Студент по дисциплине аттестуется без участия в процедуре экзамена по итогам текущей успеваемости в семестре. При этом экзаменационная оценка определяется следующим образом:
- от 60 до 75 баллов – «удовлетворительно»;
- от 76 до 89 баллов – «хорошо»;
- от 90 до 100 баллов – «отлично».
Если студент не согласен с экзаменационной оценкой, которая может быть ему выставлена по итогам текущего контроля в семестре, он сдает экзамен на общих основаниях.
Разработано и рассмотрено «Утверждено»
на заседании кафедры на заседании УМС
истории, истории государства и права гуманитарного факультета
(протокол № 1 от «28» августа 2013г.) (протокол № 1 от «29» августа 2013г.)
Зав.кафедройБ.А. Азнабаев Председатель Пономарева Н.А.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нефтекамский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Гуманитарный факультет
Кафедра истории, истории государства и права
по дисциплине «Социология журналистики» на 6 семестр
(наименование дисциплины)
Рабочую программу осуществляют: | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ): 3 Учебных часов: Лекций (в т.ч. в интерактивных формах): 18(8) |
Лекции: к. филос. н., ст. преп. Фазлиева Гузель Вазиховна | семинарских (в т.ч. в интерактивных формах): 18 (12) |
(должность, уч. степень, звание, ф.и.о.) | практических (в т.ч. в интерактивных формах): нет |
Лабораторных: нет | |
Консультаций: 3 | |
Практические занятия: к. филос. н., ст. преп. Фазлиева Гузель Вазиховна | Зачет: нет |
(должность, уч. степень. звание, ф.и.о.) | Экзамен: 27 |
самостоятельная работа студентов: 41 КСР: 4 | |
|
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Кол-во часов аудитор. работы | Интерактивные методы обучения | Меж-предметные связи | Инновационные методы в обучении | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Количе-ство часов самостоят. работы | Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.) |
Введение в социологию журналистики Объект, предмет и метод социологии. Объект, предмет и метод социологии журналистики. Место социологии журналистики в обществоведении и системе журналистских дисциплин. Цели и задачи изучения социологии журналистики. Структура курса. Структура и функции социологии журналистики. Основные категории и понятия социологии журналистики. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации. | Лекция, семинарское занятие | Основы журналистики, социология | Мультимедийная презентация | 1,3,4,7 | УМК «Социология журналистики» (пункт 10) | Проверека конспектов | ||||
Тема 2. Эволюция социологии журналистики Социальная рефлексия относительно пражурналистских явлений (Аристотель). Мыслители XVII-XVIII вв. о роли прессы в обществе: свобода печати как основное содержание научного и политического дискурса и начало социально-политических теорий журналистики (Ш.Л. Монтескье, энциклопедисты). Газета как посредник между «управляющими и управляемыми» (К. Маркс). Пресса в условиях становления демократии (А. де Токвиль). Печать как средство классовой борьбы (К. Маркс, В.И. Ленин). Журналист как ученый и политик (М. Вебер). Социокультурное воздействие массовой коммуникации на жизнь общества; СМИ и массовая культура (Маклюэн, Адорно). Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания аудитории (Шопенгауэр, Ницше, Липпман, Фромм, Малецке). Социологические исследования деятельности СМИ и их значение для социологии журналистики (Вебер, Лассуэлл, Лазарсфельд, Шрам, Мертон). Новая информационная реальность конца XX – начала XXI вв. (Бурдье, Шампань, Ноэль-Нойман). Традиции и опыт социологии журналистики в России. | Лекция, семинарское занятие | Основы журналистики, социология | 1,3,4 | УМК «Социология журналистики» (пункт 10) | Заполнение таблицы №1, №2 самостоятельной работы | |||||
Тема 3. Социологическая теория журналистики и СМК Социальные функции СМИ и их социологический анализ. Социологический подход к процессам производства, распространения и потребления массовой информации. Социальная система и коммуникация. Субъект, объект, цели, средства, условия массовой коммуникации. Проблема свободы СМИ как отражение социальных противоречий в обществе. Журналистика и основные институциональные сферы общества: политика, экономика, наука и образование, культура и искусство, религия, семья. Система СМИ России: структура, специфика информационных каналов и их взаимодействие. Система СМИ в современных социологических теориях. Социальный контроль как функция журналистики. Социальный и журналистский контроль: общее и особенное. Алгоритм социального контроля в журналистике. | Лекция, семинарское занятие | Проблемное задание (интерактивная база данных) | Основы журналистики, социология | Разработка компьютерных тестов, их совместное решение в группе | 1,2,3,4 | УМК «Социология журналистики» (пункт 10) | Заполнение таблицы №1, №2 самостоятельной работы | |||
Социологические исследования аудитории и общественного мнения Аудитория средств массовой информации (в целом, отдельных изданий, каналов, программ). Понятия целевой (базовой), потенциальной, реальной аудитории. Социальные потребности как объективная основа информационных потребностей. Субъективные и объективные характеристики аудитории: информационные потребности, интересы, мотивы обращения к СМИ, запросы, ожидания, характеристики потребления массовой информации. Задачи и методы комплексных социологических исследований аудитории СМИ. Медиаметрические исследования аудитории как направление социологии журналистики и информационного маркетинга. Количественные и качественные методы аудиторных исследований. Интервьюирование (очные, телефонные и электронные опросы), анкетирование, дневники, фокус-группы, технические методы замеров аудитории. Типы выборок. Анализ данных, их комментирование. Итоговые документы аудиторных исследований (стандартизация показателей, табличные и графические способы представления данных). Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ и ее отношения к ним. Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ. Направления, особенности и методы изучения общественного мнения. | Лекция, семинарское занятие | Проблемная лекция, разбор кейсов | Основы журналистики, социология | 1,2,3,4,5 | УМК «Социология журналистики» (пункт 10) | Заполнение таблицы №1, №2 самостоятельной работы, компьютерные тесты | ||||
Социологические исследования текстов СМИ Задачи и методы изучения текстов массовой информации. Качественные и качественно-количественные методы. Особенности конструирования выборок. Контент-анализ и его разновидности. Интент-анализ. Качественный анализ (в том числе экспертное чтение). Особенности социологического анализа печатной и аудиовизуальной информации. Новые возможности анализа текстов массовой информации с использованием компьютерной техники, на базе электронных версий СМИ. Задачи и методы изучения редакционной почты. Возможности контент-аналитической техники. Принципы и методы разработки кодификаторов. | Лекция, семинарское занятие | Основы журналистики, социология | Мультимедийная презентация | 1,2,3,4,5 | УМК «Социология журналистики» (пункт 10) | Заполнение таблицы №1, №2 самостоятельной работы, компьютерные тесты | ||||
Субъекты журналистской деятельности как объекты социологии журналистики Субъекты массово-коммуникационной, творческой, профессиональной, коммерческой и других видов деятельности в рамках массово-коммуникационного процесса: выявление и анализ. Владельцы СМИ, учредители органов информации и их социологическое изучение. Редакция и журналист как объекты социологии журналистики. Задачи и методы исследований. Социология журналистского образования. Черты социологического портрета современного российского журналиста. | Лекция, семинарское занятие | Основы журналистики, социология | 1,3,4,5 | УМК «Социология журналистики» (пункт 10) | Заполнение таблицы №1, №2 самостоятельной работы, компьютерные тесты | |||||
Тема 7. Социологическая журналистика Социологическое мышление журналиста как показатель его профессионализма и опорный элемент социожурналистской квалификации. Методы и формы журналистского познания действительности. Формы социологической журналистики: публикация результатов исследования, использование результатов исследования в качестве доказательной базы, социологическая публицистика. Социологический этюд как форма соединения социологии и журналистики. Социологическая информация на страницах печати, телевидения, радио, в сетевых СМИ. Надежность и достоверность социологической информации, правила работы с ней в журналистике (критерии отбора, интерпретации, комментирования, способы представления СМИ). Правовые и иные формы регулирования. Социологическая литература и периодика. Социологические центры, их специализация. Каналы распространения социологической информации. | Лекция, семинарское занятие | Командная работа | Основы журналистики, социология | Подготовка электронных презентаций | 1,2,3,4 | УМК «Социология журналистики» (пункт 10) | Заполнение таблицы №1, №2 самостоятельной работы | |||
Социологическая культура журналиста Социологическое знание в процессе обоснования типа, концепции и программы органа информации и их реализации. Роль социологических методов и информации на других этапах работы редакции и журналиста. Социологический инструментарий журналиста: интервью, наблюдение, опрос, эксперимент, экспертный опрос, прогноз и т.д. Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы (в том числе в формах интерактивной журналистики): репрезентативность, границы выводов. Специализированная социологическая служба органа информации. | Лекция, семинарское занятие | Командная работа | Основы журналистики, социология | 1,2,3,4 | УМК «Социология журналистики» (пункт 10) | Заполнение таблицы №1, №2 самостоятельной работ |
|
|