Дистанционный урок по литературе
Группа 155
Дата 3.10 21Г.
Учитель Горбачева Г.М.
Установка на урок:
Добрый день!
Тема урока:
Два полководца - две судьбы. (Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).
Записать дату и тему урока
Изучит статью, записать краткий конспект
Цель урока:
Тема: Два полководца - две судьбы. (Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).
ЦЕЛЬ:
1. Систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона;
2. Показать, какова, по мнению Л.Н.Толстого, роль личности в истории;
Оборудование:
2. Таблица «Образы Кутузова и Наполеона».
Эпиграф: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Ход урока:
-- Значит, сегодня на уроке речь пойдёт о романе Л. Н. Толстого «Война и мир». (слайд 2)
--В произведении Л. Н. Толстого задействовано свыше 500 героев, сюжет связан с реальными войнами 1805-1807г.г. и Отечественной войной 1812г--Действительно, в произведении упоминаются или действуют свыше 200 реальных исторических личностей, участников Отечественной войны 1812года. Цитатная разминка:
«В расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле». (Кутузов)
«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах». (Наполеон).
«Умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице его » (Кутузов).
«На лице его была неприятно-притворная улыбка». (Наполеон).
«Он был слаб на слезы», как простой смертный, «выражение усталости в его лице и фигуре были все те же» (Кутузов).
|
Он «неохотно играл роль председателя и руководителя военного совета». В отношении к своим солдатам он добр, они для него — «чудесный, бесподобный народ ». (Кутузов).
7. «— Дрожание моей левой икры есть великий признак, — говорил он впоследствии ». (Наполеон).
8. «Он находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость». «В его понятии все то, что он делал, было хорошо... потому, что он делал это». (Наполеон).
9. «Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли — это неизбежный ход событий. Он умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое». (Кутузов)
10. Он ведет себя как человек, понимающий, что все его слова, жесты — это история. С его лица не сходит «выражение милостивого и величественного императорского приветствия». (Наполеон).
11. Все его действия, фразы — все наигранно и театрально. Его жизнь — некая интрига, он «должен был отречься от правды и добра и всего человеческого ». (Наполеон).
12. А “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. (Наполеон).
13. Он просто оказался слабее своего противника - “сильнейшего духом”, по выражению Толстого. (Наполеон).
14. «Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны ». (Кутузов).
|
15. «Властью, врученной мне государем и отечеством, - я приказываю отступать ». (Кутузов).
--Если мы говорим, что Наполеон и Кутузов - личности, которые сыграли роль в истории, то какие черты должны быть присущи выдающейся личности?
(Историческая личность может быть оценена многозначно: как положительно, так и отрицательно)
Новый материал
1)--В романе самыми яркими историческими личностями являются два полководца – Кутузов и Наполеон. Чем вызван интерес автора к ним?
(Взглядами Толстого на историю и роль личности в ней)
--Это и есть одна из важных проблем, над которой размышляет писатель. В чём суть исторических и философских взглядов Л. Н. Толстого? (слайд 12)
6) –«Война и мир»- произведение сложное и многоплановое. Это художественное произведение, а не документально – историческое. 7)—Основным художественным способом создания образов Наполеона и Кутузова стал такой приём (Сопоставление и противопоставление образов)
Уместно ли использование этого приёма в романе?
9)—Этот приём Толстой применил только для создания образов полководцев или в произведении есть другие примеры его использования?
(Есть другие примеры использования: заглавие, эпизоды, герои, Кутузов и генерал Мак, описание дуба и душевное состояние Андрея Болконского)
10)—Давайте посмотрим, как этот приём «работает»: какими показаны полководцы?
Отношение Толстого к героям – полководцам?
11) –Предлагаю блиц – опрос. Это словесная дуэль.
|
Кутузов | Наполеон |
Портрет | |
Дряхлый, физически немощный старик, но твердый духом и сильный умом. | Человек в расцвете физических сил, но его внешность снижается такими деталями, как маленький рост, жирное тело и т. п. |
Манера поведения | |
Естественность во всем (спит во время военного совета, ест курицу во время сражения). | Все говорится и делается для истории (эпизод с портретом сына). |
Отношение к солдатам | |
Отеческая забота, стремление сохранить жизни солдат (смотр в Браунау). | Солдаты – средство для достижения славы и власти (гибель польских уланов при переправе через Неман). |
Цели деятельности | |
Защита Отечества | Слава власть. |
Тактика ведения боя. | |
Поддерживает дух войска. | Властными приказами пытается руководить сражением. |
Отношение автора | |
«Народный полководец», «спаситель отечества». | Человек, у которого «помрачены ум и совесть» |
Вывод: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» |