Неожиданно приходит помощь




Грэм Брэдфорд

ИПРОРОКИ

ТОЖЕ

Западно-Российский Союз 2009


Предисловие


Книга написана в увлекательной и интересной манере, что значительно облегчает процесс чте­ния и вызывает желание прочитать все до конца. Главные персонажи книги задают вопросы, кото­рыми многие мыслящие люди озадачивали себя на протяжении десятилетий. Ответы, предлагае­мые «пастором» и ученым, одновременно библей­ски грамотны и вдохновляющи.

Грэм Брэдфорд блестяще справился со своей за­дачей, прояснив целый ряд вопросов, связанных с Е. Уайт и инспирацией ее трудов, вопросов, кото­рые для многих читателей долгое время остава­лись безответными. Эту книгу ждали очень давно, и я верю, что она поможет многим и многим лю­дям вернуть доверие к авторитету пророческого дара, проявившегося в жизни этой скромной жен­щины. Через нее Бог действительно оставил бес­ценное наследство не только Церкви адвентистов седьмого дня, но и всему человечеству.

Я выражаю благодарность автору за то, что он не побоялся взяться за такие непростые вопросы, и настоятельно рекомендую эту книгу для прочте­ния. Я убежден, что всякий, ищущий истину, будет щедро вознагражден после знакомства с книгой, укрепив свое доверие Богу и Его Церкви.

Лори Эванс,

Президент Южно-Тихоокеанского дивизиона Церкви адвентистов седьмого дня


Введение

Иногда я задаюсь вопросом: кто бы из нас со­гласился стать пророком? На первый взгляд, воз­можность получать откровение от Бога и делиться полученным с Его народом кажется до­вольно привлекательной. Однако, если серьезно задуматься над этим призванием, служение про­рока — занятие не из приятных. Вспомните, как израильтяне относились к своим пророкам. Они делали их жизнь настолько невыносимой, что даже самые мужественные порой жалели, что со­гласились на эту ответственность. Вспомните, как бежал от исполнения своего пророческого долга Иона. Постоянно роптал и пытался спо­рить с Богом пророк Иеремия. Илия, спасаясь бегством, дошел до такого отчаяния, что желал только одного — умереть. Создается впечатле­ние, что жестокое отношение со стороны людей — неизбежная часть пророческого призвания. В ис­тории Израиля, записанной в Библии, настоль­ко много случаев избиения пророков и даже побиения их камнями, что Иисус Христос ха­рактеризует фарисеев как «сынов тех, которые избили пророков»(Мф. 23:31).

В последнее время серьезным критическим на­падкам как изнутри Церкви адвентистов седьмого


Введение


Введение


 


дня, так и извне подверглись труды Елены Уайт. Я убежден, что все те, кто подвергают критике ее слу­жение, недостаточно знакомы с библейской пози­цией относительно пророческой инспирации. Если бы они были лучше знакомы с этой проблемой, то их критика, направленная на служение Е. Уайт, вполне могла бы быть отнесена и к авторам Библии, ведя фактически к отвержению и их служения.

С другой стороны, и те, кто все же принимают ее пророческое призвание, не уделяют достаточного внимания исследованию вопроса о том, как этот дар должен проявлять себя с позиции Библии. Это ведет подчас к несколько завышенным ожидани­ям от ее работы. И когда таковые сталкиваются с ситуацией, в которой их ожидания не оправдыва­ются, они также встают на путь отвержения ее пророческого служения.

Сегодня, как никогда ранее в истории адвен­тизма, нам необходимо вернуться назад к Биб­лии, чтобы понять, каким образом все-таки должен проявляться среди нас дар пророчества. И когда это будет сделано, мы увидим, что Елена Уайт вполне отвечает библейским ожиданиям. Многие проблемы, которые возникают у людей с ее трудами, чаще всего порождены нереалистич­ными ожиданиями от них.

На подготовку к изданию данной книги ушло почти 20 лет. Все это время я пытался осмыслить серьезность существующей проблемы. В попытках


уяснить ее прежде всего для самого себя я снова и снова обращался к Библии. В результате моя собст­венная вера вто, что Бог удивительным образом из­брал Е. Уайт для передачи Своей вести Церкви, только окрепла и углубилась. На протяжение по­следних лет я не раз делился своими мыслями с священнослужителями и членами церкви на тер­ритории Южно-Тихоокеанского дивизиона. Не­сколько лет назад мне удалось представить часть своих материалов на пасторской конференции, предшествовавшей сессии Генеральной Конфе­ренции в Торонто, Канаде.

Я глубоко признателен Роберту Олсену, Рону Грейбиллу и Артуру Патрику, которые во время моего посещения Центра Е. Уайт впервые открыли мне глаза на многие документы, которыми я поде­люсь в этой книге. Именно на полученном от них материале я и буду строить свою апологию проро­ческого дара. Я бесконечно благодарен и Рэю Рэн-фельдту, декану богословского факультета Коллед­жа Авондэйл, который согласился прочитать мою рукопись и помог многочисленными советами. Он смог найти необходимое время, несмотря на ог­ромную занятость, связанную с его недавним на­значением на этот пост.

В дополнение следует сказать, что очень многое относительно того, как должен проявлять себя дар пророчества, я почерпнул из работ известных ученых-библеистов, В последние годы появилось


 




Введение


Введение


 


много исследований, содержащих свежие идеи от­носительно проявления пророческого дара. Уди­вительным образом все то, что они пишут на эту тему, проливает свет на пророческое дарование Елены Уайт, помогая увидеть истинное значение ее трудов.

Знакомясь с последними исследованиями, по­священными проблеме пророческого дара, я, к своему удивлению, обнаружил огромное множе­ство материалов, которые можно использовать в защиту Елены Уайт от нападок со стороны крити­ков. Более того, именно сегодня значительную часть критического материала можно легко обра­тить в ее пользу, как доказательство ее инспира­ции свыше, что совершенно невозможно было в прошлом.

После окончания Библейской конференции 1919 года состоялась весьма важная встреча, на которой присутствовали те, кто работал непо­средственно с Еленой Уайт, готовя ее книги к пе­чати. Эти люди открыто говорили о том, как они трудились бок о бок с вестницей Господней. То, что они рассказали, для многих стало настоящим откровением.

Эти люди были уверены в пророческом харак­тере служения Елены Уайт и вместе с тем имели реалистичные представления о ее даре. Они по­лучили их не из Библии, они сложились у них, потому что они работали рядом с Еленой Уайт.


Нам важно понять, что испытывали эти люди, ра­ботая рядом с такой женщиной. И если мы это поймем, наше доверие к ее пророческому дару еще больше возрастет. А те материалы, которые сегодня используются критиками в адрес ее слу­жения, легко можно будет превратить в мощней­шее апологетическое средство в защиту истинно­сти ее пророческого дарования. Сегодня многие ученые-библеисты занимают здоровую и сбалан­сированную позицию в понимании пророческо­го дара, не ожидая от него более того, что ему предписано.

Для того, чтобы изложить материал более попу­лярно, я решил прибегнуть к жанру рассказа. Все современные персонажи в моем повествовании вымышлены.



Атаки на Елену Уайт


Атаки на Елену Уайт


Даг раздражением выключил компьютер. «Как они могут говорить о ней такое? — поду­мал он про себя. — В свое время она так помогла мне в моей христианской жизни. Как замечательно гово­рит она о Христе. Почему они обрушиваются на нее с критикой, пытаясь представить ее лжепророком?»

Дат был членом Церкви адвентистов седьмого дня уже на протяжение тридцати лет, все это время стараясь следовать тому, чему учила церковь. Он соблюдал субботу и исправно возвращал десяти­ну. Он не сомневался в истинности учения Церк­ви, поскольку был убежден в том, что Сам Бог через Елену Уайт посылал на протяжении семиде­сяти лет Свои пророческие вести.

И вот вдруг появились сомнения, появилось столько неразрешимых вопросов. На сайте в Ин­тернете можно было найти целый список тем, го­ворящих, что:

• Е. Уайт учила тому, что после 1844 года дверь
благодати уже была закрыта;

• Е. Уайт писала о том, что некоторые племена
произошли от смешения людей и животных;

• Е. Уайт писала, что ношение парика может вес-­
ти к слабоумию;

• Е. Уайт виновна в плагиате, хотя она и отрица-­
ла, что заимствовала материал у других авторов.


Есть даже доказательства того, что материал ви­дений, начинающийся со слов «мне было показа­но», был списан у других людей;

• Е. Уайт не всегда сама придерживалась того, что
она говорила о нечистой пище;

• Е. Уайт сама себе противоречит, когда в одном
месте пишет: «свиное мясо питательно», а в дру­
гом: «свинину нельзя есть ни при каких обстоя­
тельствах»;

• Е. Уайт в 50-е годы XIX столетия заявляла, что
Иисус Христос придет в течение нескольких ме-­
сяцев и что она живой будет встречать Его воз­
вращение на землю.

Дат боролся с сомнениями несколько дней. Впер­вые в жизни он усомнился в истинности своей веры. Однако все свои сомнения он держал при себе. Он не делился ими даже со своей супругой Джин. В отличие от Дага Джин воспитывалась в адвентистской семье. Фактически она была адвен­тисткой уже в пятом поколении. Джин выросла в многодетной семье. В церкви у супруги было столько родственников, что где бы Дат с Джиной ни появлялись, они везде встречали ее родных. Джин всегда старалась быть верной учению Церк­ви и с молодых лет была научена следовать сове­там Е. Уайт при любых обстоятельствах. Ее учили тому, что, хотя в трудах вестницы Господней и встречаются кажущиеся ошибки, в конечном сче­те Е. Уайт всегда остается правой. В любом случае,


 




Глава 1


Атаки на Елену Уайт


 


она — пророк Божий и потому не может ошибать­ся ни в чем.

Дат, напротив, был первым, кто стал адвентистом в своей семье. Когда он пришел в церковь, пастор, ко­торый преподавал ему библейские уроки и готовил ко крещению, познакомил его с целым рядом удиви­тельных откровений, которые были записаны Еле­ной Уайт под вдохновением свыше. Служитель церкви указал на ее заявления относительно здоровья человека, которые на сто лет опередили время. Он от­метил также и ее пророчества относительно будущей картины религиозного мира. Да и сам Дат пережил удивительные благословения в своей христианской жизни, прочитав такие книги, как «Желание веков», «Путь ко Христу». Впечатления, полученные от про­чтения этих книг, были действительно сильными, и он остался в церкви в немалой степени благодаря этим убедительным свидетельствам.

И вот он столкнулся с совершенно новой и не­ожиданной для него информацией. Она не выходи­ла у него из головы. День и ночь он думал об этом.

Не по этой ли причине многие оставили цер­ковь? Может быть, и они обнаружили то же, что и я? Почему мне ничего не говорили об этом, когда я только пришел в церковь? Может быть, действи­тельно адвентизм — это ложный культ, как и гово­рили мне мои друзья еще 30 лет тому назад?

Какое-то время все эти вопросы Даг тщательно скрывал внутри себя.


Может, осмелиться сказать о своей внутренней борьбе жене? А что если это подорвет ее веру? Как тяжело одному справиться с этими сомнениями. А как это отразится на вере его детей, Шэрон и Ми­хаэля? У них сейчас такой трудный возраст: Шэ­рон— 17 лет, а Михаэлю— 15. Не поколеблется л и их вера? А что если они однажды обнаружат то же самое, ведь ребята так много времени сидят в Ин­тернете. Они могут и сами выйти на эти сайты.

Поскольку Даг был ревностным членом церкви и верным последователем учения Е. Уайт, сейчас он испытывал серьезные душевные переживания. Ему казалось, что весь его внутренний мир рассыпается на кусочки. Он где-то даже был раздражен из-за того, что столкнулся с такой проблемой. Он понимал, что проблема действительно серьезна, поскольку на сай­те приводятся ссылки на конкретные места в трудах Е. Уайт. Он специально нашел время, чтобы прове­рить все это самому, и понял, что от фактов никуда не уйти. Проблема налицо. Он был просто в отчаянии и чувствовал себя совершенно одиноким.

Джин была женщиной весьма чуткой и хорошо знала Дага, прожив вместе с ним 23 года. Она по­нимала, что творится что-то неладное. Он стал раздражительным, исчез позитивный жизненный настрой, который всегда был присущ ему. Однаж­ды Джин не выдержала и спросила:

— Даг, что с тобой происходит в последние дни? Ты не похож сам на себя. Что с тобой? Ты заболел?


 




Глава 1


Атаки на Елену Уайт


 


Ты не общаешься с детьми, кричишь на них. Мне кажется, что ты не хочешь изучать уроки суббот­ней школы. Тебя что-то беспокоит? Может быть, ты расскажешь мне об этом?

РАЗДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА

Наконец Даг собрался с духом и окончательно решил рассказать обо всем Джин.

— Мы всегда делимся друг с другом сокровен­
ным. В любом случае рано или поздно ты все рав­
но об этом узнала бы.

Джин сидела тихо и слушала. Даг долгое время подбирал слова, чтобы начать разговор, наконец он выложил все, что его беспокоило. И ему тут же стало легче. Видимо, действительно, проблема, разделенная с кем-то, становится легче вдвойне.

— Джин, я нашел в Интернете такую информа-­
цию о Елене Уайт, которую мне никто не сообщал,
когда я впервые пришел в церковь. Мне всегда го-­
ворили, что все» написанное ею по любому вопро­-
су, является истиной в последней инстанции. Меня
убеждали в том, что все, предсказанное ею, всегда
исполняется. Меня учили, что все, что она запи­-
сывала, получалось ею в видениях непосредствен­
но от Самого Бога, поэтому в ее трудах не может
быть никаких ошибок. А сейчас я вдруг обнару-­
жил, что это все не так. В ее трудах есть ошибки.
Она виновна в плагиате. То, что она предсказыва -


ла, исполнялось не всегда. Обо всем этом можно узнать в Интернете. Ты сама можешь все это про­верить. И теперь я не знаю, что мне делать. Моя вера поколеблена. Иногда я даже думаю, не ошиб­ся ли я, присоединившись к адвентистской Церк­ви? Не принадлежали ли мы с тобой все эти годы к ложному культу? Не ведем ли мы и своих детей по ложному пути? Джин, меня гложут эти сомнения. Что мне с этим делать? Где искать ответы? И есть ли ответы на эти вопросы?

Джин ждала, пока Даг закончит. Когда он за­молчал, она взяла его за руку и сказала:

— Даг, у меня нет ответов на твои вопросы. Но я слышала раньше о тех, кто тоже задавал себе все эти вопросы. Они ушли из церкви и больше не вернулись. Некоторые из них, например, Уилсоны, так сильно настроены сейчас против церкви, что не хотят иметь ничего общего с нами. Но я бы не хотела, чтобы мы или наши дети закончили тем же самым. Если честно, я не знаю, что сказать и что нам делать. Давай пока не будем об этом нико­му говорить и начнем об этом молиться. Бог от­кроет нам того, кто поможет нам ответить на наши вопросы.

Даг согласился. Да, лучше пока молчать об этом. Бог наверняка укажет им на человека, способного им помочь. На протяжении нескольких недель Даг старался вести себя так, как будто все у него Нормально, однако он чувствовал, что его отноше-


 




Глава 1


ие к церкви уже не может быть таким, как раньше. Когда пастор Даунтон попросил его продолжать совершать служение пресвитера, Даг отказался. Свой отказ он объяснил неимоверной занятостью на работе. Настоящая причина заключалась в том, что с такими сомнениями посвятить себя служе­нию в церкви он уже не мог.

Сомнения Дага со временем передались и Джин. Она и подумать раньше не могла, что однажды усомнится в своей церкви и особенно в истинно­сти трудов Е. Уайт. Даг поделился с ней теми материалами, которые он обнаружил в Интерне­те. Джин, как и Даг, почувствовала, что для их сомнений есть серьезные основания. Ее церков­ное рвение значительно ослабело, а безоговороч­ное доверие к церкви поколебалось. Она, так же как и Даг, чувствовала себя обманутой, и это ее возмущало.

— Почему нам никогда раньше об этом не гово­рили? — спрашивала она себя.

Все реже и реже Даг и Джин посещали уроки субботней школы, стали часто пропускать бого­служения. Даг начал уже подумывать о том, как незаметно, без шума и скандала уйти из адвентиз­ма. Неразрешенные проблемы в его душе свели всю его христианскую жизнь на нет. Если раньше он активно принимал участие в духовной жизни общины, теперь его духовная жизнь еле тлела.

Когда же это все закончится? И где искать ответы?


Неожиданно приходит помощь



Неожиданно приходит помощь


ПасторДжерид Даунтон умел чувствовать ситуацию. Он заметил, что с Дагом и Джин про­исходит что-то неладное. Пять лет он уже совершал служение в этой церкви и хорошо знал, что без серь­езных причин пропускать уроки субботней школы эти люди не будут. Однако он не торопился делать поспешные выводы, чтобы не усугубить ситуацию. Несколько недель он ждал и, наконец, решился по­сетить Дата и Джин с пасторским визитом.

Как и раньше, Даг и Джин встретили пастора тепло. Разговор начался с обычных для подобных визитов тем. Что происходит в мире, что нового в церкви. А затем пастор сделал то, что делают все опытные пасторы, посещая членов своей церкви. Он дал Дагу и Джин возможность поделиться с ним наболевшим.

Даг и Джин поначалу колебались. Они пытались делать вид, что ничего особенного в их жизни не произошло. Наконец остатки льда растаяли, и они высказали все то, что беспокоило их в последнее время. Пастор Даунтон выслушал их спокойно, казалось, что их рассказ не вызвал в нем ни удив­ления, ни тревоги. Он просто сказал:

— Я хорошо знаю, что вы сейчас чувствуете. В свое время и я столкнулся с подобной проблемой, хотя, признаюсь, некоторые вопросы были для


меня довольно неожиданны. Однако я знаю чело­века, который, уверен, сможет вам помочь. Если позволите, я переговорю с ним и договорюсь о том, чтобы он встретился с вами и обсудил все эти вопросы. Он преподает в одном из наших коллед­жей, и ему часто приходится иметь дело с подоб­ными вопросами. Я не сомневаюсь в том, что он вам поможет. Даг с Джиной согласились.

—Мы бы очень хотели встретиться с этим чело­
веком, — ответил Даг. — Нам было нелегко жить в
последние несколько недель под давлением всех
этих вопросов и сомнений. Когда мы можем
встретиться?

—Я позвоню ему сегодня вечером и узнаю, ко­
гда ему будет удобно. А потом перезвоню вам. Да­
вайте помолимся и попросим Бога вести нас в
этой ситуации. Мы действительно должны знать
правду. Даже если она не всегда для нас приятная,
но горькая правда лучше сладкой лжи.

Все вместе они преклонили колени и помоли­лись. Пастор искренне просил Бога пролить свет на все их вопросы. Он молился о том, чтобы ничто не мешало им найти истину. В конце молитвы Даг и Джин от всего сердца сказали «аминь». И хотя они не получили пока ни одного ответа на свои во­просы, лед тронулся. Они уже не чувствовали себя совершенно одинокими перед лицом возникшей проблемы.


 




Глава 2


Неожиданно приходит помощь


 


подтвердилась современной наукой. В Интернете пишут о том, что Елена Уайт — лжепророк, по­скольку она проповедовала ложное учение, будто бы дверь благодати захлопнулась в 1844 году, а Иисус Христос должен прийти при ее жизни.

Доктор Смитарст терпеливо ждал, пока Даг вы­скажет все, что у него накопилось. Когда Даг за­кончил, он, улыбнувшись, заметил:

— Ты знаешь, Даг, я тебя понимаю. Много лет назад я испытывал примерно то же самое. Конеч­но, мои сомнения породил не Интернет, его тогда просто не было, но об этом писалось в книгах и журналах. В том, что вы только что рассказали, нового ничего нет. Вопросы эти имеют давнюю историю. Когда я столкнулся с ними, то решил заняться серьезным исследованием этой пробле­мы. Прежде всего мне хотелось прояснить ситуа­цию для самого себя. Я не мог лукавить перед Богом и хотел, чтобы совесть моя оставалась чис­той перед Ним.

Итак, я начал исследование вопроса о том, как проявляет себя дар пророчества в контексте Свя­щенного Писания. Почти десять лет я собирал ин­формацию по этой теме, перечитывая все, что попадало мне в руки. Я познакомился и с трудами неадвентистских ученых-библеистов, чтобы узнать, что они думают по этой проблеме. Когда пришло время написания магистерской диссертации, я без колебаний выбрал для себя тему, связанную с даром


пророчества. Серьезное исследование этой пробле­мы помогло мне разобраться во многих вопросах.

Я вдруг понял, что в своих ожиданиях от дара пророчества я занимал совершенно не библей­скую позицию. Понял и то, что от Елены Уайт я ожидал даже большего, чем от библейских пророков. Я пришел к выводу, что должен изменить свое понимание этого вопроса, и когда это произошло, то моя убежденность в Божественном призвании Е. Уайт к пророческому служению начала только возрастать. Сегодня я убежден в богодухновенности ее служения более чем когда-либо.

—Но, доктор Смитарст, простите, Гарольд, —
прервал Даг, — вы говорите, что пересмотрели
свою позицию относительно того, во что раньше
верили. А вы же рукоположенный служитель
церкви. Неужели вы раньше ошибались?

—Да, я ошибался, и думаю, что другие ошиба-­
лись тоже. Когда я говорю, что мы ошибались,
правильнее сказать, что многие из нас нуждались
в более глубоком понимании того, что говорит
Библия относительно дара пророчества. Есть оп-­
ределенная опасность в том, чтобы вознести
Е. Уайт в наших ожиданиях от ее пророческого
дарования выше положенного. И когда мы обна-­
руживаем, что она не отвечает этим ожиданиям,
то готовы просто развенчать ее дар. А нужно пре-­
жде всего развенчать свои ошибочные представ-­
ления, ане ее пророческое дарование.


 




 


 


Неожиданно приходит помощь


Я уверяю вас, когда Е. Уайт была еще жива, она постоянно вынуждена была бороться с попытками вознести ее на пьедестал. К сожалению, после ее смерти ситуация изменилась. Некоторые стали предъявлять к ее пророческому дару завышенные ожидания, на которые сама Елена Уайт при жизни никогда не претендовала. Но об этом мы, пожалуй, поговорим в следующий раз. А сегодня вечером да­вайте вернемся к основополагающим библейским принципам относительно проявления дара проро­чества. Оставим свои привычные представления и позволим Слову Божьему говорить самому за себя. Что вы думаете?

— Да, давайте, — с готовностью откликнулись Даг и Джина.

Но доктор Смитарст несколько охладил их пыл, заявив:

—Учтите, что, когда мы начнем исследовать
этот вопрос в Библии, вас могут встретить еще бо­
лее неожиданные сюрпризы.

—Хорошо, — согласился Даг, —давайте начнем.

ОСМЫСЛИВАЯ БОГОДУХНОВЕННОСТЬ БИБЛИИ

— Начнем с азов. Посмотрим на то, что мы можем узнать из самой Библии относительно того, как проявляет себя богодухновенность (инспирация). Слово «инспирация» по сути означает то, как Бог открывает Себя и передает людям Свою весть.


Пути Господни кажутся нам подчас необычны­ми, и мы не всегда способны постичь их. Пророк Исайя говорит:

«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои» (Ис. 55:8).

Как часто нам хочется, чтобы все было акку­ратно разложено по полочкам. Однако не все так просто с «путями Божьими». Бог необычен, Его действия иногда озадачивают нас.

Например, почему Он не спустится и не явится нам, как Он, скажем, сделал это на Синае? Пом­ните, как сотрясалась тогда гора, сверкали мол­нии, раздавались раскаты грома. Почему Он снова не проявит Себя таким же образом?

— Мне кажется, — вступила в разговор Джин, — что если бы Бог явил Себя подобным образом сегодня, на земле не осталось бы ни одного атеиста.

Даг улыбнулся и возразил:

—Многие остаются атеистами и скептиками
при любых обстоятельствах.

—Да, — ответил Гарольд Смитарст, — скорее
всего, это так и есть. И все же, почему Бог снова не
проявит Себя таким же образом?

—Если бы Бог это сделал, — включился пастор
Даунтон, — люди поклонялись бы Ему из-за стра- ха, как в свое время и израильтяне у горы Синай.
Однако их сердца не были изменены.

—Может быть, действительно Бог решил оста­-
ваться скрытым и лишь частично открывать Себя,


 




к


Глава 2


Неожиданно приходит помощь


 


чтобы дать нам возможность свободного выбора? — спросил Гарольд. — Этого откровения вполне дос­таточно, чтобы побудить человека к переменам в жизни, и вместе с тем оно не настолько подавляю­ще, чтобы лишить кого-то права выбора. Через пророка Иеремию Бог говорит: «И взыщете Меня, и найдете, если взыщете Меня всем сердцем ва­шим» (Иер. 29:13).

Бог с уважением относится к свободе человека.

Доктор Смитарст заметил, как задумались над этими словами его собеседники. Он продолжил:

— С инспирацией Библии дела обстоят точно так же, как и с существованием Бога. Бог дает достаточно свидетельств, чтобы человек мог поверить, однако Он никогда не устраняет все причины для сомнения. Существуют серьезные аргументы в защиту богодухновенности Библии: это ее пророчества, единство ее внутреннего содержания и прошедшее проверку ис­пытание временем. Кроме этого Библия обладает способностью менять человеческую жизнь. Когда обетования Библии мы применяем к своей жизни, то обретаем новую надежду и радость. А если мы прини­маем Христа, в нашу жизнь входит Святой Дух, и это подобно тому, как будто Бог дает нам гарантию буду­щего наследия (см. Еф. 1:13,14). Христианство — это не просто скучное занятие для ума, оно сравнимо с историей любви. Человеку нужно узнать Бога лично и полюбить Его, и когда он сделает это, то тут же по­чувствует перемены в своей жизни.


Однако, несмотря на все доказательства того, что Библия действительно Книга Божья, встреча­ют* в ней отдельные моменты, которые нас ино­гда смущают. Например, жестокость, с которой израильтяне обращались с хананеями. И делали они это, кстати, по указанию Божьему1. Подобных моментов много и в Книге Псалтирь. В некоторых псалмах Давид просит Бога жестоко расправиться со своими врагами2.

Бог имел дело с народом, который жил в далеко не идеальной культуре, и Он пытался возвысить его до определенных высот. Да, действительно, какие-то моменты в Библии нас смущают, и порой у нас нет адекватных ответов на ее загадки. И, тем не менее, мы продолжаем ей верить. Мы верим, потому что, несмотря на проблемы или, вернее сказать, кажущиеся проблемы, у нас все же есть достаточно свидетельств, чтобы верить. Именно так и верили христиане во все века. И нам вовсе не обязательно иметь ответы на все свои вопросы, чтобы верить. Если мы будем ждать до тех пор, пока получим ответы на все свои вопросы, мы так нико­гда и не поверим. Так обстоят дела с Богом.

Думаю, что неразумно отказываться от своей веры лишь потому, что он или она не могут что-то объяснить. Со временем приходит ответ, однако это происходит не всегда. Итак, у нас достаточно свидетельств, чтобы верить, однако Бог не устра­нил на нашем пути все причины для сомнения.


 




Глава 2


Неожиданно приходит помощь


 


       
   
 
 

 

Человек, который подходит к этой проблеме чест­но и непредвзято, постарается взвесить все обстоятельства. И если он это сделает, он получит достаточно света на своем пути, который, однако, не будет столь ослепительным, чтобы лишить его свободы выбора.

Итак, что вы думаете по этому поводу? Можете ли вы согласиться с моими доводами?

Все, и Даг, и Джин, и пастор Даунтон согласно кивнули.

— Я говорю об этом потому, — продолжил док­
тор Смитарст, — что с подобными вещами мы мо­
жем встретиться и в трудах Е. Уайт, однако мы не
должны из-за нескольких непонятных нам мо-
ментов доверие к ее пророческому служе­нию в целом. Существует огромное множество
свидетельств в защиту истинности пророческого
дарования Е. Уайт. Подумайте о ее христианской
жизни. Все, кто работал рядом с ней, не сомнева-­
лись в ее служении. Семьдесят лет, наверное,
слишком большой промежуток времени, чтобы
играть в лицемерие, не правда ли? Служение
Е. Уайт помогло многим людям узнать Христа и
довериться Ему. Как вдохновенно и возвышенно
она говорит о Спасителе, не правда ли?

Даг и Джин снова согласились.

— А разве не призывала она постоянно к испол­-
нению библейских принципов?

И снова согласие.


— Е. Уайт способна была читать сокровенные
тайны человеческих сердец и давать людям духов-­
ные наставления. Были случаи, когда она писала
людям письма и давала советы относительно собы-­
тий, которые должны были еще только произойти в
жизни этих людей. Все это подтверждено докумен-­
тально в соответствующих книгах, поэтому я не хо­
тел бы долго останавливаться на этом. Хочется лишь
еще раз напомнить о том, что мы располагаем вели­
ким множеством свидетельств в защиту ее пророче-­
ского служения.

Говоря в целом, всякий раз, когда члены Церкви АСД еще при жизни вестницы Божьей прислушива­лись к ее советам, все в их жизни складывалось благо­получно. Во многих случаях она буквально спасала церковь от опасных заблуждений, как, например, в случае с доктором Келлогом, который пытался сов­лечь церковь в одну из разновидностей пантеизма. Согласно его учению, Бога не следует воспринимать как личное существо. Она решительно противостоя­ла движению «святой плоти», которое базировалось на аморальности и необузданной эмоциональности.

Есть множество свидетельств того, что Бог осо­бым образом использовал Е. Уайт, и потому мы не можем позволить каким-то отдельным фактам за­ставить нас забыть об этом. Это было бы просто нечестно. Вы согласны?

— Я думаю, что это справедливо, — согласился
Даг, выступив и от имени своей жены.



Глава 2


Неожиданно приходит помощь


 


       
   
 
 

 

— Хорошо, — сказал доктор Смитарст, — давай­
те перейдем к следующему важному моменту.

Он подождал, пока Даг сходил на кухню и при­нес заранее приготовленные напитки, а затем продолжил.

БИБЛИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕДИНСТВО
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И БОЖЕСТВЕННОГО_________

— Давайте откроем Библию и посмотрим, как
все же действует Бог, когда передает людям Свою
весть.

Гарольд открыл свою Библию.

— Я читаю отрывок из Второго послания апо-­
стола Петра, в котором богодухновенность опии-­
сывается следующим образом: «Зная прежде всего
то, что никакого пророчества в Писании нельзя
разрешить самому собою. Ибо никогда пророче-­
ство не было произносимо по воле человеческой,
но изрекали его святые Божий человеки, будучи
движимы Духом Святым* (2 Петр. 1:20, 21).

Слово «движимы» определенным символиче­ским образом описывает инспирацию. Бог «по­двигал» пророков на получение Своих вестей, и те записывали их для нас в доступном и надежном виде. В то же самое время Бог уважал и человече­скую свободу. Он не подавлял личность пророка и не вырывал его из культурного окружения. Биб­лия — это слово Божье на человеческом языке.


Так, апостол Павел, комментируя полученное от Бога откровение, замечает: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4:7).

Другими словами, Бог действительно передает Свою весть людям, но мы подобны глиняным сосу­дам. То, что Бог передает, оно на самом деле без­ошибочно, однако человек иногда способен к ошибкам и даже неправильному пониманию того, что говорит ему Бог. Библия — слово Божье на чело­веческом языке. Точно так же, как Иисус Христос, живое Слово Божье, был одновременно и Богом, и человеком, и Библия, записанное слово Божье, — одновременно и Божье слово, и человеческое. Нам важен именно такой, сбалансированный взгляд на Священное Писание. Е. Уайт очень точно передает эту идею в первом томе книги «Избранные вести».

Доктор Смитарст потянулся к своему портфе­лю, чтобы достать книгу.

— Одна из причин, по которой я убежден в богодухновенности трудов Е. Уайт, заключается в том, что она сама писала по этому поводу. И это рази­тельно отличается от того, что думали об этом в ее дДни многие адвентисты. Однако я нахожу ее пози­цию полностью совпадающей с учением Библии.

— Библия написана людьми по вдохновению
Святого Духа, — начал читать гость, — но это не оз­-
начает, что она отражает способ мышления и выра­-
жения мысли, присущий Богу. Стиль ее написания
характерен для человека. Бог не представлен как



Глава 2


Неожиданно приходит помощь


 


       
 
   
 

 

писатель. Люди часто говорят, что те или иные вы­ражения не могут быть Божьими. Но Бог и не дает возможность судить о Себе в словах, в логике, в ри­торике, изложенных в Библии. Авторы Библии были Божьими писцами, но не Его пером. Посмот­рите, насколько отличаются библейские книги, на­писанные разными авторами.

Не слова Библии, но люди, ее писавшие, были вдохновляемы Богом. Вдохновение воздействует не на слова или выражения человека, но на него самого, и разум его, под влиянием Святого Духа, наполняется определенными мыслями. Конкрет­ные же слова, в которые облекаются эти мысли, несут отпечаток индивидуальности. Так распро­страняются Божественные наставления. Божест­венный разум и воля объединяются с разумом и волей человеческой; таким образом написанное человеком становится словом Бога (Избранные вести, т. 1, с. 21) Закрыв книгу, гость продолжил: — Эти несколько глав заключают в себе все то, о чем говорится на эту тему в солидных томах, хра­нящихся в моей библиотеке. Е. Уайт очень кратко и вместе с тем удачно смогла передать здесь са­мое главное. Библию можно уподобить взрослому человеку, склонившемуся к своему маленькому сыну, чтобы сказать ему что-то на языке, который он сможет понять. Бог общается с нами на нашем языке. А иначе как бы мы могли понять Его? Не-


которые авторы книг Священного Писания, как, например, Иоанн, пользуются простым языком, в то время как другие, скажем, Павел, используют более сложный язык, несущий на себе культурные особенности своего времени. Те, кто могут читать Библию на языках оригинала, хорошо знакомы с разницей в стиле написания тех или иных ее книг, что находится в полном соответствии с их культу­рологическим фоном.

С улыбкой посмотрев на собеседников, докт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: