Алексей Николаевич Леонтьев(1903 — 1979) — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии(эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. |
В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ, однако они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами. Когда живой организм приобретает способность отражать биологически нейтральные свойства и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются более широкими. Отражение биологически нейтральных свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ – поведением, которое можно рассматривать как «вставленную активность». Она "вставлена" между актуальной ситуацией и биологическим витальным актом - обменом веществ. Смысл этой активности состоит в том, чтобы обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют достичь его непосредственно, сразу.
Раздражимость - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.
Чувствительность - это способность организмов отражать биологически нейтральные воздействия, но объективно связанные с биотическими свойствами. Когда речь идет о чувствительности, "отражение", согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле "отражать" - значит реагировать, прежде всего, двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.
Вопрос для самопроверки:
Способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия:
а) объективный критерий наличия психики
б) встречается у животных и растений
в) характерна только для человека
г) встречается редко
ответ: а) объективный критерий наличия психики
В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ
В науке использовались также внешние и внутренние критерии наличия психики. Внешние критерии - психика приписывалась какому-либо существу не потому, что оно обнаруживало определенные свойства поведения, а потому, что оно принадлежало к определенному классу объектов; наличие же психики у данного класса признавалась как аксиома, не требующая доказательств.
Внутренние критерии (функциональные критерии) - способность к поисковому поведению, способность к "гибкому" (в отличие от жестко запрограммированного) приспособлению к среде, способность к индивидуальному обучению, к "проигрыванию" действия во внутреннем плане и др.
Основные тенденции психического развития в филогенезе:
- усложнение форм поведения (форм двигательной активности);
- совершенствование способности к индивидуальному научению;
- усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций).
Уровень психического развития животного определяется сложным соотношением таких факторов, как его морфология, условия жизни (экология) и его поведенческая активность.
А. Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии: (1) стадию элементарной сенсорной психики, (2) стадию перцептивной психики, (3) стадию интеллекта.
Курт Эрнестович Фабри (1923, Вена — 1990,) — советский этолог. К.Фабри изучал возникновение, развитие и функционирование психики у животных. Осветил проблемы общей психологии: отражательной природы психики, взаимосвязи психики и поведения, соотношения врожденного и приобретенного, закономерностей развития психики в филогенезе, условий и предпосылок возникновения и развития психики человека. |
К.Э. Фабри сохраняет лишь первые две стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения "интеллектуальных" и "неинтеллектуальных" форм поведения высших млекопитающих. Затем К, Э. Фабри вводит разделение каждой стадии по крайней мере на два уровня: высший и низший, допуская возможность существования также и промежуточных уровней.
Таблица: Основные этапы развития психики.
Особенности нервной системы | Характеристики психического отражения | Характеристики особенностей поведения |
I стадия. Стадия элементарной сенсорной психики. (простейшие, черви, ракообразные, высшие и низшие насекомые) | ||
Диффузная сетчатая нервная система | Отражение отдельных свойств предмета или совокупности свойств, имеющих биологическое значение | Положительные и отрицательные таксисы, инстинкты, условные рефлексы. |
II стадия Перцептивная психика (восприятие, представление) (насекомые, рыбы, моллюски, птицы, большинство млекопитающих) | ||
Появляются головной и спинной мозг, происходит развитие органов чувств, развитие двигательных органов. | Целостное отражение объекта и ситуации. Появление представлений. Выделение операций как самостоятельных актов, соответствующих не потребности, а условиям, в которых она удовлетворяется. | Инстинкт. Навык. Задачи решаются методом проб и ошибок. |
III стадия Стадия интеллекта и ручного мышления. (обезьяны) | ||
Развитие головного мозга, усложнение строения мозговых клеток, появление извилин, увеличение площади мозговой коры. Появление лобных долей, увеличение веса мозга. | Отражение связей и отношений между предметами (наглядно – действенное мышление) | Появляются орудийная деятельность и интеллектуальные способы решения задач. Реакция озарения (АГА!). При повторении задача решается сразу. Широкий перенос найденных решений на сходную ситуацию. Решение двух фазовых задач. |
IV стадия Стадия сознания (человек) | ||
Колоссальный прогресс мозга. 1/15 от массы тела. Дифференциация лобных долей. Появления центра речи. | Отражение существенных устойчивых связей между объектами. Отражение становится опосредованно речью, возникает понятийное мышление и рациональное логическое познание. | Несовпадение предмета и мотива деятельности. Изготовление орудий труда и их сохранение и передача – из поколений в поколение. Общественный характер труда (разделений функций) Целенаправленный характер деятельности, её планирование. Появление речи и языка. |
Основные определения
Таксисы – (от греч. taxis – порядок, расположение) – врождённые механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в направлении благоприятных жизненно – необходимых условий среды (положительные таксисы) или в направлении от неблагоприятных (отрицательные таксисы) для жизни условий.
Степень сложности и функции таксиса зависят от эволюционного развития животных.
Например:
· у растений они выражаются в изменении направления роста, у низших организмов (одноклеточные и низшие многоклеточные) – в ускорении или замедлении передвижения.
· насекомых летним вечером неудержимо влечёт к зажженной лампе – это тоже проявление таксиса.
· у животных с развитой нервной системой возможен активный выбор направления передвижения и сохранения этого направления (топотаксисы). Такие таксисы – являются постоянными компонентами даже сложных форм поведения.
Рефлексы – (от лат. reflexus – обращённый, отражённый) –
(1) реакция того или иного органа (системы органов), детерминированная воздействием факторов внешней и/или внутренней среды на соответствующие рецепторы, опосредованная нервной системой и проявляемая в виде сокращения мышц, секреции и т.п.
(2) цепь событий, когда сигналы от какого- либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию.
(3) реакции организма, осуществляемые нервной системой в ответ на воздействия внешних или внутренних раздражителей.
Различают условные и безусловные рефлексы.
Безусловные рефлексы – стереотипные реакции организма на внешние и внутренние стимулы. Это более древние реакции, индивидуальные и видовые генетически закреплённые, осуществляемые с участием центральной нервной системы.
Например:
· действия птенца обеспечивающие его вылупление из яйца,
· человек одергивает руку от горячего,
· выделение желудочного сока или слюноотделение при виде пищи.
Условный рефлекс – индивидуально приобретённые приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловно рефлекторным актом. Сущность условного рефлекса – превращение незначимого раздражителя в сигнальный, путём многократного подкрепления раздражения безусловным стимулом.
(опыты Павлова с собакой)
Изучение условных рефлексов связано с именем И. П. Павлова и И. Ф. Толочинова. Они показали, что новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено. Это явление было открыто независимо Эдвином Твитмайером приблизительно в то же время, что и в лаборатории И. П. Павлова. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения.
Инстинкт –
(1) врожденная форма поведения, ответная реакция целого организма, которая является значимыми для вида в целом.
(2) врождённая, гибкая программа специализированного поведения, которая включает в себя подготовку действий, последовательность их реализации, регулировку её с помощью прямой и обратной связи, а так же с помощью общего и корректированного приспособления к условиям среды.
Физиологически инстинкт представляет собой цепь безусловных рефлексов – конец первого рефлекса является пусковым сигналом для другого. Примеры инстинктов: материнский, самосохранения, оборонительный и др.
Навык – действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Такая форма поведения, приобретается живым организмом в течение жизни на основе накопленного опыта.