Шекспир и его окружение в литературе




У. Шекспир и его литературное окружение, их взаимодействие и взаимовлияние

Исполнитель:

Студентка I курса, Группы 100103

Факультета социальных технологий

БЕРДЕННИКОВА Ю.В.

Научный руководитель:

Ст. преподаватель кафедры

Связей с общественностью

Рыбакова О.Б.

 

Санкт-Петербург 2010


Оглавление

 

Введение

. У. Шекспир

Биография У. Шекспира

Творчество У. Шекспира

Идеи

Театр

. Шекспир и его окружение в литературе

Современники

Идеи современников

Литература про Шекспира

Шекспир в наши дни

. Взаимодействие Шекспира с его современниками и предшественниками

Шекспир и Т. Мор

Шекспир и Ф. Бэкон

Шекспир и Д. Мильтон

Шекспир и другие

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Возрождение (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV - XVI вв., в других странах конец XV - начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже, чем, к примеру, в Италии, и у нее были здесь свои важные отличия. Время это было в Англии трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Естественно, первыми, кто стал выражать в книгах мысли и чувства нового времени, были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том, как прекрасно быть человеком - они видели страдания простых англичан. В начале XVI в. появилась книга первого великого гуманиста Англии Томаса Мора "Утопия". В ней описывался вымышленный остров Утопия - общество будущего, где царят справедливость, равноправие, изобилие. Книга Томаса Мора оказала огромное влияние не только на его современников, но и на развитие коммунистических идей в будущем.

Тему Шекспира я выбрала потому, что спустя столько столетий он остается нужным и нераскрытым. Актуальность обеспечена тем, что многие любители Уильяма и его произведений так и не понимают, как вышел в люди их поэт и как складывались его жизненные и творческие пути.

Основные цели моей работы очевидны:

ü Понять, кто же такой был этот человек

ü Чем Шекспир зацепил современников.

ü Узнать и рассказать, в каких отношения находился герой с литературными коллегами той эпохи, были ли у него антиподы

ü Находился ли У. Шекспир на верхушке художества эпохи Возрождения.

Сразу хочется отметить, что английская эпоха Возрождения относится к- началу XIV <https://ru.wikipedia.org/wiki/XIV>- последняя четверть XVI века <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>.

Мои исследования происходили на основе библиографических источников об Англии и всем, что связано с эпохой ренессанса. Конечно, не остались без внимания авторы произведений о Уильяме Шекспире. Именно на основе его идей складывалась вся моя работа и задачи. Так, например, книга Аникста: Шекспир.

Объектом моего исследования стал Уильям Шекспир. А предметом моих исследований стало понятие «взаимодействие» Шекспира и особых людей, имеющих влияние на драматурга. При написании работы я пользовалась методом литературного обзора, и методом сравнения, непосредственно видного в четвертой главе.

Работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена как таковому главному герою моей курсовой - великому поэту и драматургу эпохи ренессанса. В первой главе я освящу читателя с его взглядами, идеями, развитием творчества и нелегкой судьбой. Вторая глава - глава его современников, их отношение к Шекспиру, их мировоззрения и творчество. В совокупности эти две главы дают мне третью, где объясняется их взаимодействие, взаимовлияние. Я выделила в особую категорию тех, чье влияние было самым сильным.

 


У. Шекспир

Биография У. Шекспира

 

Биографические сведения о Шекспире скудны и, часто, недостоверны. Шекспир был величайшим драматургом-гуманистом Англии. Его творчество - вершина литературы эпохи Возрождения. Великий драматург говорил о вечном и неизменном - о человеке, поэтому он постоянно современен и востребован зрителем.

