Знакомство с некоторыми отрывками из НЗ, указывающими на контраст восприятия.




Занятие № 25

Тема: Соотношение любви Божией к человеку в Ветхом и Новом Заветах.

План:

1) Введение в тему.

2) Экскурсное знакомство с некоторыми отрывками из НЗ, указывающими на контраст восприятия.

3) Экскурсное знакомство с рядом ВЗ-ых отрывков, приводящих к дуалистическим представлениям о Боге. Толкование приведенных ВЗ-ых отрывков.

4) Объяснение утверждения Церкви о единстве Бога в обоих эпохах.

Введение

Смысл данного занятия: 1) борьба за непоколебимость веры и удаление сомнений в том, что наш Бог – есть высшая любовь; 2) воспитание любви к чтению и глубокому изучению Священного Писания, книги которого написаны единым Духом Святым, одинаково действовавшим как на пророков, так и на апостолов!

Человек, взявшийся за изучение смысла Священного Писания Ветхого Завета, и при этом обладая, даже поверхностным знанием Новозаветной евангельской истории, скоро столкнется с серьезным противоречием в восприятии любви Бога к человеку в обоих эпохах. Говоря более конкретно, перед читателем станет вопрос: один ли и тот же Бог проявляет Себя в Ветхом и Новом Заветах?

Дело в том, что в книгах Ветхого Завета имеется масса мест, после прочтения которых, можно легко прийти к выводу, что Бог Ветхого Завета справедливый, и даже, порой, жестокий судья, напротив – Бог Нового Завета – любящий, всепрощающий отец.

Вопрос о жестокости Ветхого Завета не нов. Уже среди первых христиан были такие, кто утверждал: христианский Бог Любви не может иметь ничего общего с жестоким, мстительным и капризным «богом», каким рисует его Ветхий Завет. И возможно, этот «бог» на самом деле вообще не кто иной, как сатана. Наиболее последовательно излагал эти взгляды мыслитель по имени Маркион[1].

По мнению еретиков, наиболее ярким местом в Св. Писании, указывающим на существование расхождения между действиями Бога в двух эпохах является Лк. 9:51-56[2]. Это одно из основных мест, на которых основываются еретики-маркиониты, утверждающие, что Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета – разные боги, так как здесь апостолы выступали как бы представителями психологии ВЗ-го бога, а Христос как Сын НЗ-го бога противился этой психологии.

Церковь осудила учение Маркиона как ересь. Она напомнила, что не только Новый Завет, но «все Писание богодухновенно и полезно для научения» (2Тим. 3:16).

Однако наследники Маркиона живы по сей день. Даже среди христиан многие если и не отвергают Ветхий Завет, то относятся к нему с каким-то подозрением, как к историческому памятнику, не имеющему особого значения в наши дни.

Примечание: это не исчерпывающая информация по теме, так как я не коснулся всех толковников, особенно книг Царств, а также не ознакомился с трудами святых отцов, открыто боровшихся с ересью Маркиона.

 

Знакомство с некоторыми отрывками из НЗ, указывающими на контраст восприятия.

Примеры любви Бога в Новом Завете:

1) «В то время: Пётр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз » (Мф. 18:21-22);

2) «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32);

3) «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Лк. 23:34);

4) «И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром » (Лк. 8:43-48);

5) «Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его » (Лк. 22:48-51).

 

3) Знакомство с рядом ВЗ-ых отрывков, приводящих к дуалистическим представлениям о Боге. Толкование приведенных ВЗ-ых отрывков.

1) раскаяние Бога о творении человека и потопление древнего мира: «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их » (Быт. 6:6-7);

Толкование. свт. Иоанн Златоуст: ««И помысли, – говорит Писание, – Господь Бог, яко сотвори человека на земли». Заметь и здесь грубость и приспособительность выражения. «Помысли», сказано, вместо: раскаялся, не потому, что Бог раскаивается, – да не будет, – но божественное Писание говорит с нами по-человечески, чтобы научить нас, что чрезмерное множество грехов человеческих привело человеколюбивого Бога в столь великий гнев».

Свт. Амвросий Медиоланский: «Чем же провинились неразумные твари? Они были сотворены ради человека; и по истреблении человека, ради которого они были сотворены, следовало истребить и их: ведь уже не существовало бы того, кто бы ими пользовался».

Свт. Филарет Дроздов: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором сей совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более уже не мог быть причастным любви и благости Творческой».

!!!!! Прп. Максим Исповедник: «поскольку человек — существо изменчивое, легко приспосабливается ко времени и обстоятельствам, то совершенно необходимо, чтобы и Божий Промысел, оставаясь Самим Собой, приспосабливался к нашим состояниям, находя способы спасения [в зависимости] от произрастающих в природе пороков, [подбирая то, что] легко усваивается. И подобно тому как во врачебном искусстве [лечению] подлежит множество болезней и необходимо, чтобы сведущий врач, поскольку тело, подлежащее [лечению], впадает во множество разнообразных недугов, и сам переходил от более слабых средств к более сильным — так [происходит] и у Бога: переход от одного способа промышления к другому обыкновенно именуется в Писании «раскаянием » Бога».

Лопухин: «род этот, или человек, должен погибнуть, чтобы зло не было увековечено».

«И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица землиИ лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. » (Быт. 7:1-4, 21-22).

Толкование. Свт. Иоанн Златоуст: «Усматривай и из этих слов безмерную благость Господа, как Он, после столь великого долготерпения и теперь еще предсказывает за семь дней, желая вразумить тогдашних людей страхом и привести в раскаяние. А для удостоверения, что Он предсказывает для того, чтобы не привести в исполнение слова Своего, подумай о ниневитянах, и смотри, какое различие между этими и теми. Эти (современники Ноя), спустя столько лет (120 лет строился ковчег) услышали, что несчастие уже при дверях, и однако ж не отстали от греха.

Потому и участь их была не одинакова, но одни избежали погибели (ниневитяне), потому что благой Бог по Своему человеколюбию принял их покаяние, а другие погибли в водах потопа. «Еще бо, – сказано, – седмь дней, наведу дождь на землю». !!!!! Потом, желая усилить страх, Бог говорит: «четыредесять дней и четыредесять нощей». Для чего так? Разве Он не мог, если бы восхотел, навести весь дождь в один день? Что говорю – в один день? В одно мгновение (Он мог). Но Он делает это с намерением, желая в одно и то же время и усилить страх, и дать им возможность избегнуть наказания, хотя оно и было уже при самых дверях ».

 

2) уничтожение Содома и Гоморры: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт. 19:24-25).

Толкование. Проф. Лопухин: ««велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его…» Вопли несчастных, поруганных и угнетенных содомлянами, не находившие себе справедливого суда здесь на земле, дошли до небес и там нашли себе всеправедного Судью и должного Воздаятеля (Быт. 4:10; Быт. 18:20). И так как !!!!! жители Содома доказали свою полную нераскаянность, так что продолжение их жизни лишь увеличивало бы степень их виновности, то правосудный Бог и решается прекратить такое их существование наподобие того, как Он некогда поступил и со всем допотопным человечеством (Быт. 6:5-7)».

Интересный факт=> Свт. Филарет (Дроздов)Московский: «Содом и Гоморр упоминаются здесь как знатнейшие из погибших городов, которых четыре именует Моисей в книге Второзакония (Втор. 29:23), а книга Премудрости (Прем. 10:6) считает пять (примеч.: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор)».

Проф. Лопухин: «Что касается характера самой катастрофы, разразившейся над четырьмя городами Пентополя (Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом, — Втор. 29:23; Ос. 11:8), то, основываясь на данных самого текста («дождем серу и огонь… с неба»), а также принимая во внимание относящиеся к нему библейские параллели (Втор. 29:23; Иер. 49:18, 50:40; 2 Пет. 2:6), свидетельство Иосифа Флавия и изыскания новейших ученых, можно предполагать, что она была двоякого рода: началась она страшным вулканическим извержением, сопровождавшимся пожаром смоляных болот и источников, во множестве покрывавших собой долину Сиддим (Быт. 14:10); а окончилась затоплением всей этой долины из соседнего соленого озера, наступившим вследствие сильного понижения почвы, образовавшегося после вулканического извержения. Так Бог нередко пользуется естественными действиями и явлениями для обнаружения Своей верховной воли.

Замечательно, что море, образовавшееся на месте некогда цветущей Иорданской долины «Сиддим» и обыкновенно известное у нас под именем «Мертвого», в Священном Писании нигде не носит такого эпитета, а называется или морем равнины (Втор. 3:17), или Соленым морем (Быт. 14:3; Чис. 34:3)».

3) побивание камнями человека, собиравшего дрова в субботу: «Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова [в день субботы] к Моисею и Аарону и ко всему обществу [сынов Израилевых]; и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею» (Числ. 15:32-36).

Толкование. Свт. Иоанн Златоуст: !!!!! «Но почему же наказан собиравший дрова в субботу? Потому что если люди с самого начала не соблюдали законы, то они вряд ли стали бы это делать в дальнейшем. Многую и великую пользу вначале приносила суббота - например, делала людей кроткими и человеколюбивыми к ближним, приводила их к познанию промысла и управления Божия и постепенно, как говорит Иезекииль, научала их удаляться от зла и располагала к предметам духовным».

Блж. Феодорит Кирский: «Для чего повелел Бог побить камнями собиравшего дрова в субботу? Чтобы не послужил он образцом в беззаконии, как первый преступивший закон сей».

Прп. Иоанн Кассиан: «Мы знаем также и то, что некоторые за более легкие преступления подпадали под тот же скорый смертный приговор… Так произошло и с собиравшим дрова в субботу и также с Ананией и Сапфирой, которые, по заблуждению неверия, нечто малое утаили из своего имения: не потому, что грехи их были равно тяжки, но потому, что они как первые виновники нового преступления, подавшие прочим пример греха, должны были послужить примером наказания и страха, чтобы всякий, впоследствии покусившийся на то же, знал уже, что и он, подобно тем людям, осужден будет и что если отлагается в настоящее время его наказание, то оно постигнет его в день будущего судного испытания».

4) Завоевание Земли обетованной: «Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных…И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом … и стали поражать жителей Гая; так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего» (Нав. 6-11).

Толкование. Ориген: «Итак, если ты когда-нибудь читаешь в Священных Писаниях о битвах и бойнях праведников и грудах убитых и что святые не щадят вообще никаких врагов, и даже если пощадят, то это вменяется им в грех, как вменилось Саулу, который оставил в живых Агага, царя Амаликова, - понимай войны праведников так, как мы сказали выше, !!!!! потому что они ведут эти войны против греха».

Блж. Феодорит Кирский: «Иные обвиняют Пророка в жестокости за то, что убивает всех без изъятия, и царей вешает на дереве (Нав.8:24–29). Кто обвиняет Пророка, тот обвиняет и Повелевшего ему это; потому что Сам Бог всяческих чрез законодателя Моисея повелел умерщвлять без изъятия всех обитавших на земле той, как !!!!! соделавших достойное конечной гибели и дошедших до крайняго беззакония. Посему-то и потоп навел древле, и Содом и Гоморру огнем истребил».

5) Истребление амаликитян царем Саулом: «И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (1Цар. 15:1-3)

Толкование. Повторение мысли Оригена: «Итак, если ты когда-нибудь читаешь в Священных Писаниях о битвах и бойнях праведников и грудах убитых и что святые не щадят вообще никаких врагов, и даже если пощадят, то это вменяется им в грех, как вменилось Саулу, который оставил в живых Агага, царя Амаликова, - понимай войны праведников так, как мы сказали выше, !!!!! потому что они ведут эти войны против греха».)

Мое примечание: Тот факт, что Сам Бог повелевает убивать еще несмысленных младенцев иноплеменных Израилю народов, среди трудов толковников, с которыми я ознакомился – никак не комментируется. Но современные богословы объясняют это повеление неким «сицилийским признаком» - если даже с самого рождения эти младенцы не знали своего изначального народа и даже были воспитаны в иудейской вере, потом узнав о своих корнях, они обратятся против Израиля. => Младенцев тоже нужно уничтожить.

6) смерть Озы от прикосновения к Ковчегу Завета: «И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: "поражение Озы"» (2Цар. 6:6-8).

Толкование. Свт. Иоанн Златоуст: !!!!! «Оза, поддержавший ковчег, который мог опрокинуться, тотчас умер, потому что прикоснулся к не подобающему ему служению».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: