт Петра, в результате ко­торого он должен был изменить прежде всего свое собственное понимание этого вопроса, описан вДеян. 10, И.

— Спасибо, Гарольд, вам за объяснение, — ска­
зал Даг. — Именно эта ситуация беспокоила меня
больше всего. Я полагаю, что мы должны воспри­
нимать Е. Уайт как обычного человека, равно как
и всех библейских пророков.

— Верно, Даг, так это и есть, — заметил доктор
Смитарст. — Позвольте прочитать вам мнение од-


ного ученого, которое мне очень помогло в свое время.

И ПРОРОКИ ТОЖЕ ЛЮДИ

Доктор Смитарст снова потянулся к портфелю и достал оттуда старую и уже довольно потре­панную книгу. Откашлявшись, он начал читать: «Пророк, прежде всего, это человек, однако в результате усиления его обычных человеческих дарований он становится способным проникать в глубь Божественного откровения. Тем не ме­нее, как и все люди, он подвержен ошибкам. Он может неверно истолковать слово, которое было обращено к нему. Ему может недоставать умения ясно донести до других то, что он видел. И хотя он находится в преимущественном положении перед своим поколением, он не в состоянии в совершенстве передать характер тех мыслей, которые возникли в его сознании в результате Божественного вдохновения»3. Доктор отложил книгу в сторону и продолжил: — Бог сознает, что пророки являются частью своей культуры, и потому Он обращается к ним в соответствии с той культурной и исторической си­туацией, в какой они находятся, пытаясь наилуч­шим образом открыть им Своего Сына, Иисуса Христа. Помните мудрецов с Востока, которые были ведомы звездой ко Христу? Сегодня нам из-


 




Пророк — представитель своей культуры


вестно, что эти мудрецы — не кто иные, как вос­точные астрологи. В древности многие верили в то, что звезды — это боги, живущие в небе, за пре­делами земных облаков. Мудрецы считали, что эта конкретная звезда-бог способна передвигаться по небесной сфере и привести их к тому месту в Виф­лееме, которое они искали.

— Удивительно, — воскликнул Даг, — я нико­гда даже не задумывался об этом. Итак, Бог дей­ствительно обращается к людям в их конкретной культурной и исторической ситуации, как в дан­ном случае с астрологами, которых Он привел к Иисусу. Меня устраивает это объяснение. Вы думаете, что и Елену Уайт Он использовал подоб­ным же образом?

— Да, вне всякого сомнения, — ответил Га­рольд. — Бог довольно часто позволял Елене Уайт пользоваться культурно обусловленными понятиями, когда она передавала вести Его наро­ду. Помните, что говорит апостол Павел о том, ради чего дается дар пророчества? Давайте про­читаем: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14:3). — Если мы осознаем это должным образом, тогда то, чем я хочу поделиться с вами, вас не смутит. Главная цель пророческого дара — ду­ховная по своей сути. Уильям Уайт придержива­ется именно такой позиции, когда дает оценку служению своей матери. Мы знаем, что она ис-


пользовала труды других авторов, однако еще в прошлый раз мы заметили, что делала она это ради того, чтобы достойно представить духов­ную истину. По большому счету она евангелист или пастор. Она движима одним-единственным желанием — привести людей к Богу. И главным для нее является то, чтобы человек сохранял свое упование на Христа.

Все эти проблемы серьезно обсуждались еще на Библейской конференции 1919 года. Один из руководителей церкви Г. К. Лэси озадачил тогда всех присутствующих следующими вопросами: «Характеризуя Дух Пророчества, в чем, как вы ду­маете, заключается его большая ценность: в том, что он проливает свет духовной истины в наши сердца и наши жизни, или в том, что он обеспе­чивает интеллектуальную точность в историче­ских и богословских вопросах? Не должны ли мы воспринимать эти труды как голос Духа, об­ращенный к нашим сердцам, вместо того, чтобы воспринимать их как голос учителя, обращенный лишь к разуму? И разве историческая точность, а не духовные ценности являются истинным мери­лом Духа Пророчества?»

На эти вопросы последовал незамедлительный ответ Артура Даниэльса, президента Генеральной Конференции:

«Думаю, что это действительно так и есть»4.


 




Глава 4


Пророк — представитель своей культуры


 


Помните, что Даниэльс довольно активно по­могал Елене Уайт в написании ее трудов, поэтому его мнение для нас чрезвычайно важно. Я еще раз повторяю, что Е. Уайт в первую очередь — пастор и евангелист, и ее основное желание — помочь человеку в его отношениях со Христом. Да, она заимствовала какие-то идеи и факты из своей культуры. Они считались общепринятыми тогда, хотя сегодня точность некоторых из них может быть оспорена.

В этот момент Даг и Джин прервали доктора, практически одновременно задав один и тот же вопрос:

— А какие конкретно?

Доктор Смитарст не хотел прерывать свою мысль, желая довести ее до конца, однако все же решил от­ветить на вопрос хозяев дома:

— Ну, хорошо. Я думаю, что с некоторыми из них
вы наверняка знакомы. А если нет, тогда вы скоро о
них узнаете. Я имею в виду такие идеи, как...

В этот момент доктор посмотрел на Дага и Джин и попросил их:

— Я хотел бы, чтобы вы еще немного набрались
терпения и послушали меня, пока я не завершу
своего объяснения, а затем, в конце, мы вместе об
этом поговорим, хорошо?

Даг и Джин согласно кивнули головой.


__________________ ТРУДЫПО ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЯ

Доктор Смитарст сделал долгий и глубокий вдох и затем продолжил:

— Часть материалов, которые Е. Уайт собрала по проблеме здоровья, имели прямое отношение к современным ей реформаторам в области меди­цины5. Большинство содержащихся в них идей, хотя и не принадлежавших первоначально Елене Уайт, безусловно, имели научную ценность и без проблем могли бы быть восприняты и современ­ной медициной. Все, интересующиеся вопроса­ми здоровья, могут обратиться к книге «Служе­ние исцеления», в которой блестяще изложены основные принципы здоровья человека. Обидно, когда кто-то зацикливается на каких-то незна­чительных неточностях в этой книге, забывая о том, что их ничтожно мало по сравнению с тем огромным объемом материала, который напи­сан Е. Уайт по данной проблеме. Не следует игнорировать тот факт, что она действительно во многом опередила свое время и обогнала совре­менную ей медицинскую науку, которая находи­лась тогда еще в стадии становления.

Сравнительно недавно Дон Макмахон, врач и ученый из Мельбурна, провел интересное ис­следование, в процессе которого он попытался сравнить позицию Е. Уайт по различным аспектам


 


 



здоровья с аналогичной позицией ее современни­ков. Сделал он это путем сравнения количества за­явлений, сделанных Е. Уайт и ее современниками, подтвержденных современной медицинской нау­кой. Он обнаружил, что количество заявлений в сфере здоровья, сделанных Е. Уайт и подтвер­жденных современной наукой, в два раза больше, чем у наиболее прогрессивных деятелей медицины ее времени, и в три раза больше, чем у всех осталь­ных ее современников. Например, современной наукой подтверждено 87 % заявлений Е. Уайт в об­ласти здоровья, в то время как у Джона Келлога — лишь 43 %. И это несмотря на то, что у Е. Уайт не было вообще никакого медицинского образова­ния, в то время как Келлог считался светилом того медицинского мира6.

Вместе с тем следует признать, что целый ряд идей, которые Е. Уайт в свое время усвоила, современной медицинской наукой далеко не под­держиваются. Речь идет, например, о френологии, учении о том, что по внешней форме черепа мож­но судить об интеллектуальных способностях человека7. Е. Уайт выступала против ношения модных тогда массивных париков, сделанных из завитых волос, хлопчатобумажной пряжи, мор­ских водорослей и шерстяных нитей. Она полага­ла, что такие парики закрывают основание мозга, вызывают повышение температуры и возбуждение спинномозговых нервов, сосредоточенных в мозге.


А это ведет к утрате нравственных ориентиров, что выражается в «возбуждении животных страстей и ослаблении морали»8. Она писала также и о том, что потребление свиного мяса при определенных об­стоятельствах может вызвать проказу9. Е. Уайт считала, что занятие онанизмом, или мастурбацией, может привести к имбецильности (слабоумию)10.

Подобные представления соответствовали уров­ню развития медицины XIX столетия, однако современной наукой они не были подтверждены. Мы должны помнить, что Бог не выхватывает пророка из его культурной среды. Он встречает­ся с пророком там, где он находится. Вместе с тем следует подчеркнуть, что большая часть ее идей относительно здоровья являются весьма ценными и обоснованными. Это подтверждается и теми исследованиями, которые были проведены в последнее время. Исследования выявили большую продолжительность жизни у адвентистов седьмо­го дня, живущих в соответствии с принципами, изложенными Еленой Уайт11. Важно не забывать главного, почему Е. Уайт обращалась к проблемати­ке, связанной со здоровьем человека. Хорошее фи­зическое здоровье обеспечивает ясность ума и спо­собствует здоровью духа. Другими словами, оно на­прямую связано с нашим духовным благополучием. А это, как мы заметили ранее (1 Кор. 14:3), основ­ная функция пророческого дарования. Давайте еще раз вспомним об этом.


 




— Это назидание, увещание и утешение, — в
один голос повторили Даг и Джин.

— Правильно, — подтвердил доктор Смитарст. —
Когда мы четко это себе представляем, тогда ника­
ких проблем с даром пророчества у нас не будет.

Доктор перевел дыхание и продолжил.

НАУЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ_________________________

Давайте обратимся к генетике. В свое время Е. Уайт сделала заявление, которое вот уже на протяжении многих лет вызывает массу вопро­сов. Она, в частности, сказала следующее: «Если было бы возможным выделить наиболее тяжкий грех, который вызвал истребление потопом чело­веческого рода, этим грехом, скорее всего, стало бы смешение людей и животных, что извратило образ Божий и разрушило всеобщий порядок... Виды, об-разовавшиеся в результате подобного смешения и которые Бог не создавал, во время потопа были уничтожены. После потопа смешение людей и жи­вотных продолжалось, что породило практически бесконечное многообразие видов живых организ­мов и появление некоторых рас»12.

В последние годы наукой было доказано, что сме­шение генов животных и людей в принципе воз­можно. Поэтому заявление Е. Уайт на этот счет не расходится с данными современной науки. Однако вопрос вызывает та часть ее высказывания, где идет


речь о появлении в результате такого смешения не­которых рас. При жизни Е. Уайт принято было счи­тать, что некоторые расы действительно появились в результате смешения между людьми и животны­ми, например, племя бушменов из Африки13.

Доктор Смитарст выждал небольшую паузу и спросил:

— Ну, как вы?

— Да, теперь я понимаю, — ответил Даг, — как
важно помнить о главной цели, ради которой были
написаны эти труды. Если мы об этом забываем,
подобные моменты просто шокируют. Именно та­
кие факты в трудах Е. Уайт и смущали нас все эти
годы. Однако теперь мне становится многое понят­
ным. Она пользуется общепринятыми тогда взгля­
дами для того, чтобы проиллюстрировать важную
духовную истину. Я благодарю вас, доктор, за вашу
честность и открытость. Я действительно ценю в
вас эти качества.

— А вот еще один факт, на этот раз из области
астрономии, — продолжил доктор Смитарст. —
Алден Томпсон в своей книге «Богодухновен-
ность: трудные вопросы, честные ответы* при­
водит классический пример того, каким образом
Бог использует культурно-историческую ситуа­
цию, передавая Свое откровение людям. В начале
пророческого служения Е. Уайт Джозеф Бейтс не
был еще до конца уверен в ее призвании. Как-то
вечером Елене Уайт было дано видение свыше, и


 




Глава 4


Пророк — представитель своей культуры


 


она начала описывать то, что ей открылось. На этом собрании присутствовал и Джозеф Бейтс. «Вижу четыре луны», — произнесла Е. Уайт. Джозеф Бейтс, который хорошо знал астроно­мию, заметил: «Она описывает Юпитер».

Елена Уайт, продолжая описывать космическое пространство, указала на красивые кольца и от­метила: «Вижу семь лун».

Бейтс тут же прокомментировал: «Она видит

Сатурн».

Затем последовало описание Урана с его ше­стью спутниками. И это описание окончательно убедило Бейтса в том, что во время видений Е. Уайт действительно общается с Богом.

Томпсон рассказывает, что количество спутни­ков планет Солнечной системы, названное Уайт в том видении, соответствовало данным астроно­мической науки в те дни. Сегодня благодаря раз­витию телескопической техники ученым удалось обнаружить гораздо больше спутников у этих пла­нет14. И вот какой вывод делает автор, подчерки­вая важность культурно-исторического контек­ста в отношениях между Богом и пророком. Если бы Е. Уайт в том видении открылось количество спутников планет, известное нам сегодня, Джозеф Бейтс скорее всего никогда бы не принял ее как

вестницу Божью.

«Фактор времени, обстоятельства, культурные особенности, уровень человеческого знания зада-


ют определенные рамки, в которых откровение действительно может быть эффективным. Если Христос, являющийся наивысшим откровением, воспринял человеческое естество, „дабы общать­ся с человеком на его уровне" (Избранные вести, т. 1, с. 20), почему бы тот же самый принцип не применить и ко всем другим формам Божествен­ного откровения? А это означает, что, хотя мы и не можем требовать абсолютной научной точ­ности от пророческих вестей, их практическая значимость тем не менее остается бесценной. Качественное образование всегда подразумевает использование ярких иллюстраций, иллюстра­ций конкретных, понятных, приспособленных к нуждам учащихся. Однако они лишь указывают на истину и потому не могут восприниматься как сама истина»15.

Доктор Смитарст оглядел присутствующих, желая выявить их реакцию на полученную ин­формацию.

— Когда мы имеем дело с такими вопросами в трудах Е. Уайт, самое главное, чтобы у нас не сло­жилось ложного восприятия ее служения. Суще­ствует опасность того, что ошибочность некоторых идей, отражающая конкретную культурно-истори­ческую ситуацию, может быть перенесена на весь ее труд. А с другой стороны, можно было бы долго говорить о том, как эта женщина, практически не имеющая образования, оказывалась правой во



Глава 4


Пророк — представитель своей культуры


 


многих вопросах, в то время как ее современники ошибались. Частично мы увидели это, познако­мившись с исследованиями доктора Макмахона в области здоровья.

ПРОРОК НЕ ВСЕВЕДУЩ_______________________

Важно сознавать, что пророк не обладает всеве­дением. Чтобы мы не думали, что пророки знают абсолютно все, надо вспомнить Иоанна Крестите­ля. Как вы думаете, понимал ли до конца пророк природу того Царства, которое должен был уста­новить Мессия? Наверное, нет. Тем не менее он назван величайшим пророком. Иоанн стал глаша­таем Божьим, провозглашая пришествие Мессии, хотя во время пребывания в темнице он едва не потерял свою веру. Наряду с другими он верил, что Христос установит Свое Царство на земле. Когда Христос этого не сделал, Иоанн послал своих уче­ников ко Христу спросить, Мессия ли Он на са­мом деле (Мф. 11:3).

Иоанну пришлось многому учиться, меняя в том числе и свои устоявшиеся взгляды. Помните, народ, обличаемый его проповедями, стал вопрошать, что же нам теперь делать. Иоанн не нарисовал перед своими слушателями идею спасения по благодати, он просто призвал их радикально изменить свою жизнь (Лк. 3:11—14). Позже кому-то из его последователей снова пришлось принимать крещение, и это произо-


шло тогда, когда их познание вышло за рамки того, что им говорил некогда Иоанн (Деян. 19:1—5).

— Ну, что ж, может быть, довольно на сегодня? — предложил доктор Смитарст, закрыв свою Библию и убирая книги.

— Думаю, что да, — ответил Даг. — Но этот
вечер имеет огромное значение для нас. Я еще раз
хочу поблагодарить вас за вашу открытость и пря­
моту. Как бы хотелось, чтобы обо всем этом мы
узнали в самом начале нашей христианской жиз­
ни. Жалко, что я позволил Интернету «просве­
тить» себя на этот счет. Информация в Интернете
не рассматривает эти вопросы в библейском кон­
тексте, как делаете вы.

— Да, это действительно так, — заметил доктор
Смитарст. — Тем людям, которые выложили всю
эту информацию в Интернет, следовало бы более
тщательно исследовать Библию.

— Согласен, — ответил Даг. — А о чем мы будем
говорить с вами на следующей неделе?

— Мы затронем тему, которую я хотел раскрыть
сегодня: как отличить истинного пророка от лже­
пророка. То, что говорит по этому поводу Библия,
наверняка вас удивит.

— Ну, теперь меня, наверное, трудно будет
чем-то удивить, — пошутил Даг. — До следую­
щей недели.

После того, как доктор Смитарст и пастор Да-Унтон ушли, Даг и Джин еще целый час обсужда-


 




Глава 4


Пророк — представитель своей культуры


 


ли все то, что им.удалось узнать. Они пришли к выводу, что услышанное ими имеет смысл и подобная позиция библейски обоснована. Одна­ко их тревожило то, что информация не является общедоступной. Они думали обо многих других людях, которые мучаются теми же вопросами и у которых, к сожалению, нет возможности услы­шать на них компетентные ответы. Как обидно, что из-за этого многие перестали доверять не толь­ко Е. Уайт, но и адвентистской Церкви в целом, и даже Христу.

ССЫЛКИ __________________________________

1 В качестве примера можно привести пророка Ага­ва, о котором говорится в 21-й главе Деяний апостолов. Про­рок предрекает, что иудеи свяжут Павла и предадут в руки язычников (ст. 10—11). Когда пророчество исполняется (ст. 30—33), вскрываются две небольшие неточности. Во-пер­вых, это вовсе не иудеи связали Павла. Да, они хотели его убить, но связали апостола римляне. А во-вторых, иудеи не передавали Павла язычникам. На самом деле язычники от­били апостола у иудеев и освободили его. В целом пророчест­во было правильным, однако что касается деталей истолкова­ния, Агав допускает несколько неточностей. Агав — пророк, и в то же время он допускает в истолковании пророчества ряд ошибок. Может быть такое, что Бог наперед открыл Агаву предстоящие Павлу испытания в целом, а сам пророк допол­нил пророчество своими деталями? Наверное, ответить на этот вопрос невозможно. Однако ясно одно, и мы четко должны это себе представлять: для автора Книги Деяний апостолов эта неточность в пророчестве не представляла ни-


какой проблемы. Он не извиняется перед читателем за несо­ответствие и не видит никакой нужды в том, чтобы его ка­ким-то образом сгладить.

2 Уильям рассказывает: «Несколько раз мы думали, что рукопись книги уже вполне готова для печати, но затем видение некоторых важных сцен борьбы было показано по­вторно, и мать снова возвращалась к этой теме, составляя более полную и ясную картину* (Избранные вести, т. 3, с. 442). А однажды Уильям заметил следующее: «Довольно часто, когда мы подходили к матери и просили ее объяснить то, что она написала, она обычно отвечала: „Я не могу объ­яснить этого. Вы должны понимать это лучше меня. Если вам это не понятно, молитесь о том, чтобы Бог помог вам все это уразуметь» (W.C. White, "The Integrity of the Testimonies to the Church," remarks at College View, Nebraska, November 25, 1905, F.C. Gilbert personal collection, Box 4, untitled folder).

3 G.B. Caird, The Truth of the Gospel, Oxford University
Press, London, 1950, с 59.

4 "The Use of the Spirit of Prophecy in Our Teaching of
Bible and History, July 30,1919", published in Spectrum, Volume
10, Number 1, с 38.

5 Желающие подробнее узнать о том, как Е. Уайт ис­
пользовала труды своих современников в области медици­
ны, могут обратиться к книге Джорджа Рида A Sound of
Trumpets,
Review and Herald Publishing Association, Washingt­
on, DC, 1982. Автор подробно обсуждает взаимосвязь между
Е. Уайт и реформаторами в области медицины, ее современ­
никами.

6 "Ahead of Her Time: A Critical Analysis of Ministry of
Healing,
a book by Ellen G. White," Dr Don McMahon, May
2001. Unpublished document.

7 E. Уайт писала: «Френология и гипноз превозносят­
ся до небес. Они хороши на своем месте, но сатана прибегает к
ним как к самому эффективному средству обольщения и
Уничтожения людей» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 296).
Она пишет о том, как в 1862 и 1864 годах своих сыновей


 




Глава 4


Уильяма и Эдсона она водила на прием к френологу для оп­ределения их интеллектуальных способностей по внешним очертаниям черепа.

в Ellen White, "Words to Christian Mothers," Health Reformer, October 1871, с 121, Это пример того, как Е. Уайт демонстрировала в своей жизни проявления и других даров, в частности, она работала помощником редактора упомяну­того журнала. В данном случае она выступала не как пророк, а как сотрудница редакции.

9 Избранные вести, т. 2, с. 417.

10 Appeal to Mothers, стр. 62.

11 Гари Фрэзер, профессор кафедры эпидемиологии
факультета Общественного здоровья университета Лома
Линда, поделился своими наблюдениями. Он пишет, что
«некурящий, неполный адвентист, предпочитающий в дие­
те фрукты и овощи и умеренно занимающийся физически­
ми упражнениями, может прожить на 10—12 лет дольше
адвентиста, имеющего избыточный вес, потребляющего
жирную/мясную пищу и пренебрегающего физическими
упражнениями». Scope, July-September, 1991, с. 52. Адвен­
тист, который живет дольше, по сути, следует в своей жизни
советам Е. Уайт.

12 Духовные дары, т. 3, с. 64, 75, курсив наш.

13 Для более обстоятельного знакомства с этой про­
блемой см. Gordon Shigley, "Amalgamation of Man and Beast,"
Spectrum, Vol. 12, Ms 4, с 10—19.

14 Alden Thompson, Inspiration: Hard Questions, Honest
Answers,
стр. 296. Однако даже те данные, которые приводит
Томпсон в своей книге, сегодня являются уже устаревшими.
На сегодняшний день ученые насчитывают у Юпитера 52
спутника, у Сатурна — 30, у Урана — 21 и у Нептуна — 11.
См. Central Coast Herald, Wednesday, March 21,2003, с. 29, ста­
тья «Астрономические открытия довели количество спутни­
ков Юпитера до 52* (эти данные к 2009 году также уже уста -
рели
прим. ред.).

15 Thompson, с. 297.


Как проверить пророка?



Как проверить пророка?


       
   
 
 


Следующая неделя для Дага и Джин тянулась крайне медленно. Дат распечатал из Интер­нета огромное количество материалов, в которых Е. Уайт объявлялась лжепророком. Он аккуратно разложил их, надеясь, что доктор Смитарст смо­жет опровергнуть все выдвинутые обвинения. Вера его к этому моменту была восстановлена, однако он хотел узнать как можно больше, чтобы помочь тем, кто потерял доверие к пророческому дару Елены Уайт.

Как обычно, пастор Даунтон и доктор Смитарст пришли вовремя. После кратких приветствий и молитвы доктор сделал следующее предложение:

— Позвольте мне полностью изложить материал
по нашей теме, а вы записывайте все свои вопросы
на бумаге. В конце я попробую на них ответить.
Причина, по которой я избираю такую тактику,
заключается в следующем. Я предвижу, что у вас
будет очень много вопросов по этой теме, однако к
тому времени, когда я завершу изложение мате­
риала, на какие-то из них вы уже получите ответы.

Даг и Джин охотно согласились с предложением доктора,

— Итак, тема, которую мы рассмотрим сего­
дня, далеко не простая. Всю ее сложность можно
проследить на примере с двумя пророками, исто-


риякоторых описана в 3 Цар. 13:1—32. В истории рассказывается о молодом пророке, человеке Божьем, который смело изрек пророчество в при­сутствии нечестивого царя. Правитель хотел рас­правиться с пророком, но помешало чудо. На обратном пути человек Божий повстречался с пророком-старцем, который обманным путем за­манил его в свой дом для приема пищи. Молодой пророк в данном случае нарушил волю Божью, согласно которой он не должен был есть и пить в том месте. Во время приема пищи пророк-ста­рец, уже под влиянием Духа Божьего, произносит пророчество о смерти человека Божьего, ослу­шавшегося Бога. Это пророчество действительно исполнилось. На молодого человека напал лев, и тот погиб. Старец-пророк оплакал и похоронил человека Божьего.

Это довольно озадачивающая история, по­скольку она ломает наши привычные представ­ления о том, чем следует руководствоваться при определении истинности или фальшивости про­роческого дара1. Пророк-старец, с одной сторо­ны, говорит ложь, а с другой — произносит истинное пророчество, определяемое как «слово Господне*. В то же время молодой пророк, хотя и произнес истинное пророчество, проявил непо­слушание Богу и в результате потерял свою *изнь. Эта история свидетельствует о том, что кто-то, будучи истинным пророком Божьим, мо-


 




Как проверить пророка?


жет стать отступником от истины и превратиться в лжепророка. С другой стороны, как видно из исто­рии с Валаамом, лжепророк стал провозвестни­ком одного из самых значительных пророчеств в истории относительно пришествия Христа.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ НЕ СЛЕДУЕТ ОЦЕНИВАТЬ
ПРОРОКА___________________________________

Итак, как же нам отличить истинного пророка от лжепророка? Прежде всего давайте рассмотрим те критерии, по которым не следует давать оценку истинности пророческого дара.

1. Не следует судить о пророке по внешним прояв­лениям.

Во время видений Даниил терял физические силы (Дан. 10:8), переставал дышать (Дан. 10:17), затем силы возвращались к нему (Дан. 10:18, 19). Однако то же самое могут испытывать в состоя­нии транса представители любого культа. Поэто­му Библия никогда не судит об истинности или ложности пророческого дара по упомянутым выше признакам. Кстати, если бы нам пришлось давать оценку библейским пророкам по их внешнему поведению, у нас наверняка возникло бы жела­ние упрятать их в соответствующее заведение.

Исайя в течение трех лет ходил по улицам Иер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: