Учебно-методический комплекс
дисциплины
«СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»
Профессиональный цикл (базовая часть), Б.3.Б.18.
Направление подготовки
Журналистика
Профиль(и) подготовки
«»
Разработчик (составитель) УМК: канд. филос. наук, ст. преп. Фазлиева Г.В. | ____________ подпись | «» 2013г. |
Нефтекамск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы |
2. Цели освоения дисциплины |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно ФГОС ВПО |
4. Структура и содержание дисциплины |
5. Рабочая программа учебной дисциплины |
6. Образовательные технологии |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) |
7.1 Основная литература |
7.2 Дополнительная литература |
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) |
9. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя |
10. Методические указания для студентов |
11. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов |
12. Контрольно-оценочные материалы |
13. Рейтинг-планы дисциплины по семестрам |
14. Глоссарий |
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3 Профессиональный цикл. Базовая часть 18» ФГОС по направлению подготовки ВПО 031300 – «Журналистика». Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в процессе изучения введения в теорию журналистики, ведения в специальность и курсов по философии, социологии, психологии, культурологии, основам журналистики, творческой деятельности. Место учебной дисциплины – в системе предшествующих курсов по специальности.
|
2. Цели освоения дисциплины
Целью освоения учебного модуля «Социология журналистики» являются:
- формирование углубленного, практико-ориентированного представления о социологическом подходе к исследованию общества, социальных систем и процессов, о соотношении и динамике общественных, групповых и индивидуальных интересов, о функционировании общественного мнения и средств массовой коммуникации в современном обществе, социальной ответственности журналиста и СМИ;
- формирование знаний и навыков о социологических способах и средствах получения информации, обеспечения ее надежности, количественной и качественной обработке социально значимой информации применительно к работе СМИ;
- формирование представление о социологической культуре журналиста;
- обогатить методический инструментарий журналиста адаптированными к практике СМИ социологическими методами исследования социальной действительности для изучения природы и функционирования СМИ, а также для применения в профессиональной деятельности.
Задачи:
- изучение функционирование СМИ в обществе;
- проанализировать использование социальной информации в деятельности журналиста и СМИ;
- изучение методов сбора информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- знать основные научные концепции, раскрывающие социальный смысл функционирования СМИ, журналистики, места и роли прессы в социальной, политической и духовной жизни общества;
|
- уметь анализировать явления журналистской практики, владеть навыками работы с источниками знания в аспекте своей специальности;
- иметь представление о социальных закономерностях труда журналиста, его взаимодействии с другими субъектами информационных отношений в обществе;
- владеть навыками проведения социологических исследований.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно ФГОС ВПО
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 031300 – «Журналистика»: а) общекультурные (ОК):
- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
- способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);
б) профессиональные (ПК):
понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);
- в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России (ПК-14);
- понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК-16);
|
- ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ПК-17);
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
ЛК | ПР | СРС | КСР | ||||
1. | Введение в социологию журналистики | к/р №1 | |||||
2. | Эволюция социологии журналистики | к/р №1 | |||||
3. | Социологическая теория журналистики и СМК | к/р №1 | |||||
4. | Социологические исследования аудитории и общественного мнения | к/р №1 | |||||
5. | Социологические исследования текстов СМИ | к/р №2 | |||||
6. | Субъекты журналистской деятельности как объекты социологии журналистики | к/р №2 | |||||
7. | Социологическая журналистика | к/р №2 | |||||
Социологическая культура журналиста | к/р №2 | ||||||
9. | Всего | 6 |
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины представлена в приложении А.