Что общего между эклектической концепцией и теорией системной динамической локализации высших психических функций?
Почему современная концепция локализации функций называется системной и динамической?
Остается ли постоянной локализация функции на различных стадиях: а) формирования навыка, б) онтогенеза?
ГЛОССАРИЙ
Психофизиологическая проблема - это философский и методологический вопрос о соотношении психических процессов с физиологическими.
Психофизическая проблема - проблема места психических явлений во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.
Параллелизм - решение психофизиологической проблемы, согласно которому психическое и физическое признаются двумя разными по своей природе реальностями. Материалистический параллелизм рассматривает психическое как «тень» физических процессов, идеалистический параллелизм рассматривает психические процессы как базу физиологических.
Монизм - решение психофизиологической проблемы, согласно которому существует одна субстанция, которой присущи два атрибута: 1) атрибут протяжения и 2) атрибут мышления. Действие и мысль исходно неразделимы, выступая как разные проекции одной и той же реальности на «разные плоскости». Поэтому они могут стать предметами разных наук.
Концепция «узкого локализационизма» - идея, согласно которойза отдельные психические способности отвечают определенные участки головного мозга.
Идея антилокализационизма состоит в том, что мозг неразделим на отдельные части, кора однородна и равноценна, как любая железа.
Эклектическая концепция - представление о том, что с работой определенных участков мозга связаны только относительно элементарные сенсорные или моторные функции. Высшие психические функции связаны с работой всего мозга равномерно.
Теория системной динамической локализации высших психических функций - психическая функция любой степени сложности осуществляется при участии целого ряда корковых зон, подкорки, активизирующей системы мозга и не может быть локализована в каком-то одном участке коры. Один и тот же аппарат может перестраиваться для обеспечения разных видов деятельности. Мозг работает как системно организованное целое.
Блок регуляции тонуса и бодрствования отвечает за оптимальное состояние коры, необходимое для работы двух других блоков.
Блок приема, переработки и хранения информации обеспечивает познавательную деятельность субъекта
Блок программирования, регуляции и контролядеятельности обеспечивает организацию целенправленного поведения и деятельности.
Презентация
Слайд 1. Психофизическая и психофизиологическая проблема
Слайд 2. Варианты решения психофизиологической проблемы
Слайд 3 Многокомпонентный состав функциональной системы по А. Р. Лурия
Слайд 4 Психофизиологические механизмы, обеспечивающие навык письма
Слайд 5. Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе
Слайд 6: Ю.Б.Гиппенрейтер «Введение в общую психологию»