Шекспир Уильям (23.04.1564 - 23.04.1616), родился в городе Стратфорд-он-Эйвон. Его отец был ремесленником, перчаточником, в городе пользовался уважением, его даже один раз избирали мэром. В Стратфордской грамматической школе, где учился Шекспир, как и во всех других учебных заведениях этого рода, главным предметом изучения была латынь. Мы можем не сомневаться, что с начатками латыни Шекспир знакомился по "Латинской грамматике" Колета и Лили, так как существовал специальный королевский указ о том, чтобы этой книгой пользовались во всех английских школах как пособием в изучении латыни. В 18 лет Шекспир женился на дочери соседа-помещика, в его семье было трое детей. 27 ноября 1582 года канцелярией Вустерского епископства было выдано разрешение на брак Уильяма Шекспира с Энн Хетеуэй. Через полгода, 26 мая 1583 года, в стратфордской церкви состоялось крещение Сьюзен, дочери Уильяма Шекспира. Жена Шекспира была дочерью Ричарда Хетеуэя, богатого фермера из деревни Шотери, находившейся в двух милях от Стратфорда. Около 1587 года Уильям перебрался в Лондон, примерно в 1593 году вступил в труппу Р. Бербеджа, работая и как актер, и как режиссер, и как драматург. Покидая Лондон и поселяясь в маленьком провинциальном, городке, Шекспир поступал так, как советовал его любимый Монтень. "Наступил час, когда нам следует расстаться с обществом, так как нам больше нечего предложить ему. И кто не может ссужать, тот не должен брать и взаймы. Мы теряем силы; соберем же их и прибережем для себя... Сократ говорил, что юношам подобает учиться, взрослым - упражняться в добрых делах, старикам отстраняться от всяких дел, как гражданских, так и военных, и жить по своему усмотрению без каких-либо определенных обязанностей".

Так и стал теперь жить Шекспир - без определенных обязанностей. В Стратфорде были его семья и земляки, с которыми он был связан многолетней дружбой.

В 1613 году его жене Энн Шекспир исполнилось пятьдесят семь лет. Ему было сорок девять. Они стали вместе доживать свой век. 25 марта 1616 года Шекспир подписал свое завещание, которое вызвало и вызывает столько споров и недоумений среди биографов великого драматурга.

Основную часть состояния Шекспир завещал своей дочери Сузанне Холл, жене врача. Другой дочери, Юдифи, он оставил 300 фунтов стерлингов деньгами и кубок из золоченого серебра. Жене своей Анне Шекспир он оставил кровать с матрацем, подушками, одеялами - и больше ничего. Правда, биографы утешают нас тем, что Анна Шекспир была всё равно обеспечена, так как получала по закону пожизненно третью часть доходов с недвижимой собственности покойного мужа. Кроме того, при покупке упомянутого нами дома в районе Блэкфрайерс Шекспир отдельной оговоркой в купчей крепости лишил свою жену права пользоваться доходами с этого дома. Все это как будто говорит о разладе, существовавшем между Шекспиром и его женой. Но, с другой стороны, стратфордские старожилы впоследствии рассказывали том, что Анна Шекспир перед смертью настойчиво просила, чтобы ее похоронили в могиле мужа. Если бы Шекспир был несчастен в семейной жизни, до нас, вероятно, дошли хотя бы смутные слухи об этом через устное предание. Шекспир оставил деньги на покупку кольца, эмблемы памяти и дружбы, Ричарду Бербеджу, а также двум другим товарищам по сцене, Хеминджу и Конделю, которые впоследствии, в 1623 году, выпустили первое собрание пьес Шекспира.

Джон Уорд, бывший священником в Стратфорде с 1662 по 1681 год, записал в своем дневнике (вероятно, со слов старожилов), что Шекспир, Бен Джонсон и поэт Драйтон выпили при встрече, что и явилось причиной смерти Шекспира. Биографы предполагают приступ грудной жабы - болезни, которой, кстати сказать, страдают многие актеры.

Шекспир умер 23 апреля 1616 года, как раз в тот день, когда ему исполнилось 52 года. Он похоронен в стратфордской церкви. Над могилой его написаны стихи, заклинающие не трогать его праха. Стихи над могилой Шекспира явились причиной того, что и сейчас прах его по-прежнему покоится в небольшом (насчитывающем около двенадцати тысяч жителей), но прославленном его именем городке Стратфорде и не перенесен в Вестминстерское аббатство.

Творчество У. Шекспира

 

Творческий ум отличается от обыкновенного ума тем, что он не только воспринимает прекрасное, но оно возбуждает в нем самом стремление творить. Такой ум был у Шекспира. Он жадно вбирал все, что могло помочь его искусству. Но он был не только должником. Взяв в долг, Шекспир отдавал сторицей. Шекспировское творчество приходится отчасти на конец царствования Елизаветы (1558-1603), отчасти на первое десятилетие правления Стюартов. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии "Укрощение строптивой" (1593 г.), "Сон в летнюю ночь" (1596 г.), "Много шума из ничего" (1598 г.), трагедия "Ромео и Джульетта" (1595 г.). В исторических хрониках "Ричард III" (1593 г.), "Генрих IV" (1597-98 гг.) запечатлен кризис феодальной системы. Углубление общественных противоречий обусловило переход Шекспира к жанру трагедии - "Гамлет" (1601 г.), "Отелло" (1604 г.), "Король Лир" (1605 г.), "Макбет" (1606 г.). Социально-политическая проблематика характерна для, так называемых, "римских" трагедий: "Юлий Цезарь" (1599 г.), "Антоний и Клеопатра" (1607 г.), "Кориолан" (1607 г.). Поиски оптимистического решения социальных трагедий привели к созданию романтических драм "Цимбелин" (1610 г.), "Зимняя сказка" (1611 г.), "Буря" (1612 г.), носящих оттенок своеобразной поучительной притчи. Тонкое проникновение в психологию героев, яркая образность, общественное толкование личных переживаний, глубокий лиризм отличают эти поистине великие произведения, пережившие века, ставшие бесценным достоянием и неотъемлемой частью мировой культуры.

Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в "сонетном ключе". Любовь и дружба пока выступают, как в "Ромео и Джульетте", силой, утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще впереди, как и разорванность сознания, воплощенная в принце датском. Шекспировский канон (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм, написанных преимущественно белым стихом. Они очень разнообразны по своему внутреннему характеру, в зависимости от того времени, когда они были написаны. Вместе с тем они относятся к самым различным существовавшим тогда драматическим жанрам.

В разные периоды своего творчества Шекспир избирал по преимуществу то те, то другие из этих жанров. Различают три периода творчества Шекспира.

Первый период характеризуется глубоким оптимизмом, преобладанием светлых, веселых тонов. Сюда прежде всего относится ряд жизнерадостных и живописных комедий Шекспира, нередко окрашенных сильным лиризмом: "Комедия ошибок" (1592-1593), "Укрощение строптивой" (1593-1594), "Два веронца" и"Бесплодные усилия любви" (1594-1595), "Сон в летнюю ночь": (1595-1596),"Венецианский купец" (1596-1597), "Много шуму попусту" (1598-1599), "Как вам это понравится" и "Двенадцатая ночь" (1599-1600).Одновременно с этим Шекспир создает серию своих "хроник": 2-ю и 3-ю часть "Генриха VI" (1590-1591), затем 1-ю часть "Генриха VI" (1591-1592), "Ричарда III" (1592-1593), "Ричарда II" (1595-1596), две части "Генриха IV" (1597-1598) и "Генриха V" (1598-1599). Хотя в этих пьесах нередко изображаются очень мрачные и жестокие картины, все же в них преобладает радостное утверждение жизни. Наконец к этому периоду относятся также три ранние трагедии Шекспира: "Тит Андроник" (1593-1594), "Ромео и Джульетта" (1594-1595) и "Юлий Цезарь" (1599-1600).

Во второй период, с 1600 по 1608 год, Шекспир ставит и разрешает великие трагические проблемы. Почти регулярно по одной в год он пишет одну за другой свои трагедии: "Гамлет" (1600-1601), "Отелло" (1604-1605), "Макбет" и "Король Лир" (1605-1606), "Антоний и Клеопатра" (1606-1607), "Кориолан" и "Тимон Афинский" (1607-1608).

Наконец в третий период, с 1608 по 1612 год, Шекспир пишет почти исключительно трагикомедии, пьесы, в которых господствует мечтательное, лирическое отношение к жизни: "Перикл" (1608-1609), "Цимбелин" (1609-1610),"Зимняя сказка" (1610-1611), "Буря" (1612-1613). И лишь в самом конце он присоединяет к ним еще одну хронику - "Генрих VIII" (1612-1613). (Для целого ряда пьес Шекспира время их написания с полной точностью определить очень трудно. Добавим также, что некоторые из пьес не являются, вероятно, плодом единоличного творчества Шекспира. Возможно, например, что три части "Генриха VI", "Комедия ошибок" и "Тит Андроник" лишь переделки чужих пьес, а "Троил и Крессида", "Тимон Афинский", "Перикл" и "Генрих VIII" написаны им в сотрудничестве с другими авторами.)

Все творчество Шекспира является выражением гуманистических идей в их самой глубокой и чистой форме. Шекспир раскрывает сущность человеческих характеров и отношений, причины и следствия человеческих поступков, предоставляя самим зрителям или читателям сделать из этого вывод. Он помогает нам шире и глубже понять жизнь; и тот вывод, который мы делаем, вытекает не из отдельных образов Шекспира, а из всего замысла его пьес, и в той широкой картины жизни и ее конфликтов, которая заключена в каждой из них.

 

Идеи

 

Вечная неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в сонетах, тесно переплетена с темой дружбы. В любви и дружбе поэт обретает подлинный источник творческого вдохновения независимо от того, приносят ли они ему радость и блаженство или же муки ревности, печаль, душевные терзания.

Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в "сонетном ключе". Любовь и дружба пока выступают, как в "Ромео и Джульетте", силой, утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще впереди, как и разорванность сознания, воплощенная в принце датском. Пройдет несколько лет - и победа гуманистического идеала отодвинется для Шекспира в далекое будущее.

Самое примечательное в сонетах Шекспира - постоянное ощущение внутренней противоречивости человеческого чувства: то, что является источником наивысшего блаженства, неизбежно порождают страдания и боль, и наоборот, в тяжких муках рождается счастье.

Это противоборство чувств самым естественным образом, какой бы сложной не была метафорическая система Шекспира, укладывается в сонетную форму, которой диалектичность присуща "от природы".

Театр

 

Творчество Шекспира в основном было связано с демократическими «общедоступными» театрами, к которым принадлежал знаменитый «Глобус». В «Глобусе» Шекспир поставил большинство своих пьес. Еще в начале своей творческой деятельности Шекспир приобрел заслуженную славу как талантливый драматург. Трудно переоценить его вклад в развитие театральных традиций, именно он открыл новую эпоху драматической литературы, и впоследствии его произведения переросли свой век и сохранили актуальность и интерес до наших дней.

Пьесы Шекспира написаны были не для театра вообще, а для вполне определенной труппы. Начиная с 1594 г., когда сформировалось актерское товарищество, взятое под покровительство лорд-камергером, Шекспир создавал пьесы, рассчитанные на актеров своей труппы. Главные роли в каждой пьесе предназначались пайщикам актерского товарищества. Внимательно читая пьесы, можно определить, на какие актерские амплуа рассчитаны роли в хрониках, трагедиях и комедиях Шекспира.

Шекспир начинал в театре как актёр. к 1592 году он выдвинул себя как драматург, а его пьесы стали привлекать внимание. За первые пять лет он написал трилогию «Генрих VI», «Тита Андроника», «Ричард III», «Укрощение строптивой».

Шекспир написал без малого сорок трагедий, комедий, исторических пьес. Они навсегда остались богатством и гордостью мировой культуры. Самые знаменитые из них - «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606).

В этих и других пьесах Шекспир воспользовался лучшими достижениями и чертами античного, то есть древнегреческого и древнеримского театра: показал на сцене большие чувства, сильные человеческие страсти. А великое сценическое открытие самого Шекспира состояло в том, что он первым показал на подмостках театра не только страсти, но и характеры действующих лиц. У него чувства героя всегда сочетаются с чертами его характера. Гамлет, например, способен на смелые и благородные поступки, но долго колеблется. Отелло, наоборот, слишком торопится поверить в виновность своей жены, Дездемоны. Король Лир поддается необузданному гневу и перестает понимать, кто из дочерей ему действительно предан: на него нападает душевная слепота. Макбет становится жертвой своего честолюбия. А мужественного полководца Кориолана губят его гордость и презрение к народу.

Шекспир первым вывел на сцену реальные эпизоды истории человечества и осветил важную роль народа на исторических поворотах. Величайшие актеры и режиссеры мира прославились в постановках шекспировских пьес, в ролях шекспировских героев. И многим это еще, несомненно, предстоит.

 


Шекспир и его окружение в литературе

Современники

 

Рассмотрим поверхностно самых знаменитых современников У. Шекспира. Их творческие пути будут рассмотрены в последующих главах.

. Бомонт, Френсис (1584-1616) Учился в Оксфорде, куда его отдали в надежде на то, что потом он станет духовным лицом. Карьера священника его не привлекала, и он перебрался в Лондон и вступил в юридическую корпорацию Иннер-Темпл. Написал пьесы «Женоненавистник» (1606) и «Рыцарь пламенеющего пестика» (1607).

. Деккер, Томас (1572-1632) участник «войны театров», или как он сам её называл «поэтомахия». Один из соавторов трагедии «Сэр Томас Мор». Его перу принадлежат также пьесы «Праздник башмачника» (1599), «Добродетельная шлюха» (1604)

. Мор Томас, английский писатель и государственный деятель, родился в 1478 г. В 1508 г. Эразм написал свое самое выдающееся произведение - «Похвалу Глупости» и посвятил книгу своему другу.

4. Френсис Бэкон (англ. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Francis Bacon); 22 января <https://ru.wikipedia.org/wiki/22_%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F> 1561 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1561> - 9 апреля <https://ru.wikipedia.org/wiki/9_%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F> 1626 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1626>) - английский <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%8F> философ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84>, историк <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA>, политический деятель <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C>, основоположник эмпиризма <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC>. В 1584 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1584> был избран в парламент. С 1617 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1617> лорд-хранитель печати <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9B%D0%BE%D1%80%D0%B4-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B8&action=edit&redlink=1>, затем - лорд-канцлер <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%80%D0%B4-%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%BB%D0%B5%D1%80>; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1621> привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.

. Джон Мильтон (англ. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> John Milton; 9 декабря <https://ru.wikipedia.org/wiki/9_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1608 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1608>, Лондон <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD> - 8 ноября <https://ru.wikipedia.org/wiki/8_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1674 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1674>, Лондон <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD>) - английский поэт, политический деятель, мыслитель.

 


Идеи современников

 

От средневековой литературы литература той эпохи отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Очень большую роль на английскую литературу сыграла Классическая литература и итальянская поэзия. Расцветает форма сонета, введённого Томасом Уэйаттом и вслед за ним более талантливо разработанного графом Сурреем. История английской литературы эпохи Позднего Средневековья и Возрождения во многом сходна с литературой французской, несмотря на минимальное внешнее сходство. И там, и там средневековая литературная традиция сохраняла свои позиции вплоть до середины XVI столетия, если не позже. В Англии, как и во Франции, гуманистическая культура Италии оказала сильнейшее воздействие на светских интеллектуалов. Однако в Англии гуманистическая традиция породила блестящую школу ученых-естественников. Моральная философия, конек французских мыслителей, в Англии имела не такое принципиальное значение, как натурфилософия. Поэты Возрождения любили идеализировать предмет своего поклонения. Типичный пример такой идеализации - стихотворение современника Шекспира, поэта Бартоломью Гриффина. Это отчасти объяснялось тем, что в Англии издавна существовала собственная богословская традиция, берущая начало от богословия раннего Средневековья и мало связанная с ортодоксальными течениями католической культуры.

Литература про Шекспира

 

От шекспировской эпохи (точная дата не установлена) дошла пьеса «Сэр Томас Мор». Возможно, в ее создании принял участие У. Шекспир. Есть рукопись этой пьесы, в которой имеется вставка величиной в 147 строк, вполне возможно, что они написаны рукой Шекспира, в этом случае до нас дошел автограф великого драматурга, а не только несколько образцов его подписей.

В 1597 г. фамилия Шекспира в первый раз появилась на титульном листе издания пьесы. То была комедия "Бесплодные усилия любви". А в следующем году вышла книжечка одного любителя литературы и театра Френсиса Мереза "Palladis Tamia, или Сокровищница ума". Она содержала обзор английской литературы, причем отечественные писатели сопоставлялись с древнеримскими и итальянскими авторами.

Одним из собирателей стал священник Томас Фуллер (1608-1661), окончивший Кембриджский университет. Написанная им "История знаменитостей Англии" (History of the Worthies of England) вышла в свет уже после его смерти (1662). Он еще застал в живых современников Шекспира и записал их рассказы. Они приведены в этой книге, и С. Шенбаум рассматривает степень их достоверности. Собрал разные сведения о Шекспире и выученик Оксфордского университета Джон Обри (1626-1697). По свидетельству знавших его, он был не слишком тщателен в проверке сведений, и собранные им предания о Шекспире точностью не отличались.

Итак, как при жизни Шекспира, так и после его смерти биографические данные о нем оставались почти неизвестными. Что-то рассказывали о нем стратфордские старожилы, какие-то предания сохранились и передавались из поколения в поколение в актерской среде. Но ничего достоверного о жизни Шекспира не было известно. Серьезное изучение Шекспира началось в XVIII в. Появились литераторы и ученые, занявшиеся изучением жизни и творчества Шекспира. Первое почетное место в ряду их принадлежит драматургу Николасу Роу (1676-1718). В 1709 г. он издал собрание сочинений Шекспира, сопроводив его биографией поэта. Он собрал для нее разные сведения, как достоверные, так и сомнительные. Как бы то ни было, он создал первое связное жизнеописание Шекспира, легшее в основу всех последующих биографий. История установления биографии Шекспира описана в ряде трудов. Из них самый новейший и самый обстоятельный создан автором данной книги - известным американским шекспироведом Сэмом Шенбаумом. Это его "Шекспировские биографии" (Shakespeare's Lives. Oxford - New York, 1970). На восьмистах с лишним страницах здесь изложена вся история собирания материалов о жизни Шекспира. Как показывает Шенбаум, при восстановлении биографии Шекспира не обошлось без ошибок, хуже того, некоторые, скажем мягко, "энтузиасты" пытались восполнить недостаток материалов сфабрикованными ими "документами».

Хвалу Шекспиру воздали и другие современные ему поэты и драматурги. Ни у кого не было даже тени сомнения в том что он автор созданных им пьес, поэм и сонетов.

Шекспир в наши дни

 

Творчество Шекспира составляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Шекспир достиг величайшей для своего времени глубины в изображении больших исторических противоречий, борьбы старого с новым. В титанических образах он запечатлел борьбу темного и светлого начала как в обществе, так и в самом человеке. Поэтому его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением. Лучшие произведения Шекспира идут на сценах наших отечественных театров. Они стали достоянием широкой публики. Большую известность приобрели фильмы Григория Козинцева "Гамлет" и "Король Лир". На тему "Ромео и Джульетты" Сергеем Прокофьевым написана музыка к одноименному балету. Исполнением роли Джульетты в Большом театре прославилась Галина Сергеевна Уланова. Алексей Бартошевич говорил, что Шекспир пишет для будущего, и он был прав.

Кроме работы по Шекспиру, кабинет с 1938 года занимается изучением тех произведений западноевропейской классики, а также современной европейской и американской драматургии, которые идут на советской сцене. Из английских и американских драматургов следует прежде всего назвать: Шеридана, Гольдсмита, Шоу, Пристли, Лилиан Хелман; из французских - Мольера, Бомарше; из испанских - Лопе де Вега; из итальянских - Гольдони; из немецких - Шиллера; из скандинавских - Ибсена. Проводится работа и по античной драматургии.

Шекспир - наивысшее выражение английской ренессансной литературы, более того, всей английской литературы: равного ему по творческому величию, значительности и жизнеспособности его наследия нет в литературной истории Англии. Национальный гений, Шекспир принадлежит к гениям европейской и мировой литературы, к небольшому числу писателей, которые оказывали и оказывают интенсивное воздействие на развитие многих национальных литератур и на всю духовную культуру мира.

Уильям был гением своей эпохи, насыщал дам слезами и восторгом. Спустя столько времени он не перестает быть знаменитым. Его пьесами зачитываются девушки 15 лет, очень любят семейные пары и люди, которые от души любят посмеяться. Я читала трагедии автора, читала комедии и вынесла из них много смысла. Ведь секрет успеха не только в сценическом мастерстве как таковом, но и в том, чтобы найти в драмах Шекспира те мотивы, которые отвечают самым важным запросам современности. Что же касается игры слов, то наш современный читатель более чем подготовлен к ее восприятию - была бы она переведена. Прочитав 66 сонет Шекспира, удивилась насколько современно он звучит, и в очередной раз пришла к выводу, что в мире ничего нового не происходит. На все времена одни и те же проблемы, те же страдания. А вы как думаете?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: