Вопрос 12
Наиболее перспективной для самооценки и последующего совершенствования деятельности МО России является модель менеджмента, соответствующая критериям Модели Премии Правительства Российской Федерации в области качества (Модель Премии), гармонизированной с моделью совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM Excellence Model®).
Самооценка - это не дополнительный набор универсальных инструментов, а высокоэффективная и практически необходимая технология в управлении МО. Достоинства самооценки: сравнительная простота; возможность проведения собственными силами; определение приоритетных направлений улучшения деятельности. И это далеко не полный перечень преимуществ метода. Выбор подхода и метода зависит от цели: если цель - получение премии или сравнение с другими организациями, то выбор метода и результаты оценки будут связаны с подсчетом баллов. Но более важно то, что даже не участвуя в конкурсе на соискание премии в области качества и не подсчитывая баллы, любая МО, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применять критерии модели премии для самооценки.
Это позволит ей получить всестороннюю картину своей деятельности, оценить, насколько деятельностью МО удовлетворены потребители, персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования и устойчивого развития
Преимущества самооценки перед МС ИСО 9000 обеспечивают быстрый рост ее популярности, широкое использование в национальных и международных премиях по качеству, в основе которых лежат принципы концепции TQM. Привлекательность и «высокая отдача» внедрения принципов концепции TQM не является секретом и для российских организаций. Четко расставить акценты позволяет заключение А.Фейгенбаума, одного из основоположников современной философии качества. На вопрос: «Что важнее сегодня: применение стандартов ИСО серии 9000 или внедрение на предприятии методологии TQM?» он ответил так: «...нам необходимо признать, что TQM ориентирована на повышение качества продукции/услуг, когда уже имеется некий достигнутый уровень, т.е. TQM определяет конкурентоспособность организации. Внедрение стандартов ИСО серии 9000, скорее ориентированное на снижение вероятности сделать что-либо,
|
неверно». Таким образом, эти два вида деятельности являются как бы партнерами в достижении единой цели, но на разных стадиях движения предприятия к качеству. При этом основой являются стандарты ИСО серии 9000, а эволюционным развитием - TQM
Модель Премии Правительства Российской Федерации в области качества, как и другие модели делового совершенства, базируется на восьми основополагающих принципах, соответствующих концепции «Всеобщего управления на основе качества» - Total Quality Management (TQM). Это ориентация на потребителя; лидерство руководства и последовательность в достижении целей; менеджмент на основе понимания процессов и фактов; вовлечение персонала; непрерывная познавательная деятельность и инновации; развитие партнерства; взаимодействие с обществом; ориентация на результаты.
Технология «Самооценка» может с успехом использоваться для самооценки деятельности организации в целом, филиала организации, отдельного подразделения или совокупности подразделений, задействованных в реализации какого-либо процесса. Международная и отечественная практика применения самооценки доказала очевидные преимущества метода, такие как: систематический подход к совершенствованию деятельности; получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных сотрудников и руководителей; использование единого комплекса критериев, который нашел широкое применение в мире при оценке МО своей деятельности и ее результатов; согласованное понимание того, что в реальных условиях должна сделать МО в целом, ее отдельные подразделения и каждый сотрудник, исходя из политики и стратегии; обучение персонала практическому применению принципов TQM; внедрение различных инициатив и передовых методов менеджмента качества в повседневную деятельность МО; выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения; оценка изменений, наступивших с момента предыдущей самооценки; возможность управления организацией с позиций единого скоординированного потока технологических процессов;
|
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM)
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес стратегия нацеленная на повышение качества всех организационных процессов. TQM по своей сути это сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс. Главная цель TQM состоит в планомерном достижении поставленных перед предприятием задач через непрерывное улучшение работы. TQM широко применяется на производстве, в образовательных программах, правительственными организациями и др. учреждениями.
Слова этой аббревиатуры подразумевают следующее:
· Всеобщий — означает вовлечение в процесс всех сотрудников предприятия, включая вспомогательную сеть и жизненный цикл изделия.
· Управление — это пошаговая организация процесса, включающая такие этапы как планирование, контроль, руководство, набор персонала, снабжение и др.
· Качество — забота о предоставлении клиенту наилучших товаров максимально соответствующих его потребностям.
Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization — ISO) определяет понятие TQM как организационный подход сосредоточенный на качестве, базирующийся на участии всех сотрудников и нацеленный на длительный успех процесс, который достигается благодаря улучшению условий работы, полному удовлетворению потребителей и всех членов общества.